Сложившаяся к настоящему времени система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных структур в виде многоуровневой системы подготовки специалистов и является сложным объектом, реализующим систему непрерывного интегрированного образования. [1, с.5]. В настоящее время базовыми факторами системы образования являются: желание учащихся получать знания и социализироваться, в том числе через приобретение современных профессиональных качеств; высокий уровень знаний, научная компетентность и профессиональный опыт преподавателей; достойное качество учебных ресурсов. [2, с.162]. Учреждениям, реализующим образовательные программы, необходимо постоянно вести конкурентную борьбу за потенциальных абитуриентов, в связи с чем, стратегическими целями развития системы непрерывного профессионального образования являются: формирование эффективного, конкурентоспособного рынка образовательных услуг; обеспечение необходимого качества образовательных программ и технологий; обеспечение государственных приоритетов на всех этапах образования; сохранение потенциала всех уровней профессионального образования в условиях демографического кризиса. [3,с.36].
В широком плане развитие довузовского образования должно основываться не только на представлении о нем как о производителе образовательных и иных услуг, его необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий. В учебно-образовательном процессе должны реализоваться не столько отношения «производитель – потребитель услуги», сколько отношения профессионального сотрудничества, результатом которого являются новый уровень профессиональной компетентности участников как активных членов общества, а также широкий спектр общественно-значимых интеллектуальных продуктов и воздействий. В своей деятельности факультет рассматривает сферу довузовского образования как совокупную образовательную деятельность, протекающую в специализированной творческой среде. В эту систему приоритетов включены и взаимосвязаны проблемы содержания образования (гуманизация, фундаментализация, межпредметность, интегративность, креативность); совершенствование педагогических, информационных технологий; развитие научной и инновационной деятельности. В Ростовском государственном медицинском университете (РостГМУ) ведется целенаправленная творческая работа по всем вышеуказанным направлениям совершенствования довузовского образования за счет интеграции среднего общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования. Конкретными целями работы системы довузовской подготовки РостГМУ являются: формирование ключевых компетенций в области профильных для университета предметов; систематизация и интеграция всех направлений профориентационной работы; социализация и адаптация слушателей к вузовской системе обучения; как можно раннее приобщение к учебно-научной деятельности; воспитательная работа. И как результат, мы формируем концептуальную модель врача-гуманиста, владеющего основами мировоззренческих и психолого-педагогических знаний, рассматривающего человека и его здоровье как величайшую ценность общества и умеющего применить эти знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности. [4, с. 169]. Выполнение целевых установок развития факультета производится по следующим направлениям: учебно-методическая работа; профессиональная ориентация; воспитательная, учебно-исследовательская и научно-познавательная деятельности. Для реализации поставленной цели факультетом создана система клуб «Юный медик» – профильные школы – подготовительные курсы университета (ПК). При этом решается задача – обеспечение единого методологического подхода, способствующего повышению мотивации к учебе, развитию творческих способностей, ориентация на медицинские профессии. На первой ступени интеграции – учебный процесс в клубе «Юный медик», который занимает три года (9,10, 11 классы) и реализуется по утвержденной авторской программе. Внедрение программы обеспечивает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и будущими намерениями в отношении продолжения образования в РостГМУ. Осваивая программу, старшеклассники еще обучаясь в школе, детально знакомятся с особенностями профессии врача, с большим спектром медицинских специальностей и их спецификой, что поможет им, как можно раньше сориентироваться с правильным выбором будущей профессии и сделать для себя ответственный выбор. На ПК обучение ведется в соответствии с дополнительной образовательной программой «Подготовка к поступлению в вуз». Учебный процесс реализуется в соответствии с Федеральной образовательной программой и разработанными на ее основе рабочими программами. Многоаспектная профессиональная ориентация способствует осуществлению ранней и осознанной профессиональной ориентации, гарантирующей долговременный выбор специальности и поступление в наш университет. К сожалению, в настоящее время нет достаточно качественно функционирующей государственной организационной структуры, занимающейся вопросами профессиональной ориентации. Существовавшие ранее учебно-производственные комбинаты утратили свое практическое значение, а во многих школах отсутствует служба психологической поддержки, которая занималась вопросами профессиональной ориентации. Поэтому именно факультет довузовского образования восполняет данный пробел работы, занимаясь вопросами информационного обеспечения профессиональной ориентации, профессиональной консультацией и отбором. [5]. Инновационной формой обучения, ставшей уже традиционной для обучающихся на факультете, стали занятия по освоению первичных медицинских практических навыков (освоение техники измерения артериального давления, проведение внутримышечных, подкожных и внутрикожных инъекций, наложение различных повязок и других) на базе колледжа университета и в симмуляционном классе вуза. По нашему мнению, это способствует в дальнейшем раннему становлению высококвалифицированного специалиста. Особенностью работы факультета является психолого-педагогическое сопровождение, начиная с клуба «Юный медик», заканчивая первым курсом, с последующим наблюдением за успеваемостью выпускников. Результаты анализа свидетельствуют о стабильно высокой успеваемости студентов – выпускников факультета довузовского образования и отсутствии случаев их отчисления из вуза. В рамках профессиональной консультации и отбора проводится пробное психолого-диагностическое тестирование абитуриентов, проходящих обучение в клубе «Юный медик», в школах и на ПК, для выявления личностных типологических особенностей, имеющих значение для профессиональной адаптации к будущей работе. Цель данной работы – осуществление дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных и возрастных познавательных возможностей, что обеспечит целевую профессиональную направленность подготовки и позволит в процессе обучения выстраивать индивидуальные образовательные траектории с учетом личностного фактора и индивидуального опыта подростка и давать им мотивированный совет по дальнейшему выбору специальности. [6,с. 119-120]. Цель воспитательной работы на довузовском этапе – дальнейшее совершенствование работы по развитию ключевых общекультурных компетенций в рамках различных сфер (культурно-досуговая, самостоятельная, гражданско-общественная, духовно-нравственная, воспитание этики взаимоотношений и толерантности к окружающим). Большое воспитательное воздействие оказывают на слушателей встречи с интересными людьми: профессорско-преподавательским составом университета, ветеранами войны и труда [7, с. 8-12]. В клубе «Юный медик» традиционными стали мероприятия по вопросам гигиенического воспитания школьников в рамках сотрудничества кафедры гигиены университета с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей НЦЗД РАМН. Особенностью факультета является развитие учебно-исследовательской и научно-познавательной деятельности с целью раскрытия и развития творческих способностей, активизации самостоятельной поисковой деятельности учащихся, формирование основ научно-исследовательского потенциала. Традиционно на факультете проводится анкетирование абитуриентов по удовлетворенности качеством довузовской подготовки. Полученные результаты за 2014-2015 учебный год свидетельствуют о том, что кластерное обучение повышает уровень знаний по профильным предметам на 86,2%; обеспечивает ориентацию на поступление в РостГМУ у 92,2% абитуриентов; обучающиеся отмечают достаточно высокую актуальность учебно-методических ресурсов (92,8%); оценивают квалификацию преподавателей «как высокую» – 98,7% респондентов; удовлетворенность качеством довузовской подготовки в целом на 87,6%; уверенность в преимуществах РостГМУ по сравнению с другими вузами на 96,8%.
Подтверждением эффективности внедрения континуального многоуровнего подхода к образованию старшеклассников являются результаты анкетирования абитуриентов об их представлении об «идеальном враче 21 века» (500 человек). Основными качествами «идеального врача» слушатели считают: доброе отношение к людям (90%), бескорыстие и искренность (98%), сочувствие и сострадание (88%). В профессии врача респондентов привлекает, прежде всего, гуманная цель – сохранение здоровья нации (98%) и лишь 4% абитуриентов в профессии привлекает «материальная выгода». Данная довузовская система подготовки подтверждает свою результативность – поступление слушателей подготовительных курсов в университет на протяжении многих лет составляет более 80%, в последующем высокая академическая успеваемость этих студентов, а также их активное участие в общественной жизни вуза. Выпускники факультета продолжают заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвуют в культурно-массовой жизни вуза, получают именные стипендии, входят в состав Совета обучающихся.
Таким образом, реализуемая на довузовском этапе целостная кластерная система обучения и профессиональной ориентации, учебно-научной деятельности и воспитания позволяют сформировать мотивированного, качественно подготовленного, конкурентоспособного, профилированного «будущего студента».
Библиографический список
- Лошакова И.И., В.Н.Ярская. Пространство непрерывного образования в социальных изменениях//сборник научных статей «Непрерывное образование в России: пространство развития». Саратов. – 2006. – С.424.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача// Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. С. 169-170.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе// в сборнике: «Наука сегодня». Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В.Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования//Успехи естествознания.2004, №10.С.119-120.
- Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселева О.Ф. Сидоренко Ю.А.// 50лет с ALMA MATER, Ростов-на-Дону. – 2015. C. 13-15.