Целеустремленность личности является важнейшим качеством современного специалиста, способствующим реализации личностных и профессиональных стратегий развития. Важность подготовки педагогов, способных к проявлению творчества в профессиональной деятельности, актуализирует формирование целеустремленности как ключевого качества, обеспечивающего умение четко ставить цель и осознавать способы достижения перспективных идей в соответствии с общечеловеческими ценностями и гуманистическими принципами жизнедеятельности [1-5].
Понятие «целеустремленность» рассматривается в научно-теоретических исследованиях как многокомпонентная структура, включающая различные качества личности и их сочетания; как сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Отмечается, что целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Целеустремленность обучающихся, определяемая как способность к нравственно-волевой саморегуляции в поведении, характеризует отношение к своим целям, активность, настойчивость и зависит от ценностных установок и мировоззрения. В этой связи категорию целеустремленности можно рассмотреть как единый процесс противоречивого и двойственного развития человека: целеустремленность, направленная на совершенствование и позитивное преобразование, является восходящей и прогрессивной, целеустремленность, направленная на разрушение и уничтожение – нисходящей и регрессивной. Подлинная целеустремленность всегда есть направленность на прогрессивное и нравственное развитие в единстве внутренних взаимосвязей.
Целеустремленного человека отличает наличие точных, измеримых целей и понимание способов их достижения. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться в своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, что находит выражение в постановке долгосрочных целей. Оперативная целеустремленность необходима при реализации тактических целей, так как отражает умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе выполнения [6, 7, 8].
Ясность представления целей и их содержательные аспекты характеризуют качество целеустремленности человека, разнообразие целей и стремления их достигнуть – количественные показатели. Следовательно, развитие целеустремленности предполагает осознание обучающимися вектора своего движения для получения конкретного, определенного и точного результата. В данном контексте целеустремленность человека предполагает определенный алгоритм деятельности: четкую постановку целей, определение оптимальных способов их достижения, разработку обоснованной программы действий и детальное планирование, организацию намеченной программы.
Таким образом, целеустремленность – одна из существенных характеристик образованного и компетентного педагога-профессионала [9, 10]. Как личностно-профессиональное качество целеустремленность входит в структуру важнейших профессионально значимых качеств личности, являясь показателем развития способностей (умение понимать и использовать идеи и мысли, организовывать свое время, определять стратегию деятельности, принимать решения, решать проблемы, др.); как процесс проявляется в действии, в желании и готовности добиться и осуществить желаемое; как мотив отражает направленность на достижение конкретной цели и выражается в сосредоточенности и настойчивости, в умении концентрироваться, что и обеспечивает постоянное развитие и движение к цели. Поэтому, при организации образовательного процесса, направленного на развитие целеустремленности обучающихся, необходимы педагогические условия, реализуемые на различных стадиях образовательного процесса [11]:
- условия, развивающие мотивационно-волевую сферу обучающихся: развитие нравственно-позитивных ценностных установок и мировоззрения, активности, саморегуляции поведения, настойчивости, организованности в достижении запланированного результата, осознание его успешности/не успешности;
- условия, способствующие организации образовательного процесса как самоуправляемого и личностно-ориентированного, обеспечивающего совместный поиск, анализ, осмысление, синтез информации (знаний), активизацию познавательных способностей, а также направленного на определение перспективы и траектории развития каждого обучающегося;
- условия, организующие содержание целевого пространства, в процессе которого происходит обсуждение индивидуальных целей обучающихся и формирование цели, общей для всей группы;
- условия, обеспечивающие ситуации успеха, предполагающие достижение обучающимися состояния радости и уверенности прилагаемых усилий в процессе достижения цели, получение заслуженного признания, поддержки и одобрения со стороны окружения (социального, профессионального, личного), что повышает эффективность образовательного процесса в целом и усиливает индивидуальную направленность познавательной деятельности каждого обучающегося. Поэтому важно применять различные системы поощрений, стимулировать познавательную активность обучающихся, предоставлять возможность будущим педагогам самим оценивать свои успехи, проясняя и осознавая собственные критерии, усиливая самоуважение и самопознание. Вдохновение, испытываемое обучающимися от полученного успеха и признания его личных заслуг, стимулирует поиск новых идей, постановку новых целей, усиливает интерес и направленность на творческое решение задач и достижение качественного результата;
- условия, обеспечивающие процессуальную составляющую образовательного процесса: задания исследовательской, проектной и творческой направленности, разноуровневые индивидуально-дифференцированные упражнения, в том числе с применением возможностей информационно-коммуникативных технологий. Данные условия формируют умения определять стратегию и цели своего обучения, находить их взаимосвязь с жизненными целями, а также корректировать индивидуальные цели и вырабатывать наиболее удобные способы совместной деятельности, основываясь на признании значимости каждого мнения и приобретая опыт позитивного сотрудничества и активного взаимодействия участников проекта для достижения запланированного результата. Результатом такой работы обучающихся часто становится новая цель, осознанная как личностно и профессионально значимая [11 - 16].
Рассмотренные педагогические условия развития целеустремленности обучающихся реализуются в образовательном процессе Мининского университета при подготовке бакалавров психолого-педагогического образования и способствуют формированию профессионально-компетентного педагога, что проявляется в приобретении следующих образовательных достижений: умение осознанно ставить цель с точки зрения прогрессивного роста и позитивно направленного движения; умение ставить цель как точный и измеримый прогноз желаемого результата в пределах конкретного времени; развитие системы духовно-нравственных ценностей и целей профессиональной деятельности; умение объективно оценивать достоверность полученных результатов, производить корректировку способов достижения цели, своевременно определять ресурсы, способствующие/не способствующие реализации намеченного и др.
Библиографический список
- Белинова Н.В.Подготовка педагогов дошкольного образования: пути и перспективы // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3 (6). С. 26-28.
- Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 108-110.
- Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003.
- Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога в достижении качества профессионально-образовательного результата // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
- Курбатова А.С. Поликультурное образование как элемент подготовки педагогических кадров // Нижегородское образование. 2014. №4.С. 81-86.
- Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 84-86.
- Бичева И.Б., Китов А.Г. Развитие целеустремленности будущего инженера в образовательном процессе вуза // Успехи современной науки и образования. 2016. №8, Том 1. С. 13-15.
- Бичева И.Б., Царева О.С., Кулешова С.С. Целеустремленность как важное качество магистра-педагога // Научный альманах. 2015. № 10-2(12). С. 73-76.
- Гуцу Е.Г. Проблема целеполагания в деятельности преподавателя педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2014. № 1. С. 13.
- Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178.
- Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78.
- Царева О.С., Гриневич Л.А., Бичева И.Б. Педагогические условия формирования целеустремленности у обучающихся вуза. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 160-162.
- Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 108-112.
- Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.
- Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. Современные методы развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 14.
- Старикова А.Ю. Интерактивные технологии в подготовке будущих педагогов к развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 10 (43). С. 88-94.
- Ханова Т.Г. Использование MOODLE в образовательном процессе вуза // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 2 (3). С. 140-143.