УДК 378

РОЛЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОГО ПЕДАГОГА

Старикова Анна Юрьевна1, Сухорукова Ирина Викторовна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, магистрант
2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, магистрант

Аннотация
в статье обоснована актуальность развития целеустремленности как значимого личностно-профессионального качества образованного и компетентного педагога-профессионала. Предложены педагогические условия развития целеустремленности обучающихся – будущих бакалавров психолого-педагогического образования, реализуемые на различных стадиях образовательного процесса.

Ключевые слова: нравственно-волевая саморегуляция, образовательный процесс, целевое пространство, целеустремленность, цель, ценности


COMMITMENT ROLE IN TRAINING OF THE PROFESSIONAL AND COMPETENT TEACHER

Starikova Anna Jur'evna1, Suhorukova Irina Viktorovna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), мagistrant
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), мagistrant

Abstract
in article relevance of formation of commitment of students as backbone quality of future teacher in implementation of personal and professional development strategies is disclosed. Estimated indicators (standard, valuable and semantic, productive and reflexive) and pedagogical conditions of development of commitment of students in higher education institution are allocated and proved that enriches the theory and practice of professional education.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Старикова А.Ю., Сухорукова И.В. Роль целеустремленности в подготовке профессионально-компетентного педагога // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71097 (дата обращения: 20.11.2016).

Целеустремленность личности является важнейшим качеством современного специалиста, способствующим реализации личностных и профессиональных стратегий развития. Важность подготовки педагогов, способных к проявлению творчества в профессиональной деятельности, актуализирует формирование целеустремленности как ключевого качества, обеспечивающего умение четко ставить цель и осознавать способы достижения перспективных идей в соответствии с общечеловеческими ценностями и гуманистическими принципами жизнедеятельности [1-5].

Понятие «целеустремленность» рассматривается в научно-теоретических исследованиях как многокомпонентная структура, включающая различные качества личности и их сочетания;  как сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Отмечается, что целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Целеустремленность обучающихся, определяемая как способность к нравственно-волевой саморегуляции в поведении, характеризует отношение к своим целям, активность, настойчивость и зависит от ценностных установок и мировоззрения. В этой связи категорию целеустремленности можно рассмотреть как единый процесс противоречивого и двойственного развития человека: целеустремленность, направленная на совершенствование и позитивное преобразование, является восходящей и прогрессивной, целеустремленность, направленная на разрушение и уничтожение – нисходящей и регрессивной. Подлинная целеустремленность всегда есть направленность на прогрессивное и нравственное развитие в единстве внутренних взаимосвязей.

Целеустремленного человека отличает наличие точных, измеримых целей и понимание способов их достижения. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться в своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, что находит выражение в постановке долгосрочных целей. Оперативная целеустремленность необходима при реализации тактических целей, так как отражает умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе выполнения [6, 7, 8].

Ясность представления целей и их содержательные аспекты характеризуют качество целеустремленности человека, разнообразие целей и стремления их достигнуть – количественные показатели. Следовательно, развитие целеустремленности предполагает осознание обучающимися вектора своего движения для получения конкретного, определенного и точного результата. В данном контексте целеустремленность человека предполагает определенный алгоритм деятельности: четкую постановку целей, определение оптимальных способов их достижения, разработку обоснованной программы действий и детальное планирование, организацию намеченной программы.

Таким образом, целеустремленность – одна из существенных характеристик образованного и компетентного педагога-профессионала [9, 10]. Как  личностно-профессиональное качество целеустремленность входит в структуру важнейших профессионально значимых качеств личности, являясь показателем развития способностей (умение понимать и использовать идеи и мысли, организовывать свое время, определять стратегию деятельности, принимать решения, решать проблемы, др.);  как процесс проявляется в действии, в желании и готовности добиться и осуществить желаемое; как мотив отражает направленность на достижение конкретной цели и выражается в сосредоточенности и настойчивости, в умении концентрироваться, что и обеспечивает постоянное развитие и движение к цели. Поэтому, при организации образовательного процесса, направленного на развитие целеустремленности обучающихся, необходимы педагогические условия, реализуемые на различных стадиях образовательного процесса [11]:

- условия, развивающие мотивационно-волевую сферу обучающихся: развитие нравственно-позитивных ценностных установок и мировоззрения, активности, саморегуляции поведения, настойчивости, организованности в достижении запланированного результата, осознание его успешности/не успешности;

- условия, способствующие организации образовательного процесса как самоуправляемого и личностно-ориентированного, обеспечивающего совместный поиск, анализ, осмысление, синтез информации (знаний), активизацию познавательных способностей, а также направленного на определение перспективы и траектории развития каждого обучающегося;

- условия, организующие содержание целевого пространства, в процессе которого происходит обсуждение индивидуальных целей обучающихся и формирование цели, общей для всей группы;

- условия, обеспечивающие ситуации успеха, предполагающие достижение обучающимися состояния радости и уверенности прилагаемых усилий в процессе достижения цели, получение заслуженного признания, поддержки и одобрения со стороны окружения (социального, профессионального, личного), что повышает эффективность образовательного процесса в целом и усиливает индивидуальную направленность познавательной деятельности каждого обучающегося. Поэтому важно применять различные  системы поощрений, стимулировать познавательную активность обучающихся, предоставлять возможность будущим педагогам самим оценивать свои успехи, проясняя и осознавая собственные критерии, усиливая самоуважение и самопознание. Вдохновение, испытываемое обучающимися от полученного успеха и признания его личных заслуг, стимулирует поиск новых идей, постановку новых целей, усиливает интерес и направленность на творческое решение задач и достижение качественного результата;

- условия, обеспечивающие процессуальную составляющую образовательного процесса: задания исследовательской, проектной и творческой направленности, разноуровневые индивидуально-дифференцированные упражнения, в том числе с применением возможностей информационно-коммуникативных технологий. Данные условия формируют умения определять стратегию и цели своего обучения, находить их взаимосвязь с жизненными целями, а также корректировать индивидуальные цели и вырабатывать наиболее удобные способы совместной деятельности, основываясь на признании значимости каждого мнения и приобретая опыт позитивного сотрудничества и активного взаимодействия участников проекта для достижения запланированного результата. Результатом такой работы обучающихся часто становится новая цель, осознанная как личностно и профессионально значимая [11 - 16].

Рассмотренные педагогические условия развития целеустремленности обучающихся реализуются в образовательном процессе Мининского университета при подготовке бакалавров психолого-педагогического образования и способствуют формированию профессионально-компетентного педагога, что проявляется в приобретении следующих образовательных достижений: умение осознанно ставить цель с точки зрения прогрессивного роста и позитивно направленного движения; умение ставить цель как точный и измеримый прогноз желаемого результата в пределах конкретного времени; развитие системы духовно-нравственных ценностей и целей профессиональной деятельности; умение объективно оценивать достоверность полученных результатов, производить корректировку способов достижения цели, своевременно определять ресурсы, способствующие/не способствующие реализации намеченного и др.


Библиографический список
  1. Белинова Н.В.Подготовка педагогов дошкольного образования: пути и перспективы // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3 (6). С. 26-28.
  2. Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 108-110.
  3. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003.
  4. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога в достижении качества профессионально-образовательного результата // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
  5. Курбатова А.С. Поликультурное образование как элемент подготовки педагогических кадров // Нижегородское образование. 2014. №4.С. 81-86.
  6. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 84-86.
  7. Бичева И.Б., Китов А.Г. Развитие целеустремленности будущего инженера в образовательном процессе вуза // Успехи современной науки и образования. 2016. №8, Том 1. С. 13-15.
  8. Бичева И.Б., Царева О.С., Кулешова С.С. Целеустремленность как важное качество магистра-педагога // Научный альманах. 2015. № 10-2(12). С. 73-76.
  9. Гуцу Е.Г. Проблема целеполагания в деятельности преподавателя педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2014. № 1. С. 13.
  10. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178.
  11. Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78.
  12. Царева О.С., Гриневич Л.А., Бичева И.Б. Педагогические условия формирования целеустремленности у обучающихся вуза. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 160-162.
  13. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 108-112.
  14. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.
  15. Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. Современные методы развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 14.
  16. Старикова А.Ю. Интерактивные технологии в подготовке будущих педагогов к развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 10 (43). С. 88-94.
  17. Ханова Т.Г. Использование MOODLE в образовательном процессе вуза // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 2 (3). С. 140-143.

 



Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация