УДК 351.85(470.55/58)(091)«1945/1953»

СУЩНОСТЬ СОВЕТСКОЙ «КИНООТТЕПЕЛИ»

Галеева Эльвира Рафисовна
Оренбургский государственный университет
студент 1-го курса, геолого- географического факультета, кафедры геологии

Аннотация
Данная статья посвящена изучению развития советского кинематографа во второй половине XIX века. Произведённое мной исследование позволяет утверждать, что в этот период было отснято множество фильмов. Появились новые актёры, режиссёры, операторы. Это было время творческого расцвета мастеров старшего поколения и период дебютов, которые определили лицо советского кинематографа на десятки лет вперед.

Ключевые слова: актёр, кинематограф, кинооттепель, кинопроизводство, кинофестиваль, расцвет, советское время


THE ESSENCE OF THE SOVIET «FILMTHAW»

Galeeva Elvira Rafisovna
Orenburg State University
student of the 1 course, geology and geography faculty, the department of geology

Abstract
This article is devoted to the study of the Soviet cinema in the second half of the XIX century. Study produced me suggests that quite a lot of movies have been filmed in this period. Appeared new actors, directors, cameramen. It was time of creative flowering masters of the senior generation and the period of debuts which define the face of the Soviet cinema for decades to come.

Keywords: actor, cinematography, film, film festival, film production, film Soviet era, filmthaw, flourishing


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галеева Э.Р. Сущность советской «кинооттепели» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67887 (дата обращения: 20.11.2016).

К концу сталинской эпохи прослеживалась практически полная остановка кинопроизводства. Но сразу после смерти вождя в марте 1953 г. производство стало непреклонно равномерно возрождаться. Полное возрождение киноискусства было связанно с XX съездом КПСС 1956 г.

В резолюциях ХХ съезда КПСС указывалось, будто нужно, «учитывая значение кино как более массового искусства, принять меры к увеличению производства кинокартин, повышению их идейно-художественного уровня и расширению киносети. Обеспечить к концу пятилетки производство не менее 120 полнометражных картин в год».

В годы «оттепели» советское кино достигло расцвета.

Для того, чтобы воплотить в жизни такой значительный количественный скачкой понадобилось технически переоборудовать все имеющиеся киностудии. Такие работы развернулись в столице, Ленинграде, Ташкенте, Алма-Ате, Риге, Киеве Баку и во многих других городах мира. В итоге за пятилетие (1954-1958 гг.) советском кинематографом было сотворено более 400 полнометражных картин. Так же намного возрос прокат кинофильмов. В 1955 г. количество посещений киносеансов приравнялось 2,5 млрд., а к началу 1960-х гг. – было уже выше 4 млрд.

Теперь, все участники процесса киносъёмки получили преимущество инициативы, у них появилась возможность энергично работать. В кино стало приходить немало юных авторов, которые являлись выпускникам ВГИКа. Полностью поменялся и усложнился подход к воплощению жизни на экране. Во времена довоенной эпохи были отличительны персонажи, типажи которых были с отчетливо обозначенными социальными приметами, но уже в 1950 – 1960-х гг кинематограф привнес полутона, которые дозволяли рисовать трудные и многогранные характеры, в отсутствии предвзятого, ясного деления на «белое» и «черное».

Желание выстроить «социализм с человечьим лицом» привело новое поколение кинематографистов к творению картин с романтичным отношением к нашему времени. Первым фильмом нового этапа советского кинематографа стал «Возвращение Василия Бортникова» (1953 г.) режиссера В. Пудовкина. Новаторство этого кино о послевоенной деревне заключалось в том, что не было показного изобилия, крестьянам более стали важны личные проблемы и трудности.

Кинематограф стремился изображать настоящие характеры и реальную повседневную жизнь. Трилогия И. Хейфица «Большая семья» (1954 г.), «Дорогой мой человек» (1958 г.), «Дело Румянцева» (1956 г.) а ещё «Неоконченная повесть» (1955 г.) Ф. Эрмлера, были созданы на современном материале и затрагивали высоконравственные категории: преданность, благородство, трусость, честность.

Героями часто становились юные люди, для которых характерно влечение к демократическому изменению общества и верность романтическим идеалам. Молодые артисты и становились этими героями. Так, к образцу, в «Весне на Заречной улице» (1956 г.) М. Хуциева рабочий в исполнении Николая Рыбникова полюбил учительницу в школе. Между ними было сильное отличие в социальном положении. Это принуждает героя повысить степень образования, а учительницу – наиболее уважительно относиться к труду обычного рабочего. Задиристым, противоречивым, но вместе с тем порядочным и добрым предстаёт перед зрителями герой Л. Куравлева Пашка Колокольников в кинофильме В. Шукшина «Живёт такой парень» (1964 г.). Молодой Никита Михалков решает вопрос «кем быть, каким быть» в фильме Г. Данелия «Я шагаю по Москве» (1964 г.).

Снятый в 1965 г. по задумке Геннадия Шпаликова кинофильм «Мне 20 лет» (или иное название «Застава Ильича»), получил очень много наград. И никак не случайно. Этот фильм объединил настроения и трудности молодых людей в период «оттепели», выражал мысли революционного романтизма. Кроме этого, картина необыкновенна по своей структуре, соединяя документальное и игровое начала, она передаёт преданность идеалам революции. Одна из наиболее узнаваемых сцен – вечер поэзии в Политехническом музее, где выступали юные стихотворцы: Р.Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский. В данной сцене герои кинофильма – обыкновенные зрители. Эпизод внёс вспомогательное осознание того времени, когда дискуссии «физиков» и «лириков» обнажали нерв публичной жизни и, фактически, сводились к конфликту прагматиков и романтиков.

Российская классика не осталась без внимания. К ней возник огромный интерес. Среди заметнейших экранизаций – киноленты по рассказам А. П. Чехова – «Попрыгунья» (1955 г.) С. Самсонова и «Дама с собачкой» (1960 г.) И. Хейфица, романам Ф. М. Достоевского – «Идиот» (1958 г.), «Преступление и наказание» (1970 г.) Л. Кулиджанова, «Братья Карамазовы» (1969 г.) И. Пырьева. По мотивам классической прозы М. Коцюбинского «Тени забытых предков» в 1965 г. воспроизвели одноимённую картину С. И. Параджанова, которая положила начало школе поэтического кино на Украине. Большой резонанс вызвала экранизация романа- эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» в 1966 – 1967 гг. С. Бондарчуком. Многотысячные массовки и монументальные батальные эпизоды, эпический размах, не смоги помешать передать тончайшее движения души героев Толстого.

Комедии становились всё лиричнее, смех – более непосредственным, оптимизм – более искреннем. Три комедии: «Солдат Иван Бровкин» (1955 г.) И. Лукинского, «Верные друзья» (1954 г.) М. Калатозова, и «Девчата» (1962 г.) Ю. Чулюкина – пользовались всенародным успехом. Режиссер Э.Рязанов в собственных картинах юных романтиков-идеалистов противопоставлял хапугам, бездельникам и бюрократам. «Карнавальная ночь» (1956 г.) и «Берегись автомобиля» (1966 г.) пополнили список золотого фонда российского кино. Э.Рязанов в основном ориентировался на интеллигентную публику. Именно в данной атмосфере Э.Рязанов выискивал благодарнейших зрителей, которые были очень внимательны к оплошностям и недочётам правящего режима.

Режиссерская интонация всё более менялась. Стало больше фильмов на историко-революционную тему. В «оттепельных» кинокартинах В. Наумова и «Коммунист» (1958 г.) Ю. Райзмана, «Павел Корчагин» (1957 г.) А. Алова господствовала героическая патетика. Гражданская война и события революции были представлены в отсутствии компромисса, однозначно: «красные» гибли, однако не сдавались, «белые» не вызывали ни капли сочувствия. Но уже к концу 1960-х гг. медленно начало складываться чувство, что Гражданская война и революция – это общенациональная трагедия, а победа конкретной стороны совершенно не является безусловным благом.

Уникальным художественным примером синтеза всех средств обновления советского экрана на этапе 1950 – 1960-х годов служит картина М. Калатозова «Летят журавли» – единственный кинофильм в истории российского киноискусства, получивший «букет» главных наград престижного Каннского фестиваля (за лучшую режиссуру, актерское мастерство, операторскую работу). В данном фильме катастрофа уничтоженной войной любви раскрывалась с помощью психологически гиперактивного изображения: четкого, временами графичного рисунка, нервного контрастного освещения в павильонных сценах, использования искажающей перспективу сверхширокоугольной оптики в сочетании с камерой, очень подвижной как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении (применялись и съемки с рук – за некоторое количество лет до того, как их ввели в широкий обиход режиссеры Новой волны). Данные приемы в наиболее драматичных сценах новейшим и сильнейшим методом передавали ощущения и впечатления умирающего либо пребывающего на грани самоубийства персонажа. В последующих своих работах М. Калатозов эту технику развивал. «Летят журавли» стал фильмом, который первым открыл для Запада перемены в советском киноискусстве.

У эпохи «кинооттепели» была еще одна отличительная особенность: взлёт национального кино. Профессионалы всех национальных республик творили фильмы о своей жизни, в собственных народных традициях, на своих языках. В киноискусстве пропали понятия «периферийность», «провинциализм». В 1957 г. из 144 полнометражных художественных кинофильмов 60 было создано на студиях братских республик.

Интересна такая особенная черта, характерная для киноиндустрии данной эпохи. К истоку 1960-х гг. в цветном кино наметился небольшой спад. Ежели в 1956 г. в СССР было произведено 50 цветных картин, то в 1963 г. – только 33. Можно объяснить это тем, что качество цветного изображения все же было не очень высоким и стабильным. С иной стороны, к середине 1960-х гг. в кинематографе наметилась тенденция к документальной стилистике изображения, будто цвет не соответствовал запросам времени, в этом своем качестве снижая реализм образов. Абсолютного лидерство занял широкоэкранный кинофильм, черно-белый.

Мультипликацию коснулись капитальные изменения. Обновились пластическая и образная основы рисованных и кукольных фильмов. Мультипликаторам удалось увеличить поиски приемов выразительности, обогатить и разнообразить стилевую форму картин. Главную роль сыграли фильмы Ф. Хитрука – «История одного преступления» (1962 г.), «Топтыжка» (1964 г.), «Каникулы Бонифация» (1965 г.). Их отличает меткость и глубина психологических черт персонажей, большое качество одушевления, смелое использование новейшей техники коллажей, фотоперекладок, вариоэкрана.

Важную роль в воспитании детской аудитории сыграли киноленты, повествующие о жизни и существовании животных, о природе. В картинах Крылатая защита» (1955 г.) и «Серый разбойник» (1956 г.) Б. Долина, «Повесть о лесном великане» (1955 г.) А. Згуриди было показано участие человека в изменении мира и его освоении.

Немалую роль в популяризации научных познаний приобрел жанр кинолекций. Среди фильмов такового жанра необходимо выделить как самые удачные: «Тайна вещества» (1956 г.), «Свет и жизнь» (1958 г.), «Солнечный камень» (1955 г.), «Холодный свет» (1958 г.), «Рассказ о камне» (1957 г.).

Рассмотрим государственное управление кинематографом. В эпоху хрущевской «оттепели» кино просуществовало в качестве структурного подразделения Министерства культуры СССР (март 1953 г. – март 1963 г.) под властью Екатерины Фурцевой. Руководство кинематографом в этот период являлось более формальным и только сводилось к цензурным запретам. Составляющие единого кинопроцесса были раскиданы по разным отделам Министерства.

В 1957 г. ЦК КПСС по желанию деятелей кинематографии принял заключение об организации творческого Союза кинематографии СССР. В 1965 г. был созван I Учредительный съезд Союза кинематографистов СССР, основной задачей его было «всемерное содействие прогрессу советского киноискусства в целом и творческому подъёму всякого его художника».

Многочисленные поездки советских кинематографов на международные кинофестивали, встречи, симпозиумы, недели и ретроспективы советского кино за рубежом, и повышение показа зарубежных картин в СССР в огромной степени укрепили и расширили культурные и международные взаимосвязи мастеров русского киноискусства.

Летом 1959 г. открылся I Московский Международный кинофестиваль. Его девизом стал «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». Это был один из важнейших форумов международного прогрессивного кино. Широкий показ конкурсных кинофильмов зрителям столицы и других городов державы расширил рубежи кинофестиваля и привлек к нему внимание многочисленной зрительской аудитории. Отличительной особенностью Московского фестиваля стало участие в нем не только развитых кинематографий стран США и Европы, но и юных кинематографий Латинской Америки, Африки и Азии.

В целом эпоха «кинооттепели» стала порой творческого расцвета мастеров старшего поколения и временем дебютов, которые сходу принудили говорить о себе и обозначили лицо советского кинематографа на десятки лет вперед. Приход на площадки огромного числа молодежи поменял духовную суть кинематографа. На экране возникли новые герои, темы. Советскому кинематографу получилось отрешиться от иллюстративности и помпезности, которые очень негативно влияли на картины первых после военных лет. Восстановление художественного потенциала советского кино во второй половине 1950-х гг. было также связано с ослабеванием политической обстановки в стране после смерти Сталина. Одоление эстетики официозного, бесконфликтно-парадного кинематографа 1940-х гг. осуществлялось чрез всеобщую гуманизацию и обновление киноязыка. Ясно обозначился интерес к судьбе обычного человека, к его повседневной жизни и обычным чувствам, эмоциям.

Таким образом можно сделать вывод. Политические изменения конца 1950-х гг. в стране дозволили вывести советский кинематограф из состояния так называемой «клинической смерти», когда в послевоенное время выпускалось мало фильмов. Второе творческое дыхание обрели режиссеры среднего поколения – Г. Козинцев, И. Хейфиц, М. Ромм, М. Калатозов, которые подготовили авторитетный художественный трамплин для старта юной генерации.


Библиографический список
  1. Дашкова Т. Любовь и быт в кинофильмах 1930-х — начала 1950-х годов / Т. Дашкова // История страны. История кино / под ред. С. С. Секиринского. М. : Знак, 2004. 496 с.
  2. Зак Л. М. История культурного строительства в СССР в советской историографии (1956—1963) / Л. М. Зак // Вопр. истории. 1964. № 2.
  3. Пыжиков А. В. От «диктатуры пролетариата» к «общенародному государству»: (1950—1960 гг.) / А. В. Пыжиков // Вопр. истории. 2003. № 12.  С. 107—113.
  4. Зезина М. Р. История русской культуры: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «история» / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин. М. : Высш. школа, 1990.  432 с.
  5. Брусиловская Л. «Московский Бродвей», «джаз на костях» и «пожар в джунглях»: (советское общество в 1950—1960-х гг.) / Л. Брусиловская // Родина. 1998. № 8. С. 79—83.
  6. Сивохина Т. А. Апогей режима личной власти. «Оттепель». Поворот к неосталинизму. (Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 40-х — 60-е годы) / Т. А. Сивохина, М. Р. Зезина.
  7. Зезина М. Р. Кинопрокат и массовый зритель в годы «оттепели» / М. Р. Зезина // История страны. История кино / под ред. С. С. Секиринского. М.: Знак, 2004. 496 с.
  8. Громов Е. Духовность экрана / Е. Громов. М.: Искусство, 1976.


Все статьи автора «Галеева Эльвира Рафисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация