Дополнительное образование – это возможность получения образования на протяжении всей жизни. Слово «дополнительное» в данном контексте является ключевым, постольку, поскольку, означает добавление знаний к уже имеющемуся опыту. Оно служит для взрослой категории неким «билетом» для решения профессиональных и жизненных проблем [6].
В современных условиях в контексте развития идей непрерывного образования система дополнительного образования становится всё более актуальной. Дополнительное образование представляет собой самую гибкую и эффективную форму образования, которая позволяет реализовать идеи «образования длиною в жизнь» и «образования шириною в жизнь» [4]. На сегодняшний день оно является одной из неотъемлемых форм обучения.
Мотивация обучения взрослых обозначается в повышении уровня квалификации, также в познавательном интересе, актуализации или продвижении образовательного уровня и в саморазвитии.
Функциями непрерывного образования служат развивающая функция, компенсирующая, адаптивная и интегрирующая функции.
Результатом непрерывного образования являются:
- Грамотность (социально – педагогическая характеристика личности, которая отражает способность к адекватной переработке и интеграции социокультурной информации, характеризующая меру адаптивности человека к условиям существования.
- Компетентность (интегральная личностная характеристика, включающая профессиональную подготовку, развитые личные профессиональные качества, эффективность установки и мотивацию, которые позволяют эффективно выполнять профессиональные функции и решать профессиональные задачи).
- Культура.
Значение образовательных программ для взрослых проявляется во влиянии уровня образования на развитие социума, культуры и экономики, выступает средством обеспечения демократических свобод, системообразующим моментом государственной защищенности государства, условием эффективного общественного развития [2].
Значимость дополнительного образования в России подтверждается созданием Проекта Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года. Целью данного проекта является создание условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации. В данной Концепции закреплено понятие непрерывного образования.
В данной концепции отражены три основных вида непрерывного образования [5]:
- Формальное образование – заключается в освоении образовательных программ в тех организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
- Неформальное образование – связано с повышением квалификации, основными формами которого являются курсы, семинары, тренинги и т.д.
- Спонтанное образование – индивидуальная познавательная деятельность, направленная на саморазвитие человека, для получения новых знаний, не связанных с профессиональной деятельностью (информальное образование).
К основным направлениям реализации Концепции относятся [3]:
- Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения;
- Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения;
- Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.
Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.
В Концепции так же отражено понятие непрерывного информального образования, которое включает в себя следующие напрвления:
- Развитие системы оценки и признание квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем (признание online-курсов, дополнительных образовательных программ и т.д.);
- Развитие корпоративного образования (дистанционное обучение, наставничество, сетевое взаимодействие образовательных и информационных технологий);
- Развитие модульных схем получения квалификаций;
- Совершенствование исполнения финансовых механизмов;
Исследуя восприятие и потребность студентов в дополнительном образовании, нами было проведено социологическое исследование в марте 2016 года на базе НГПУ им. К. Минина в форме анкетного опроса [1].
Целью исследования выступало определение знания студентов о непрерывном образовании и их готовности к посещению курсов дополнительного образования.
Задачами исследования являлись:
- выявление интереса обучающихся к получению дополнительного образования;
- определение потребности обучающихся в дополнительном образовании;
- выявление целей получения дополнительного образования.
Выборка составила 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, в неё вошли студенты очной и заочной формы обучения. Средний возраст опрошенных составил 21 год.
В результате исследования были получены следующие результаты:
Более 86% обучающихся ранее принимали участие в программах дополнительного образования.
Все участники опроса при ответе на вопрос о необходимости посещения курсов дополнительного образования, указали, что для них курсы дополнительного образования являются неотъемлемой частью профессионального образования.
Для большинства анкетируемых (85%) целью посещения курсов – является повышение профессиональной квалификации, меньшая же часть опрошенных (15%) осталась при мнении, что курсы дополнительного образования нужны им для развития и саморазвития.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
- в целом студенты адекватно понимают сущность дополнительного образования, рассматривают его в контексте непрерывного образования;
- осознают важное значение дополнительного образования в обеспечении качества профессиональной подготовки будущего специалиста;
- у студентов выявлена потребность в дополнительном образовании.
Таким образом, можно заключить, что дополнительное образование обеспечивает:
- развитие мышления, коммуникативных навыков, установок и изменение самооценки;
- развитие креативности обучающихся посредством решения образовательных, научных, профессиональных и общественных проблем;
- способствует вторичной социальной и профессиональной ориентации обучающихся;
- обеспечивает эффективную адаптацию в современном информационном обществе.
В заключении, можно сделать вывод, что в современном обществе наивысшей целью является получение новых знаний. При стремительном развитии современных технологий общество нуждается в быстрой адаптации и их освоению. Дополнительное образование во многом упрощает сложившуюся ситуацию.
Библиографический список
- Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 1). 2016. с. 158-162.
- Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (15 мая 2016 г.). – Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 197 с. С. 3-5
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс] // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союз ДПО). [2013]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 14.10.2016).
- Ворошилова О.С., Прихунова Ю.А. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66529 (дата обращения: 24.05.2016).
- Хизбуллина Р.Р. Теоретико-методологические подходы к изучению системы непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14891 (дата обращения: 02.05.2016).
- Ситранова С.Б. Слагаемые педагогической технологии: социальные и технические сервисы // Проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2015). Н.Новгород: Мининский университет, 2015. 436 с. С. 113-115