УДК 379.851

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

Шишкина Юлия Сергеевна1, Калинкина Светлана Анатольевна1
1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Аннотация
В статье продемонстрировано влияние международных стандартов в сфере туристических услуг на формирование туристического рынка России. В работе представлен международные институты сформировавшие стандарты в сфере туристических услуг, основные государственные стандарты в сфере туризма России, а также исторические факторы, повлиявшие на их создание. В ходе написания статьи автор пришла к заключению, что соответствие отечественной туристической отрасли критериям международных стандартов является ключевым факторам для положительной динамики ее развития.

Ключевые слова: сфера туристических услуг, туризм, туризм России, туристический рынок России


THE IMPACT OF THE INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF TOURISM SURVICES ON RUSSIAN TOURISM SERVICES FORMATION

Shyshkina Yulia Sergeevna1, Kalinkina Svetlana Anatolievna1
1Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Institution of Higher Education «Crimean Federal University Vernadsky»

Abstract
The article presents the impact of the international standards in the field of tourism services on the Russian tourism formation. It refers to the international institutions that had formed the general standards in the field of tourism services, the basic government standards in the field of Russian tourism as well as historical factors that influenced their creation. According to the author’ opinion, the conformity of the national tourism industry criteria with the international tourism standards is the key to its positive dynamic development.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шишкина Ю.С., Калинкина С.А. Влияние международных стандартов в сфере туристических услуг на формирование туристического рынка России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62938 (дата обращения: 20.11.2016).

В 2015 году Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) был подготовлен рейтинг конкурентоспособности стран в секторе туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), согласно которого Россия занимает 44-ое место. Однако еще два года назад Россия занимала 63-е место и на повышение уровня в рейтинге не повлияли негативные факторы в отечественной экономике.

По данным ВЭФ значительную роль определения места России в рейтинге сыграли такие факторы как наличие объектов культурного и исторического наследия, развитая инфраструктура, транспортное сообщение, санитарная культура общества и высокий уровень здравоохранения. Негативными факторами были определены такие как высокий уровень бюрократизма при получении визы. Так же среди негативных факторов были названы те, которые являются неоднозначными и могут вызвать много споров среди экспертов, это низкий уровень безопасности и правопорядка, а также неблагоприятный деловой климат [1].

Важно отметить, что для России важным моментом в развитии и унификации туристической сферы является создание механизма государственных стандартов (ГОСТ).

Цель работы направлена на выявление основных факторов и проблематику влияния международных стандартов в сфере туристических услуг на формирование туристического рынка России.

Понятие «стандарт», в себя включает нормативно-правовой акт, разработанный на базе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный уполномоченным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

EEIG –”Европейская Экономическая Палата Торговли, Коммерции и Промышленности” – международная неправительственная организация, зарегистрированная в Брюсселе в соответствии с Регламентом ЕЭС – № 2137/85 от 25 июля 1985 о Европейском объединении с общей экономической целью, аккредитованная в Российской Федерации как «Европейская Экономическая Группа», является основным разработчиком международных стандартов [2].

Профильным международный институтом стандартизации в сфере туризма является Всемирная туристская организация (ЮНВТО) – специализированное межправительственное учреждение системы ООН, объединяющее 156 стран-членов. ЮНВТО действует на основании Устава и прилагаемых к нему Финансовых правил, вступивших в силу 2 января 1975 года. Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР является членом ЮНВТО с 1975 года. [3]

Отечественную систему нормативно-правовых актов по стандартизации относятся законы и подзаконные нормативные акты, применение которых устанавливается уполномоченным органом государственной власти – Госстандартом России. При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальный опыт других стран. Яркое отражение упомянутого мирового опыта находится в  Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также в специализированных государственных стандартах:

28681.0 90 «Стандартизация в сфере туристско экскурсионного обслуживания. Основные положения»;

Р 50690 2000 «Туристские услуги. Общие требования»;

Р 50681 94 «Туристско экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

Р 50644 94 «Туристско экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

Р 50646 94 «Услуги населению. Термины и определения»;

Р 50691 94 «Модель обеспечения качеств услуг;

Р 51185 98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;

Р 50460 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования» [4].

При формировании рынка международного туризма в постсоветской России, ориентация всех предприятий, работающих в данном сегменте была направлена на туристов преимущественно из Западной Европы и Соединенных Штатов Америки.

В этот период времени российский рынок туристических услуг занимают международные туристические корпорации с большим опытом работы по всему миру, которые установили принципиально и качественно новые стандарты обслуживания, установили ценовую политику и создали конкуренцию в сегменте рынка [5].

Указанные историко-экономические факторы повлияли на формулировку основных целей государственной системы классификации в области международного туризма:

– обеспечение стабильности качества обслуживания;

– гармонизация критериев классификации в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и с учетом существующей зарубежной практики [6].

Таким образом, свободный въезд иностранных туристов на территорию России и появление на отечественном рынке туристических услуг, обладающих высокой конкурентоспособностью международных компаний, это ключевые факторы, повлиявшие на внедрение международных стандартов в туристический рынок России.

Более того, в Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 – 2018 годы) указаны те же проблемы развития отечественной туристической индустрии и отечественного туристического продукта, которые были описаны в начале данной работы, а также предусматривается расчет на создание имиджевого эффекта, который выражается в формирование образа Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма. По мнению разработчиков, данная программа создает не только создает условия для продвижения российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках, но также способствует развитию экономических и культурных связей России с другими странами, улучшает мнение мировой общественности о стране в целом. Кроме того, признание Российской Федерации благоприятной для посещения страной повысит ее место во многих международных рейтингах, включая рейтинги, связанные с различными параметрами туристской конкурентоспособности. [7]

Исходя из выше изложенного можно так же сделать вывод, что международные стандарты, это именно те характеристики, соответствие с которыми, на сегодняшний день в современном мире имеет благоприятное влияние на развитие туристической отрасли в любой развитой стране, в том числе и России, а, следовательно, и большие бюджетные преференции, что соответствует национальным финансовым интересам.


Библиографический список
  1. Россия — на 44-м месте в списке лучших стран для туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://news.turizm.ru/russia/46740/
  2. Официальный сайт ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАЛАТА ТОРГОВЛИ, КОММЕРЦИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.eeig-region.ru/certification.html
  3. Официальный сайт Федеральное агентство по туризму РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/24/detail/3557/
  4. Горошко Д. Л. Метрология, стандартизация, сертификация, Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru, методическое обеспечение учебного процесса
  5. “Российский рынок туристических услуг: итоги 2014 г., прогноз до 2017 г.” NeoAnalytics
  6. «О государственной политике в области обеспечения безопасности туризма»  http://www.garant.ru/interview/310066/
  7. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 “О федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)” (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/55171986/


Все статьи автора «Шишкина Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация