УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Бондаренко Елена Николаевна
ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского"
Региональный центр высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии
г.Ялта, Российская Федерация
специалист по социальной работе

Аннотация
В статье представлен краткий анализ содержания социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты его компоненты и методы.
Описана социально-педагогическая диагностика студентов первого курса с ограниченными возможностями здоровья как основа социально-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: инвалидность, ограниченные возможности здоровья, социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая карта, социальный диагноз


SOCIO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS A BASIS OF SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

Bondarenko Elena Nikolaevna
Crimean Federal University Vernadsky
Regional Centre for Higher Education Disabled Humanitarian Pedagogical Academy
Yalta, Russian Federation
specialist in social work

Abstract
The article presents a brief analysis of the content of socio-pedagogical support of students with disabilities, opened its components and methods.
We describe the social-pedagogical diagnostics of first-year students with disabilities, as a basis for socio-pedagogical support.

Keywords: disability, social diagnosis, social-pedagogical diagnostics, social-pedagogical map, student, student disabilities


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко Е.Н. Социально-педагогическая диагностика как основа сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62485 (дата обращения: 19.11.2016).

В современных условиях получения высшего образования при переходе на федеральные стандарты третьего поколения, стала особенно актуальна необходимость организации инклюзивного образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Тем не менее процесс интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду сопряжен с некоторыми трудностями. Студенты-первокурсники с инвалидностью и ОВЗ сталкиваются с проблемами адаптации к учебному процессу, самореализации, взаимодействия с преподавателями, кураторами и тьюторами, проблемами безбарьерного проживания и посещения занятий.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в вузе обеспечивает создание условий для повышения адаптационных возможностей, автономности и социальной активности, содействие развитию интеллектуальных процессов, раскрытию творческого потенциала, формирования ценностных установок студентов.

Важными задачами социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ выступают:

1.формирование у студентов навыков эффективного обучения;

2.психологическая адаптация первокурсников к условиям образовательного учреждения, процессу обучения, коллективу;

3.помощь в развитии у студентов с ОВЗ профессионально-значимых личностных качеств.

Для решения данных задач необходима реализация нескольких направлений социально-педагогического сопровождения студентов на протяжении всего периода обучения. К таким направлениям относятся:

1.диагностика личностных, познавательных особенностей студента, его деятельности и социальных отношений, особенностей поведения;

2.подготовка рекомендаций по  организации учебно-воспитательного процесса (подбор оптимальной формы занятий, приемов обучения с учетом нарушений и потребностей студентов).

3.оказание социально-педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья;

4. организация внеучебной деятельности и досуга студентов с инвалидностью;

5.подготовка рекомендаций по организации трудоустройства и профессиональной деятельности студента с ОВЗ.

В своем исследовании Л.О. Рокотянская  определяет сопровождение студентов с инвалидностью  как многоаспектный метод, который достигается единством усилий специалистов разных направлений: педагогов, психологов, методистов, социальных и медицинских работников, других заинтересованных участников образовательного процесса и содержит несколько этапов. Начальный этап включает три компонента сопровождения: диагностический и ознакомительно-адаптационный и информационно-консультативный. Диагностический компонент предполагает путем сбора первичного анамнеза и проведения диагностического исследования получение достоверных данных о психофизическом и социальном статусе студентов с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления проблем адаптационного периода и корректировки мероприятий социально-педагогического сопровождения [3,с.243].

Таким образом, социально-педагогическая диагностика является основой социально-педагогического сопровождения, которая позволяет получить информацию для составления социального диагноза и играет важную роль в формировании и развитии технологий социально-педагогической работы.

Социальный диагноз – это заключение о степени развития способностей к овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными и бытовыми), способностей осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы. Он предполагает сбор и анамнез информации о студентах и условиях их жизнедеятельности для последующей разработки программы социально-педагогической помощи.

Инклюзивное обучение студентов с инвалидностью в вузах требует постоянного внимания к учебно-воспитательному процессу с одной стороны преподавателей, методистов, а с другой стороны специалистов центра инклюзивного образования, которые занимаются вопросами сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Таким центром в Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им.В.И. Вернадского (г. Ялта) является Региональный центр высшего образования инвалидов. Основная цель деятельности Центра – организация системы комплексного сопровождения, обеспечивающей доступность высшего образования для молодежи с инвалидностью и ОВЗ.

С целью определения содержания социально-педагогического сопровождения специалистом по социальной работе Регионального центра была проведена социально-педагогическая диагностика студентов с ограниченными возможностями здоровья нового набора. Целью диагностики было изучение уровня адаптации первокурсников,  выявление степени развития способностей к обучению, характер взаимодействия с окружающими для организации дальнейшей профилактической и коррекционной социально-педагогической работы со студентами, а также разработка методических рекомендаций для профессорско-педагогического состава по работе со студентами данной категории

В диагностике приняло участие 8 студентов-первокурсников с инвалидностью. Использовались такие методики как:

1.беседа-опрос с целью выявления проблем в учебе, во взаимоотношениях с однокурсниками и преподавателями;

2.анкетирование с целью  сбора основной информации о студенте (контактных данных, семейном положении, условиях проживания), его интересах, потребностях и предложениях для улучшения обеспечения учебно-воспитательного процесса;

3.наблюдение за студентами с целью определения психофизиологических особенностей;

4.анализ медицинских документов с целью изучения медицинского диагноза студента.

По итогам социально-педагогической диагностики были составлены индивидуальные  социально-педагогические карты студентов с инвалидностью.

Социально-педагогическая карта является обязательным и важным документом в работе специалистов Центра. В ней указываются основные данные студента: его паспортные данные, состав семьи, условия проживания, интересы, уровень образования до поступления в академию, уровень развития социально-бытовых умений, уровень социальной адаптации к учебному процессу.

В результате социально-педагогической диагностики были выявлены  проблемы в учебной деятельности, с которыми сталкиваются студенты при посещении академии, а именно: у студента с ДЦП выявлены проблемы с успеваемостью конспектирования лекционного материала; два студента с инвалидностью (анемией средней тяжести и тугоухостью 3 степени) имеют проблемы с пониманием и усвоением  лекционного материала. Кроме того у студентки с тугоухостью, помимо проблем в учебной деятельности, выявлены проблемы со взаимоотношением в группе – у нее нет друзей, она не вовлечена в студенческую жизнь группы.

У студентов с такими заболеваниями как сахарный диабет, нистагм и  нарушения опорно-двигательного аппарата не выявлено серьезных проблем. Они самостоятельны, активны. Их заболевания сильно не отразились на учебной деятельности.

Студенты с ОВЗ, принимавшие участие в диагностическом обследовании, занимаются спортом, интересуются изобразительным искусством, а также чтением художественной литературы, увлекаются прозой.

Взаимодействие студентов с ОВЗ со своими преподавателями, кураторами, трьюторами успешное. Согласно результатам диагностики направленность на познавательную деятельность активная, студенты стремятся получить новые, интересные знания, в желании правильно сделать задание – педантичны  и требовательны к себе.

Способности к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и социально-этических норм развиты в норме.

Взаимоотношения с однокурсниками у большинства испытуемых активные и доброжелательные, студенты с ограниченными возможностями здоровья не ведут себя обособленно.

По результатам диагностики были даны рекомендации преподавателям, такие как: предоставлять студентам, испытывающим трудности в обучении, лекционный материал в распечатанном или электронном виде, объяснять индивидуально задание, использовать оптимальные формы контроля, предоставлять больше времени на подготовку.

Для дальнейшей организации сопровождения разработаны мероприятия (тренинги, занятия) по интеграции и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательную среду академии.

Итак, важную роль в социально-педагогическом сопровождении играет социально-педагогическая диагностика, которая помогает изучить индивидуальные возможности и особенности студента, прогнозировать перспективы его адаптации к учебному процессу и реализации в ситуациях развития, обучения, овладения профессией.

Полученный по результатам  исследований социальный диагноз, основанный на учете реальных ресурсов и возможностей студентов с ОВЗ, служит основой для разработки  конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или минимизацию выявленных негативных тенденций, создания условий для решения проблем в интересах студентов с ограниченными возможностями здоровья.


Библиографический список
  1. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: [монография]/Юлия Валериевна Богинская. – Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012.-384 с. – Библиогр.: С. 324-376.
  2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244с.
  3. Рокотянская Л.О. Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе/ Л.О. Рокотянская//Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей Ялта: РИО ГПА,2015. –Вып. – 48.Ч.1,- 500 с. –С . 241-248
  4. Романенкова Д.Ф. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: учебное пособие/ Д.Ф. Романенкова, Н.А.Романович. –Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. – 116 с.
  5. Сотрудничество учреждений образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: достижения, проблемы, перспективы/  Сборник материалов круглого стола 10 декабря 2013г. –63с.  Режим доступа: http: //unecon.ru/sites/default/files/sbornik_kruglyy_stol_10.12._2013.pdf


Все статьи автора «Бондаренко Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация