ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тимофеева Юлия Сергеевна1, Ситранова Светлана Борисовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Аннотация
Данная статья посвящена описанию дополнительного образования взрослых в системе современного образования. Освещена роль дополнительного образования взрослых в системе непрерывного образования в информационном обществе, направления его развития в России, охарактеризована оценка студентами потребности в непрерывном образовании.

Ключевые слова: дополнительное образование, информальное образование, концепция, Непрерывное образование, неформальное образование, образовательная программа, студенты, формальное образование


ADDITIONAL ADULT EDUCATION IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

Timofeeva Yuliya Sergeevna1, Sitranova Svetlana Borisovna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University Kozma Minin

Abstract
This article is devoted to description of additional education of adults in continuing education. The article deals with the role of supplementary education in the information society, the directions of its development in Russia, characterized by evaluation of students in continuing education needs.

Keywords: educational program, formal education, further education, informal education, lifelong education concept, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева Ю.С., Ситранова С.Б. Дополнительное образование взрослых в системе современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72553 (дата обращения: 29.03.2024).

Дополнительное образование – это возможность получения образования на протяжении всей жизни. Слово «дополнительное» в данном контексте является ключевым, постольку, поскольку, означает добавление знаний к уже имеющемуся опыту. Оно служит для взрослой категории неким «билетом» для решения профессиональных и жизненных проблем [6].

В современных условиях в контексте развития идей непрерывного образования система дополнительного образования становится всё более актуальной. Дополнительное образование представляет собой самую гибкую и эффективную форму образования, которая позволяет реализовать идеи «образования длиною в жизнь» и «образования шириною в жизнь» [4]. На сегодняшний день оно является одной из неотъемлемых форм обучения.

Мотивация обучения взрослых обозначается в повышении уровня квалификации, также в познавательном интересе, актуализации или продвижении образовательного уровня и в саморазвитии.

Функциями непрерывного образования служат развивающая функция, компенсирующая, адаптивная и интегрирующая функции.

Результатом непрерывного образования являются:

  1. Грамотность (социально – педагогическая характеристика личности, которая отражает способность к адекватной переработке и интеграции социокультурной информации, характеризующая меру адаптивности человека к условиям существования.
  2. Компетентность  (интегральная личностная характеристика, включающая профессиональную подготовку, развитые личные профессиональные качества, эффективность установки и мотивацию, которые позволяют эффективно выполнять профессиональные функции и решать профессиональные задачи).
  3. Культура.

Значение образовательных программ для взрослых проявляется во влиянии уровня образования на развитие социума, культуры и экономики, выступает средством обеспечения  демократических свобод, системообразующим моментом государственной защищенности государства, условием эффективного общественного развития [2].

Значимость дополнительного образования в России подтверждается созданием Проекта Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года. Целью данного проекта является создание условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации. В данной Концепции закреплено понятие непрерывного образования.

В данной концепции отражены три основных вида непрерывного образования [5]:

  1. Формальное образование – заключается в освоении образовательных программ в тех организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
  2. Неформальное образование – связано с повышением квалификации, основными формами которого являются курсы, семинары, тренинги и т.д.
  3. Спонтанное образование – индивидуальная познавательная деятельность, направленная  на саморазвитие человека, для получения новых знаний, не связанных с профессиональной деятельностью (информальное образование).

К основным направлениям реализации Концепции относятся [3]:

  • Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения;
  • Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения;
  • Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.

Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.

В Концепции так же  отражено понятие непрерывного информального образования, которое включает в себя следующие напрвления:

  1. Развитие системы оценки и признание квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем (признание online-курсов, дополнительных образовательных программ и т.д.);
  2. Развитие корпоративного образования (дистанционное обучение, наставничество, сетевое взаимодействие образовательных и информационных технологий);
  3. Развитие модульных схем получения квалификаций;
  4. Совершенствование исполнения финансовых механизмов;

Исследуя восприятие и потребность студентов в дополнительном образовании, нами было проведено социологическое исследование в марте 2016 года на базе НГПУ им. К. Минина в форме анкетного опроса [1].

Целью исследования выступало определение знания студентов о непрерывном образовании и их готовности к посещению курсов дополнительного образования.

Задачами исследования являлись:

  • выявление интереса обучающихся к получению дополнительного образования;
  •  определение потребности обучающихся в дополнительном образовании;
  • выявление целей получения дополнительного образования.

Выборка составила 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, в неё вошли студенты очной и заочной формы обучения. Средний возраст опрошенных составил 21 год.

В результате исследования были получены следующие результаты:

Более 86% обучающихся ранее принимали участие в программах дополнительного образования.

Все участники опроса при ответе на вопрос о необходимости посещения курсов дополнительного образования, указали, что для них курсы дополнительного образования являются неотъемлемой частью профессионального образования.

Для  большинства анкетируемых (85%) целью посещения курсов – является повышение профессиональной квалификации, меньшая же часть опрошенных (15%) осталась при мнении, что курсы дополнительного образования нужны им для развития и саморазвития.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

  1. в целом студенты адекватно понимают сущность дополнительного образования, рассматривают его в контексте непрерывного образования;
  2. осознают важное значение дополнительного образования в обеспечении качества профессиональной подготовки будущего специалиста;
  3. у студентов выявлена потребность в дополнительном образовании.

Таким образом, можно заключить, что дополнительное образование обеспечивает:

  1. развитие мышления, коммуникативных навыков, установок и изменение самооценки;
  2. развитие креативности обучающихся посредством решения образовательных, научных, профессиональных и общественных проблем;
  3. способствует вторичной социальной и профессиональной ориентации обучающихся;
  4. обеспечивает эффективную адаптацию в современном информационном обществе.

В заключении, можно сделать вывод, что в современном обществе наивысшей целью является получение новых знаний. При стремительном развитии современных технологий общество нуждается в быстрой адаптации  и  их освоению. Дополнительное образование во многом упрощает сложившуюся ситуацию.


Библиографический список
  1. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 1). 2016. с. 158-162.
  2. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (15 мая 2016 г.). – Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 197 с. С. 3-5
  3.  Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс] // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союз ДПО). [2013]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 14.10.2016).
  4. Ворошилова О.С., Прихунова Ю.А. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66529 (дата обращения: 24.05.2016).
  5. Хизбуллина Р.Р. Теоретико-методологические подходы к изучению системы непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14891 (дата обращения: 02.05.2016).
  6. Ситранова С.Б. Слагаемые педагогической технологии: социальные и технические сервисы // Проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2015). Н.Новгород: Мининский университет, 2015. 436 с. С. 113-115


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тимофеева Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация