В 2015 году Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) был подготовлен рейтинг конкурентоспособности стран в секторе туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), согласно которого Россия занимает 44-ое место. Однако еще два года назад Россия занимала 63-е место и на повышение уровня в рейтинге не повлияли негативные факторы в отечественной экономике.
По данным ВЭФ значительную роль определения места России в рейтинге сыграли такие факторы как наличие объектов культурного и исторического наследия, развитая инфраструктура, транспортное сообщение, санитарная культура общества и высокий уровень здравоохранения. Негативными факторами были определены такие как высокий уровень бюрократизма при получении визы. Так же среди негативных факторов были названы те, которые являются неоднозначными и могут вызвать много споров среди экспертов, это низкий уровень безопасности и правопорядка, а также неблагоприятный деловой климат [1].
Важно отметить, что для России важным моментом в развитии и унификации туристической сферы является создание механизма государственных стандартов (ГОСТ).
Цель работы направлена на выявление основных факторов и проблематику влияния международных стандартов в сфере туристических услуг на формирование туристического рынка России.
Понятие «стандарт», в себя включает нормативно-правовой акт, разработанный на базе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный уполномоченным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.
EEIG –”Европейская Экономическая Палата Торговли, Коммерции и Промышленности” – международная неправительственная организация, зарегистрированная в Брюсселе в соответствии с Регламентом ЕЭС – № 2137/85 от 25 июля 1985 о Европейском объединении с общей экономической целью, аккредитованная в Российской Федерации как «Европейская Экономическая Группа», является основным разработчиком международных стандартов [2].
Профильным международный институтом стандартизации в сфере туризма является Всемирная туристская организация (ЮНВТО) – специализированное межправительственное учреждение системы ООН, объединяющее 156 стран-членов. ЮНВТО действует на основании Устава и прилагаемых к нему Финансовых правил, вступивших в силу 2 января 1975 года. Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР является членом ЮНВТО с 1975 года. [3]
Отечественную систему нормативно-правовых актов по стандартизации относятся законы и подзаконные нормативные акты, применение которых устанавливается уполномоченным органом государственной власти – Госстандартом России. При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальный опыт других стран. Яркое отражение упомянутого мирового опыта находится в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также в специализированных государственных стандартах:
28681.0 90 «Стандартизация в сфере туристско экскурсионного обслуживания. Основные положения»;
Р 50690 2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
Р 50681 94 «Туристско экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
Р 50644 94 «Туристско экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
Р 50646 94 «Услуги населению. Термины и определения»;
Р 50691 94 «Модель обеспечения качеств услуг;
Р 51185 98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
Р 50460 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования» [4].
При формировании рынка международного туризма в постсоветской России, ориентация всех предприятий, работающих в данном сегменте была направлена на туристов преимущественно из Западной Европы и Соединенных Штатов Америки.
В этот период времени российский рынок туристических услуг занимают международные туристические корпорации с большим опытом работы по всему миру, которые установили принципиально и качественно новые стандарты обслуживания, установили ценовую политику и создали конкуренцию в сегменте рынка [5].
Указанные историко-экономические факторы повлияли на формулировку основных целей государственной системы классификации в области международного туризма:
– обеспечение стабильности качества обслуживания;
– гармонизация критериев классификации в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и с учетом существующей зарубежной практики [6].
Таким образом, свободный въезд иностранных туристов на территорию России и появление на отечественном рынке туристических услуг, обладающих высокой конкурентоспособностью международных компаний, это ключевые факторы, повлиявшие на внедрение международных стандартов в туристический рынок России.
Более того, в Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 – 2018 годы) указаны те же проблемы развития отечественной туристической индустрии и отечественного туристического продукта, которые были описаны в начале данной работы, а также предусматривается расчет на создание имиджевого эффекта, который выражается в формирование образа Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма. По мнению разработчиков, данная программа создает не только создает условия для продвижения российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках, но также способствует развитию экономических и культурных связей России с другими странами, улучшает мнение мировой общественности о стране в целом. Кроме того, признание Российской Федерации благоприятной для посещения страной повысит ее место во многих международных рейтингах, включая рейтинги, связанные с различными параметрами туристской конкурентоспособности. [7]
Исходя из выше изложенного можно так же сделать вывод, что международные стандарты, это именно те характеристики, соответствие с которыми, на сегодняшний день в современном мире имеет благоприятное влияние на развитие туристической отрасли в любой развитой стране, в том числе и России, а, следовательно, и большие бюджетные преференции, что соответствует национальным финансовым интересам.
Библиографический список
- Россия — на 44-м месте в списке лучших стран для туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.turizm.ru/russia/46740/
- Официальный сайт ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАЛАТА ТОРГОВЛИ, КОММЕРЦИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.eeig-region.ru/certification.html
- Официальный сайт Федеральное агентство по туризму РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/24/detail/3557/
- Горошко Д. Л. Метрология, стандартизация, сертификация, Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru, методическое обеспечение учебного процесса
- “Российский рынок туристических услуг: итоги 2014 г., прогноз до 2017 г.” NeoAnalytics
- «О государственной политике в области обеспечения безопасности туризма» http://www.garant.ru/interview/310066/
- Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 “О федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)” (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/55171986/