УДК 37.04

СТРАТИФИЦИРУЮЩАЯ РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО ВРАЧА

Сидоренко Юлия Андреевна1, Якименко Лилия Альбертовна2, Аветисян Зита Ервандовна3
1Ростовский государственный медицинский университет, к.м.н, доцент кафедры гигиены, декан факультета довузовского образования
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины
3Ростовский государственный медицинский университет, к.м.н. доцент кафедры гигиены

Аннотация
В статье раскрывается работа системы непрерывного довузовского образования РостГМУ по формированию концептуальной модели врача-гуманиста, владеющего основами профильных, мировоззренческих и психолого-педагогических знаний, рассматривающего человека и его здоровье как величайшую ценность общества и умеющего приме-нить эти знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интеграция ступеней образования, континуально многоуровневый подход, направления совершенствования довузовского образования, научно-исследовательской деятельность, освоение первичных медицинских практических навыков, профессиональная ориентация, профилизация обучения, психолого-диагностическое тестирование, психолого-педагогического сопровождение, формирование конкурентоспособного «будущего студента»


THE STRATIFYING ROLE OF CONTINUOUS PRE-UNIVERSITY EDUCATION IN FORMATION OF AN IMAGE OF FUTURE DOCTOR

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Yakimenko Liliya Albertovna2, Avetisyan Zita Ervandovna3
1Rostov State Medical University, сandidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of public health and health care No. 1
3Rostov State Medical University, candidate of medical sci-ences, associate professor of the Faculty of hygiene

Abstract
This article presents the work of system of the continuous pre-university formation of RostSMU on formation of conceptual model of the doctor humanist owning bases of profile, world outlook and psychology and pedagogical knowledge, considering the person and his health as the great-est value of society and able to apply this knowledge and abilities in the future professional ac-tivity reveals.

Keywords: continually multilevel approach, formation of competitive "future student", integration of stages of education, learning of primary medical practical skills, profilisation of education, psychological and diagnostic testing, psychological and pedagogical maintenance, scientific research, the directions of improvement of pre-university education, vocational guidance


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64477 (дата обращения: 20.11.2016).

Сложившаяся к настоящему времени система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных структур в виде многоуровневой системы подготовки специалистов и является сложным объектом, реализующим систему непрерывного  интегрированного образования. [1, с.5]. В настоящее время базовыми факторами системы образования являются: желание учащихся получать знания и социализироваться, в том числе через приобретение современных профессиональных качеств; высокий уровень знаний, научная компетентность и профессиональный опыт преподавателей; достойное качество учебных ресурсов. [2, с.162]. Учреждениям, реализующим образовательные программы, необходимо постоянно вести конкурентную борьбу за потенциальных абитуриентов, в связи с чем, стратегическими целями развития системы непрерывного профессионального образования являются:  формирование эффективного, конкурентоспособного рынка образовательных услуг; обеспечение необходимого качества образовательных программ и технологий;  обеспечение государственных приоритетов на всех этапах образования; сохранение потенциала всех уровней профессионального образования в условиях демографического кризиса. [3,с.36].

В широком плане развитие довузовского образо­вания должно основываться не только на представ­лении о нем как о производителе образовательных и иных услуг, его необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий. В учебно-образовательном процессе должны реализоваться не столько отношения «производитель – потребитель услуги», сколько отношения профессионального сотрудничества, результатом которого являются новый уровень профессиональной компе­тентности участников как активных членов общества, а также широкий спектр общественно-значимых интеллектуальных про­дуктов и воздействий.  В своей деятельности факультет  рассматривает сферу довузовского образования как совокуп­ную образовательную деятельность, протекающую в специализированной творческой среде. В эту систему приоритетов  включены и взаимосвязаны проблемы содержания образования (гуманизация, фундаментализация, межпредметность, интегративность, креативность); совершенствование педагогиче­ских, информационных технологий; развитие на­учной и инновационной деятельности.  В Ростовском государственном медицинском университете (РостГМУ) ведется целенаправленная творческая работа по всем вышеуказанным направлениям совершенствования довузовского образования  за счет интеграции среднего общего, дополнительного,  среднего профессионального и высшего образования.  Конкретными целями работы  системы довузовской подготовки РостГМУ являются: формирование ключевых компетенций в области профильных для университета предметов; систематизация и интеграция всех направлений профориентационной работы;  социализация и адаптация слушателей к вузовской системе обучения;  как можно раннее приобщение к учебно-научной деятельности; воспитательная работа. И как результат, мы формируем концептуальную модель врача-гуманиста, владеющего основами мировоззренческих и психолого-педагогических знаний, рассматривающего человека и его здоровье как величайшую ценность общества и умеющего применить эти знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности. [4, с. 169]. Выполнение целевых установок развития факультета производится по следующим направлениям: учебно-методическая работа; профессиональная ориентация; воспитательная, учебно-исследовательская и научно-познавательная деятельности. Для реализации поставленной цели факультетом создана система клуб «Юный медик» – профильные школы – подготовительные курсы университета (ПК). При этом решается задача – обеспечение единого методологического подхода,  способствующего повышению мотивации к учебе, развитию  творческих способностей, ориентация на медицинские профессии. На первой ступени  интеграции – учебный процесс в клубе «Юный медик», который занимает три года (9,10, 11 классы) и реализуется по утвержденной авторской программе. Внедрение программы обеспечивает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и будущими намерениями в отношении продолжения образования в РостГМУ. Осваивая программу, старшеклассники еще обучаясь в школе, детально знакомятся с особенностями профессии врача, с большим спектром медицинских специальностей и их спецификой, что поможет им, как можно раньше сориентироваться с правильным выбором будущей профессии и сделать для себя ответственный выбор. На ПК обучение ведется в соответствии с дополнительной образовательной программой «Подготовка к поступлению в вуз». Учебный процесс реализуется в соответствии с Федеральной образовательной программой и  разработанными на ее основе рабочими программами.  Многоаспектная профессиональная ориентация способствует осуществлению ранней и осознанной профессиональной ориентации, гарантирующей долговременный выбор специальности и поступление в наш университет. К сожалению, в настоящее время нет достаточно качественно функционирующей государственной организационной структуры, занимающейся вопросами профессиональной ориентации. Существовавшие ранее учебно-производственные комбинаты утратили  свое практическое значение, а во многих школах отсутствует служба психологической поддержки, которая занималась вопросами профессиональной ориентации. Поэтому именно факультет довузовского образования восполняет данный пробел работы, занимаясь вопросами информационного обеспечения профессиональной ориентации, профессиональной консультацией и отбором. [5]. Инновационной формой обучения, ставшей уже традиционной для обучающихся на факультете, стали занятия  по освоению первичных медицинских практических навыков (освоение техники  измерения артериального давления, проведение внутримышечных, подкожных и внутрикожных инъекций, наложение различных повязок и других) на базе колледжа университета и в симмуляционном классе вуза.  По нашему мнению, это способствует в дальнейшем раннему становлению высококвалифицированного специалиста.  Особенностью работы факультета является психолого-педагогическое сопровождение, начиная с клуба «Юный медик», заканчивая первым курсом, с последующим наблюдением за успеваемостью  выпускников. Результаты анализа свидетельствуют о стабильно высокой успеваемости студентов – выпускников факультета довузовского образования и отсутствии случаев их отчисления из вуза. В рамках профессиональной консультации  и отбора проводится пробное психолого-диагностическое тестирование абитуриентов, проходящих обучение в клубе «Юный медик», в школах и на ПК,  для выявления личностных типологических особенностей, имеющих значение для профессиональной адаптации к будущей работе. Цель данной работы – осуществление дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных и возрастных познавательных возможностей, что  обеспечит целевую профессиональную направленность подготовки  и позволит в процессе обучения выстраивать индивидуальные образовательные траектории с учетом личностного фактора и индивидуального опыта подростка и давать им мотивированный совет по дальнейшему выбору специальности. [6,с. 119-120]. Цель воспитательной работы на довузовском этапе – дальнейшее  совершенствование работы по развитию ключевых общекультурных компетенций в рамках различных сфер (культурно-досуговая, самостоятельная,  гражданско-общественная,  духовно-нравственная, воспитание этики взаимоотношений  и толерантности к окружающим). Большое воспитательное воздействие оказывают на слушателей встречи с интересными людьми: профессорско-преподавательским составом университета, ветеранами войны и труда [7, с. 8-12]. В клубе «Юный медик»  традиционными стали мероприятия по  вопросам гигиенического воспитания школьников в рамках сотрудничества кафедры гигиены университета с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей НЦЗД РАМН. Особенностью факультета является развитие учебно-исследовательской и научно-познавательной деятельности с целью  раскрытия и развития творческих способностей, активизации самостоятельной поисковой деятельности учащихся, формирование основ научно-исследовательского потенциала. Традиционно на факультете проводится анкетирование абитуриентов по  удовлетворенности качеством довузовской подготовки. Полученные результаты за 2014-2015 учебный год свидетельствуют  о том, что кластерное обучение повышает уровень знаний по профильным предметам на 86,2%; обеспечивает ориентацию на поступление в  РостГМУ у  92,2% абитуриентов; обучающиеся отмечают достаточно высокую актуальность  учебно-методических ресурсов (92,8%); оценивают квалификацию преподавателей «как высокую» – 98,7% респондентов; удовлетворенность качеством довузовской подготовки в целом на 87,6%; уверенность в преимуществах РостГМУ по сравнению с другими вузами на 96,8%.

Подтверждением эффективности внедрения континуального многоуровнего подхода к образованию старшеклассников  являются результаты анкетирования абитуриентов об их представлении об «идеальном враче 21 века»  (500 человек). Основными качествами «идеального врача» слушатели считают: доброе отношение к людям (90%), бескорыстие и искренность (98%),  сочувствие и сострадание  (88%). В профессии врача респондентов привлекает, прежде всего, гуманная цель – сохранение здоровья нации  (98%) и лишь 4% абитуриентов в профессии привлекает  «материальная выгода». Данная довузовская система подготовки подтверждает свою результативность – поступление слушателей подготовительных курсов в университет на протяжении многих лет составляет более 80%,  в последующем высокая академическая успеваемость этих студентов, а также их активное участие в общественной жизни вуза. Выпускники факультета  продолжают заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвуют в культурно-массовой жизни вуза, получают именные стипендии, входят в состав Совета обучающихся.

Таким образом, реализуемая на довузовском этапе целостная кластерная  система обучения и профессиональной ориентации, учебно-научной деятельности  и воспитания позволяют сформировать мотивированного, качественно подготовленного, конкурентоспособного, профилированного «будущего студента».


Библиографический список
  1. Лошакова И.И., В.Н.Ярская. Пространство непрерывного образования в социальных изменениях//сборник научных статей «Непрерывное образование в России: пространство развития». Саратов. – 2006. – С.424.
  2. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  3. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  4. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача// Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. С. 169-170.
  5. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе// в сборнике: «Наука сегодня». Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Научный  центр «Диспут». – 2016.
  6. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В.Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования//Успехи естествознания.2004, №10.С.119-120.
  7. Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселева О.Ф. Сидоренко Ю.А.// 50лет с ALMA MATER, Ростов-на-Дону. – 2015. C. 13-15.


Все статьи автора «Якименко Лилия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация