УДК 614.272

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ

Радюшина Кристина Владимировна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация
Мировой рынок фармацевтики очень обширен и разнообразен. Среди такого разнообразия и конкуренции, российская фармацевтическая отрасль обладает низким показателем конкурентоспособности на мировом рынке. В наше время, соответствуя современным потребностям развития инновационной экономики, одной из основных задач государственной важности является развитие национальной фармацевтики, увеличения ее степени защищенности внутреннего потребителя. Предприняв попытку выявления основных экономических и неэкономических факторов, была определенна стратегия развития инновационного фармацевтического бизнеса, а так же были подчеркнуты условия успешного развития уровня конкурентоспособности российской фармацевтики в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, медицина, Россия, стратегия, фактор, фармацевтические организации


INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL STRATEGY

Radyushina Kristina Vladimirovna
Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
The global market for pharmaceuticals is very extensive and varied. Among such diversity and competition, the domestic pharmaceutical industry has a low indicator of competitiveness on the world market. In our time, corresponding to the modern requirements of the development of innovative economy, one of the main tasks of national importance is the development of a national pharmaceuticals, increase its degree of domestic consumer protection. Attempted to identify the main economic and non-economic factors, there was a certain strategy for development of innovative pharmaceutical business, as well as highlighted the conditions for the successful development of competitiveness of the Russian pharmacy level in the short term.

Рубрика: 15.00.00 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Радюшина К.В. Стратегия инновационного развития российской фармацевтики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68845 (дата обращения: 01.10.2017).

О низком уровне конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности говорится давно, в том числе и на высшем государственном уровне. В настоящее время особое внимание уделяется регулированию двух основополагающих документов, которые оказывают влияние на фармацевтическую отрасль:

  1. «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»
  2. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [1, с.4].

В Стратегии отмечаются две системные проблемы фармацевтической промышленности Российской Федерации, которые связаны:

  • с ее неспособностью удовлетворить спрос населения страны на современные лекарственные препараты, которые производились бы внутри страны;
  • с крайне низким уровнем инноваций и современных технологий, используемых для производства лекарств. Факторы, которые определяют такое состояние отрасли, носят не только экономический характер.

Здесь можно отметить дискриминационные по отношению к российским предприятиям правила регулирования в области лицензирования производства фармацевтических субстанций, пробелы в патентном законодательстве, отсутствие единых обязательных правил контроля качества лекарственных средств, недостаток высококвалифицированных кадров, отсутствие эффективной системы финансирования инновационных разработок. Выводы, сделанные в этом документе на основе анализа существующих проблем, пессимистичны. Внимание было обращено на то, что при развитии фармацевтической промышленности, тенденция которой сохраняется в России, в будущем возможно прекращение существования базового производственного сектора, который производит лекарственные субстанции, а так же научно – технологический сектор, совместимый с первым.

Существует разработка сценариев развития национальной фармацевтической отрасли, а так же многочисленные модели ее развития, которые необходимы в сложившейся ситуации в рамках инновационной стратегии. В основном, в государстве отдают предпочтение последней стратегической модели, при которой рассматривается инерционный сценарий.  При этом, указывается, что оптимальной стратегией 11 является реализация ряда мероприятий инвестиционной модели на этапе подготовки к началу активной работы российских инновационных фармацевтических предприятий (так называемом «локализирующем этапе»); затем на «импортозамещающем этапе», с 2012 по 2017 г., инновационные предприятия фармацевтической отрасли станут массовым явлением; и наконец, когда наступит этап, ориентированный на экспорт, начнет реализовываться инновационная модель.

По стратегии было разработано два этапа осуществления государственной программы развития фармацевтической промышленности и медицины (с 2011-2020). Суть первого этапа заключается в том, что до 2015 года должна произойти модернизация производства, а так же наступит внедрение новейших технологий для увеличения активности производства инновационных лекарственных средств. По прогнозам, 30 % спроса на лекарства и 30% спроса на медицинские товары, должны быть достигнуты показателей, которые будут удовлетворять отечественных производителей.

Что касается второго этапа, то эти показатели должны подняться до 40 и 50 %. В рамках Программы предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на развитие научно-технического и инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности, развитие кадрового потенциала, а также на техническое перевооружение и модернизацию предприятий. Перечень мероприятий большой и разнообразный. Предполагается, что общая сумма инвестиций по данной программе составит 187 753 млн. руб. Как в Стратегии, так и в Программе можно найти индикаторы, на основании которых можно сделать выводы о реализации инновационной стратегии развития или выполнения отдельных мероприятий. Например, в программе «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности» для группы мероприятия, индикаторами являются:

  • количество научно-исследовательских работ, по которым выполняются доклинические исследования отечественной инновационной фармацевтической продукции;
  • количество поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов.

В данной стратегии отмечены основные индикаторы для мониторинга реализации инновационной модели развития фармацевтической промышленности. Данные индикаторы затрагивают процентное соотношение локального и импортного производства, уровень «инновационности», а также некоторые другие показатели состояния промышленного производства. Значение данных индикаторов, а также показатели, характеризующие инерционный сценарий развития фармацевтики, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные показатели для анализа реализации стратегии при инновационном и инерционном сценариях развития отечественной фармацевтики

Год

оценки

Общий объем рынка ЛС в денежном выражении, млрд. руб.

Доля ЛС локального производства от суммарного потребления в денежном выражении, %

Доля ЛС локального производства от суммарного потребления в натуральном выражении, %

Доля инновационных ЛС в денежном выражении, %

Доля инновационных ЛС локального производства в общем объеме инновационных ЛС, %

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
2009 372 372 23 23 68 68 36 36 4 4
2010 394 371 24 19,5 67 69,5 37 42 5 1
2011 457 384 27 19 66 69 39 45 7 1
Продолжение таблицы 1
2012 524 469 30 18,8 65 67 40 47 10 1
2013 675 583 32 17,6 64 58 43 50 15 1
2014 827 675 35 16,4 63 50 45 51 24 1
2015 882 706 37 16 62 48 49 52 30 1
2016 1023 762 39 15,9 61 47 53 53 36 1
2017 1129 792 40 15,7 60 44 55 53 40 1
2018 1254 885 43 15,4 58 42 57 54 44 1
2019 1358 958 46 15,2 56 41 59 55 48 1
2020 1498 1076 50 15 55 40 60 56 50 1

Проведем небольшую статистику достижений 2014 года фармацевтической отрасли, с помощью некоторых табличных данных с основными показателями, согласно развитию сценария инновации. Изначально предполагалось, что показатели внутреннего рынка фармацевтики  вырастут в 2014 г. до 827 миллиардов. Если взять во внимание долю лекарств, производимых отечественными компаниями, то можно увидеть что ее доля составила 35%, 63 % лекарственных средств локального производства и 10 % инновационных фармацевтических средств локального производства. Малые инновационные предприятия фармацевтики будет достигать количества 440. Не исключено, что соответствие данной отрасли международным стандартам будет приравниваться 100% производства. Предполагалось, что экспорт продукции отечественных фармацевтических предприятий составит 16 млрд. рублей 12.

С моей точки зрения, в российской фармацевтической отрасли наиболее острыми в настоящее время являются следующие проблемы:

1) отсутствие механизмов внедрения на рынок  фармацевтической продукции инновационных российских предприятий;

2) отсутствие поддержки отечественных производителей в объеме, достаточном для вывода национальной  фармацевтической промышленности на траекторию инновационного развития;

3) устойчиво сформировавшийся штамп среди российских врачей о невозможности создания российскими компаниями качественных инновационных препаратов;

4) необоснованное занижение значимости российских официальных стандартов качества фармацевтической продукции и попытка внедрения дополнительных требований по качеству в соответствии с иностранными стандартами;

5) отсутствие независимого доверенного экспертного сообщества, которое необходимо в сложившихся условиях лоббирования интересов зарубежных компаний чиновниками от медицины;

6) коррупция в фармацевтике. В качестве примеров, иллюстрирующих некоторых из перечисленных проблем, можно привести следующие факты. [2. c. 4]

В декабре 2014 г. Комиссией Министерства здравоохранения РФ в перечень рекомендованных жизненно важных лекарственных препаратов было рекомендовано внести 70 наименований, из которых только 22 производятся на территории нашей страны. Основное количество заявок из числа оригинальных отечественных разработок к включению в данный перечень было отклонено. В коррупционных схемах продвижения лекарственных препаратов на рынок в различных странах мира часто уличают медицинских чиновников разного уровня: крупные фармацевтические компании как платят деньги напрямую, так и организуют различного рода «дополнительные исследования препаратов», покупая лояльность медиков в обычных клиниках и госпиталях. В лоббировании лекарственных препаратов можно заметить даже высших государственных чиновников.

Фармацевтический рынок в Российской Федерации может развиваться по интенсивному сценарию развития, который был заложен в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Однако для этого необходимо пересмотреть подход к ее реализации. Российские промышленники неоднократно озвучивали конкретные предложения, связанные с улучшением работы отрасли в целом и ее отдельных элементов. В частности, на первом томском международном форуме «Фармацевтика и медицинские изделия» в сентябре 2014 г. были озвучены предложения руководства новосибирской фармацевтической компании «SFM» о: 1) критериях отнесения фармацевтических компаний к категории «российские» для получения преференций на рынке; 2) создании национальных институтов сертификации и возрождении системы национальных непатентованных названий; 3) придании более весомого статуса Национальной врачебной палате, в компетенции которой входит выдача и отзыв врачебных лицензий и др.


Библиографический список
  1. Сергей Цыб Фармацевтика и медицинская промышленность – одни из приоритетных отраслей // Федеральная целевая программа. 2011. URL: http://fcpfarma.ru/doc.aspx?DocId=777 (дата обращения 13.10.2011)
  2. Бекарев А. А., Бекарева С. В. Подход к оценке конкурентоспособности национальной фармацевтической отрасли // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 78–92.
  3. Бушина, Н.С. Оценка конкурентоспособности аптечной организации по показателям удовлетворенности: методический подход / Н.С. Бушина, Н.Б. Дрѐмова // XXI Росс. национ. конгр. «Человек и лекарство»: сб. матер. (7-11 апреля 2014, Москва). – М.: ЗАО РИЦ «Человек и лекарство».-2014. – С.215.


Все статьи автора «Радюшина Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: