О низком уровне конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности говорится давно, в том числе и на высшем государственном уровне. В настоящее время особое внимание уделяется регулированию двух основополагающих документов, которые оказывают влияние на фармацевтическую отрасль:
- «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»
- Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [1, с.4].
В Стратегии отмечаются две системные проблемы фармацевтической промышленности Российской Федерации, которые связаны:
- с ее неспособностью удовлетворить спрос населения страны на современные лекарственные препараты, которые производились бы внутри страны;
- с крайне низким уровнем инноваций и современных технологий, используемых для производства лекарств. Факторы, которые определяют такое состояние отрасли, носят не только экономический характер.
Здесь можно отметить дискриминационные по отношению к российским предприятиям правила регулирования в области лицензирования производства фармацевтических субстанций, пробелы в патентном законодательстве, отсутствие единых обязательных правил контроля качества лекарственных средств, недостаток высококвалифицированных кадров, отсутствие эффективной системы финансирования инновационных разработок. Выводы, сделанные в этом документе на основе анализа существующих проблем, пессимистичны. Внимание было обращено на то, что при развитии фармацевтической промышленности, тенденция которой сохраняется в России, в будущем возможно прекращение существования базового производственного сектора, который производит лекарственные субстанции, а так же научно – технологический сектор, совместимый с первым.
Существует разработка сценариев развития национальной фармацевтической отрасли, а так же многочисленные модели ее развития, которые необходимы в сложившейся ситуации в рамках инновационной стратегии. В основном, в государстве отдают предпочтение последней стратегической модели, при которой рассматривается инерционный сценарий. При этом, указывается, что оптимальной стратегией 11 является реализация ряда мероприятий инвестиционной модели на этапе подготовки к началу активной работы российских инновационных фармацевтических предприятий (так называемом «локализирующем этапе»); затем на «импортозамещающем этапе», с 2012 по 2017 г., инновационные предприятия фармацевтической отрасли станут массовым явлением; и наконец, когда наступит этап, ориентированный на экспорт, начнет реализовываться инновационная модель.
По стратегии было разработано два этапа осуществления государственной программы развития фармацевтической промышленности и медицины (с 2011-2020). Суть первого этапа заключается в том, что до 2015 года должна произойти модернизация производства, а так же наступит внедрение новейших технологий для увеличения активности производства инновационных лекарственных средств. По прогнозам, 30 % спроса на лекарства и 30% спроса на медицинские товары, должны быть достигнуты показателей, которые будут удовлетворять отечественных производителей.
Что касается второго этапа, то эти показатели должны подняться до 40 и 50 %. В рамках Программы предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на развитие научно-технического и инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности, развитие кадрового потенциала, а также на техническое перевооружение и модернизацию предприятий. Перечень мероприятий большой и разнообразный. Предполагается, что общая сумма инвестиций по данной программе составит 187 753 млн. руб. Как в Стратегии, так и в Программе можно найти индикаторы, на основании которых можно сделать выводы о реализации инновационной стратегии развития или выполнения отдельных мероприятий. Например, в программе «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности» для группы мероприятия, индикаторами являются:
- количество научно-исследовательских работ, по которым выполняются доклинические исследования отечественной инновационной фармацевтической продукции;
- количество поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов.
В данной стратегии отмечены основные индикаторы для мониторинга реализации инновационной модели развития фармацевтической промышленности. Данные индикаторы затрагивают процентное соотношение локального и импортного производства, уровень «инновационности», а также некоторые другие показатели состояния промышленного производства. Значение данных индикаторов, а также показатели, характеризующие инерционный сценарий развития фармацевтики, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели для анализа реализации стратегии при инновационном и инерционном сценариях развития отечественной фармацевтики
Год оценки |
Общий объем рынка ЛС в денежном выражении, млрд. руб. |
Доля ЛС локального производства от суммарного потребления в денежном выражении, % |
Доля ЛС локального производства от суммарного потребления в натуральном выражении, % |
Доля инновационных ЛС в денежном выражении, % |
Доля инновационных ЛС локального производства в общем объеме инновационных ЛС, % |
|||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
2009 | 372 | 372 | 23 | 23 | 68 | 68 | 36 | 36 | 4 | 4 |
2010 | 394 | 371 | 24 | 19,5 | 67 | 69,5 | 37 | 42 | 5 | 1 |
2011 | 457 | 384 | 27 | 19 | 66 | 69 | 39 | 45 | 7 | 1 |
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||
2012 | 524 | 469 | 30 | 18,8 | 65 | 67 | 40 | 47 | 10 | 1 |
2013 | 675 | 583 | 32 | 17,6 | 64 | 58 | 43 | 50 | 15 | 1 |
2014 | 827 | 675 | 35 | 16,4 | 63 | 50 | 45 | 51 | 24 | 1 |
2015 | 882 | 706 | 37 | 16 | 62 | 48 | 49 | 52 | 30 | 1 |
2016 | 1023 | 762 | 39 | 15,9 | 61 | 47 | 53 | 53 | 36 | 1 |
2017 | 1129 | 792 | 40 | 15,7 | 60 | 44 | 55 | 53 | 40 | 1 |
2018 | 1254 | 885 | 43 | 15,4 | 58 | 42 | 57 | 54 | 44 | 1 |
2019 | 1358 | 958 | 46 | 15,2 | 56 | 41 | 59 | 55 | 48 | 1 |
2020 | 1498 | 1076 | 50 | 15 | 55 | 40 | 60 | 56 | 50 | 1 |
Проведем небольшую статистику достижений 2014 года фармацевтической отрасли, с помощью некоторых табличных данных с основными показателями, согласно развитию сценария инновации. Изначально предполагалось, что показатели внутреннего рынка фармацевтики вырастут в 2014 г. до 827 миллиардов. Если взять во внимание долю лекарств, производимых отечественными компаниями, то можно увидеть что ее доля составила 35%, 63 % лекарственных средств локального производства и 10 % инновационных фармацевтических средств локального производства. Малые инновационные предприятия фармацевтики будет достигать количества 440. Не исключено, что соответствие данной отрасли международным стандартам будет приравниваться 100% производства. Предполагалось, что экспорт продукции отечественных фармацевтических предприятий составит 16 млрд. рублей 12.
С моей точки зрения, в российской фармацевтической отрасли наиболее острыми в настоящее время являются следующие проблемы:
1) отсутствие механизмов внедрения на рынок фармацевтической продукции инновационных российских предприятий;
2) отсутствие поддержки отечественных производителей в объеме, достаточном для вывода национальной фармацевтической промышленности на траекторию инновационного развития;
3) устойчиво сформировавшийся штамп среди российских врачей о невозможности создания российскими компаниями качественных инновационных препаратов;
4) необоснованное занижение значимости российских официальных стандартов качества фармацевтической продукции и попытка внедрения дополнительных требований по качеству в соответствии с иностранными стандартами;
5) отсутствие независимого доверенного экспертного сообщества, которое необходимо в сложившихся условиях лоббирования интересов зарубежных компаний чиновниками от медицины;
6) коррупция в фармацевтике. В качестве примеров, иллюстрирующих некоторых из перечисленных проблем, можно привести следующие факты. [2. c. 4]
В декабре 2014 г. Комиссией Министерства здравоохранения РФ в перечень рекомендованных жизненно важных лекарственных препаратов было рекомендовано внести 70 наименований, из которых только 22 производятся на территории нашей страны. Основное количество заявок из числа оригинальных отечественных разработок к включению в данный перечень было отклонено. В коррупционных схемах продвижения лекарственных препаратов на рынок в различных странах мира часто уличают медицинских чиновников разного уровня: крупные фармацевтические компании как платят деньги напрямую, так и организуют различного рода «дополнительные исследования препаратов», покупая лояльность медиков в обычных клиниках и госпиталях. В лоббировании лекарственных препаратов можно заметить даже высших государственных чиновников.
Фармацевтический рынок в Российской Федерации может развиваться по интенсивному сценарию развития, который был заложен в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Однако для этого необходимо пересмотреть подход к ее реализации. Российские промышленники неоднократно озвучивали конкретные предложения, связанные с улучшением работы отрасли в целом и ее отдельных элементов. В частности, на первом томском международном форуме «Фармацевтика и медицинские изделия» в сентябре 2014 г. были озвучены предложения руководства новосибирской фармацевтической компании «SFM» о: 1) критериях отнесения фармацевтических компаний к категории «российские» для получения преференций на рынке; 2) создании национальных институтов сертификации и возрождении системы национальных непатентованных названий; 3) придании более весомого статуса Национальной врачебной палате, в компетенции которой входит выдача и отзыв врачебных лицензий и др.
Библиографический список
- Сергей Цыб Фармацевтика и медицинская промышленность – одни из приоритетных отраслей // Федеральная целевая программа. 2011. URL: http://fcpfarma.ru/doc.aspx?DocId=777 (дата обращения 13.10.2011)
- Бекарев А. А., Бекарева С. В. Подход к оценке конкурентоспособности национальной фармацевтической отрасли // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 78–92.
- Бушина, Н.С. Оценка конкурентоспособности аптечной организации по показателям удовлетворенности: методический подход / Н.С. Бушина, Н.Б. Дрѐмова // XXI Росс. национ. конгр. «Человек и лекарство»: сб. матер. (7-11 апреля 2014, Москва). – М.: ЗАО РИЦ «Человек и лекарство».-2014. – С.215.