УДК 377

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Ворошилова Оксана Сергеевна1, Прихунова Юлия Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 3 курса

Аннотация
В статье рассмотрено понятие обучение в течение всей жизни, дана его характеристика и основные аспекты касающиеся непрерывного образования, приведены статистические данные и результаты исследования данного направления.

Ключевые слова: дополнительное образование, информальное обучение, Непрерывное образование, образование, обучение в течение жизни


ESSENCE AND FEATURES OF LIFELONG LEARNING

Voroshilova Oksana Sergeevna1, Prihunova Julia Andreevna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University Kozma Minin, 3rd year student

Abstract
The article the concept of learning throughout life, given their characteristics and the main aspects concerning continuous education, the statistical data and results of research in this direction.

Keywords: continuing education, education, further education, informal learning, lifelong learning


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ворошилова О.С., Прихунова Ю.А. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66529 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время в нашем государстве замечается активное совершенствование образования, формирование новейших просветительных модификаций, систем, методологических технологий и методичных комплексов, позволяющих гарантировать образованию единство, системность и результативность, отвечающие более высокому мировому уровню, что в особенности важно в мире минувших событий связанных с вхождением Российской Федерации в Болонский процесс. Особую значимость обретает образование в течение всей жизни, нацеленное на формирование специализации человека в рамках социальной системы, способствующей социальной востребованности всего спектра возможностей и знаний каждого человека [2].

В связи с глобализацией, информатизацией и технологизацией в современном мире происходит быстрое изменение содержания трудовой и профессиональной деятельности, что требует постоянного обучения. Обучение в течение всей жизни – это обучение в рамках и за рамками формального образования;  это та цель, к которой стремились участники Болонского процесса. В рамках такого обучения обучаемый уходит от старых методов обучения, применяется инновационный подход к восприятию информации и превращение её в новое знание.  В настоящее время в России это направление недостаточно сформировано, так как образовательные организации не осведомлены о понятиях «обучение в течение всей жизни» и «непрерывное образование и обучение» и даже не умеют их различать [1].

Идея непрерывного образования появилась в XX в., однако её корни можно встретить ещё в период древнейших философов. Общечеловеческая и мировоззренческая значимость данной идеи велика, так как её значение состоит в том, чтобы гарантировать любому человеку возможность непрерывного совершенствования, креативного и профессионального развития, обновления знаний, умений, способностей и качеств в течении всей жизни, а следовательно, способствовать процветанию всего общества. Обучение в течение всей жизни может рассматриваться как обучение, длительность которого равна длительности жизни человека. Обучение в течение жизни подразумевает, что человеку нужно продолжать обучаться не только лишь с помощью информальных способов, что делает любой человек в любом случае (ежедневное обучение), но и посредством многократного получения формального образования, обновления знаний, умений и способностей, свойственных ранее имеющемуся у человека уровню образования. Формальное обучение связано с получением конкретных квалификаций и степеней. Неформальное обучение никак не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа [5].

Информальное обучение реализуется за счет самообразования лица в течение ежедневной деятельности, имеющей отношение к занятию, семье либо досугу. Информальное обучение никак не ведет к получению важного документа. Обучение в течение всей жизни подразумевает широту разных учебных сторон жизни человека, усовершенствование не только лишь его профессиональных способностей, но и иных не менее значимых, предопределенных потребностью или элементарно увлекательных для него видов деятельности. Самомотивация к учебе предполагает, то что индивид преднамеренно старается увеличить степень собственных познаний, что, безусловно, даст воздействие на его умственное формирование и вероятность завоевать конкурентоспособную позицию на рынке труда.

Нами было проведено исследование с помощью социологического опроса, в котором мы опросили студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, задав им несколько вопросов. Вопросы касались обучения в течение всей жизни:

1. Что такое обучение в течение жизни?

2. Как Вы относитесь к обучению в течение жизни?

3. Различаете ли Вы понятия «непрерывное образование» и «обучение в течение жизни»?

В опросе участвовали 100 человек, на первый вопрос 45% опрошенных дали правильный ответ; на второй вопрос 80% опрошенных относятся к обучению в течение жизни положительно, 10% – отрицательно и столько же относятся к обучению в течение жизни нейтрально. Спросив ответ на третий вопрос, 96% студентов ответили, что эти понятия равнозначны, остальные 4% сумеют сформулировать различия между непрерывным образованием и образованием в течение всей жизни. Полученные нами данные подкреплены результатами исследования, проделанными различными ВУЗами. В них отмечено, что около 65% образовательных организаций различают понятия «обучение в течение всей жизни» и «непрерывное образование». Более 95% (среди ведущих вузов – 80%) рассматривают стратегию развития «обучения в течение всей жизни» и/или «не- прерывного образования» в качестве составляющей миссии [3].

На основе всех исследований можно сделать выводы:

1. Для реализации и развития обучения в течение всей жизни необходимо формальное лицензирование образовательных программ, что препятствует организации гибкого образовательного процесса.

2. Большинство форм образования в течение жизни финансируется на средства предприятия, бизнеса, либо самими учащимися.

3. Законодательная база Российской Федерации не создает тех условий, в которых возможен перезачет или признание результатов образования, полученного неформально.

4. Ослабленная финансовая поддержка со стороны государства.

5. Не включена во внимание промежуточная и итоговая аттестация лиц, освоивших образовательную программу с помощью самообразования или семейного образования.

Отмечается, то что образование в течение целой жизни является наиболее важным компонентом нынешних образовательных концепций. Без исключения, немалую значимость в них выступает неофициальное обучение (курсы, тренинги, малые проекты), и информальное обучение, которое реализуется в результате самообразования людей.

Итак, тема постоянного образования является наиболее важной, и, невзирая на то, что представление непрерывного образования в Российской Федерации возникло относительно не так давно, стала неоспорима его потребность как единого качества образовательной модификации.

Создание и регулирование понятийного аппарата представляются существенной надобностью и представляются как общая деятельность заинтересованных ВУЗов, компаний, координируемая влиятельной тренировочной, академической либо социально-профессиональной системой [4].

Можно сказать, что понятие в  течение всей жизни призвано усилить значимость понятия образования, придать ему особую целесообразность, неслучайность, осознанность. Данное направление в современной системе образования Российской Федерации развито, но ему не уделяют достаточно внимания. Если произойдет модернизация законодательной базы, усилится государственная финансовая помощь, то направление можно будет считать успешным и прогрессивным. Также стоит уделить внимание лицам, освоившим образовательную программу с помощью самообразования или семейного образования. В наше время важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков – таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности. А этому нужно учиться в течение все жизни, ведь прогресс не стоит на месте.


Библиографический список
  1. Горбашко Е.А.Бонюшко Н.А.Семченко А.А. СМК вуза: монография для аспирантов всех форм обучения при изучении учебной дисциплины «Система менеджмента качества в образовании». СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012
  2. Нигматуллина, И.А., 2012. Готовность к обучению в течение всей жизни (монография) Изд.: LAP Lambert Academic Publishing Gmb H & Co. -С. 76-77.
  3. Общая стратегия развития МГИМО (2009-2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univolga.ru/sites/univolga.ru/files/mgimo.doc.
  4. Россия в Европейском пространстве высшего образования/под ред. Артамоновой Ю.Д., Демчука А.Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А.А. – Издательство Московского университета. 125009. – 2015 г. – 62 с.
  5. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16182326
  6. Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17318598.


Все статьи автора «Ворошилова Оксана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация