В современных условиях получения высшего образования при переходе на федеральные стандарты третьего поколения, стала особенно актуальна необходимость организации инклюзивного образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Тем не менее процесс интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду сопряжен с некоторыми трудностями. Студенты-первокурсники с инвалидностью и ОВЗ сталкиваются с проблемами адаптации к учебному процессу, самореализации, взаимодействия с преподавателями, кураторами и тьюторами, проблемами безбарьерного проживания и посещения занятий.
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в вузе обеспечивает создание условий для повышения адаптационных возможностей, автономности и социальной активности, содействие развитию интеллектуальных процессов, раскрытию творческого потенциала, формирования ценностных установок студентов.
Важными задачами социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ выступают:
1.формирование у студентов навыков эффективного обучения;
2.психологическая адаптация первокурсников к условиям образовательного учреждения, процессу обучения, коллективу;
3.помощь в развитии у студентов с ОВЗ профессионально-значимых личностных качеств.
Для решения данных задач необходима реализация нескольких направлений социально-педагогического сопровождения студентов на протяжении всего периода обучения. К таким направлениям относятся:
1.диагностика личностных, познавательных особенностей студента, его деятельности и социальных отношений, особенностей поведения;
2.подготовка рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса (подбор оптимальной формы занятий, приемов обучения с учетом нарушений и потребностей студентов).
3.оказание социально-педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья;
4. организация внеучебной деятельности и досуга студентов с инвалидностью;
5.подготовка рекомендаций по организации трудоустройства и профессиональной деятельности студента с ОВЗ.
В своем исследовании Л.О. Рокотянская определяет сопровождение студентов с инвалидностью как многоаспектный метод, который достигается единством усилий специалистов разных направлений: педагогов, психологов, методистов, социальных и медицинских работников, других заинтересованных участников образовательного процесса и содержит несколько этапов. Начальный этап включает три компонента сопровождения: диагностический и ознакомительно-адаптационный и информационно-консультативный. Диагностический компонент предполагает путем сбора первичного анамнеза и проведения диагностического исследования получение достоверных данных о психофизическом и социальном статусе студентов с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления проблем адаптационного периода и корректировки мероприятий социально-педагогического сопровождения [3,с.243].
Таким образом, социально-педагогическая диагностика является основой социально-педагогического сопровождения, которая позволяет получить информацию для составления социального диагноза и играет важную роль в формировании и развитии технологий социально-педагогической работы.
Социальный диагноз – это заключение о степени развития способностей к овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными и бытовыми), способностей осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы. Он предполагает сбор и анамнез информации о студентах и условиях их жизнедеятельности для последующей разработки программы социально-педагогической помощи.
Инклюзивное обучение студентов с инвалидностью в вузах требует постоянного внимания к учебно-воспитательному процессу с одной стороны преподавателей, методистов, а с другой стороны специалистов центра инклюзивного образования, которые занимаются вопросами сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Таким центром в Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им.В.И. Вернадского (г. Ялта) является Региональный центр высшего образования инвалидов. Основная цель деятельности Центра – организация системы комплексного сопровождения, обеспечивающей доступность высшего образования для молодежи с инвалидностью и ОВЗ.
С целью определения содержания социально-педагогического сопровождения специалистом по социальной работе Регионального центра была проведена социально-педагогическая диагностика студентов с ограниченными возможностями здоровья нового набора. Целью диагностики было изучение уровня адаптации первокурсников, выявление степени развития способностей к обучению, характер взаимодействия с окружающими для организации дальнейшей профилактической и коррекционной социально-педагогической работы со студентами, а также разработка методических рекомендаций для профессорско-педагогического состава по работе со студентами данной категории
В диагностике приняло участие 8 студентов-первокурсников с инвалидностью. Использовались такие методики как:
1.беседа-опрос с целью выявления проблем в учебе, во взаимоотношениях с однокурсниками и преподавателями;
2.анкетирование с целью сбора основной информации о студенте (контактных данных, семейном положении, условиях проживания), его интересах, потребностях и предложениях для улучшения обеспечения учебно-воспитательного процесса;
3.наблюдение за студентами с целью определения психофизиологических особенностей;
4.анализ медицинских документов с целью изучения медицинского диагноза студента.
По итогам социально-педагогической диагностики были составлены индивидуальные социально-педагогические карты студентов с инвалидностью.
Социально-педагогическая карта является обязательным и важным документом в работе специалистов Центра. В ней указываются основные данные студента: его паспортные данные, состав семьи, условия проживания, интересы, уровень образования до поступления в академию, уровень развития социально-бытовых умений, уровень социальной адаптации к учебному процессу.
В результате социально-педагогической диагностики были выявлены проблемы в учебной деятельности, с которыми сталкиваются студенты при посещении академии, а именно: у студента с ДЦП выявлены проблемы с успеваемостью конспектирования лекционного материала; два студента с инвалидностью (анемией средней тяжести и тугоухостью 3 степени) имеют проблемы с пониманием и усвоением лекционного материала. Кроме того у студентки с тугоухостью, помимо проблем в учебной деятельности, выявлены проблемы со взаимоотношением в группе – у нее нет друзей, она не вовлечена в студенческую жизнь группы.
У студентов с такими заболеваниями как сахарный диабет, нистагм и нарушения опорно-двигательного аппарата не выявлено серьезных проблем. Они самостоятельны, активны. Их заболевания сильно не отразились на учебной деятельности.
Студенты с ОВЗ, принимавшие участие в диагностическом обследовании, занимаются спортом, интересуются изобразительным искусством, а также чтением художественной литературы, увлекаются прозой.
Взаимодействие студентов с ОВЗ со своими преподавателями, кураторами, трьюторами успешное. Согласно результатам диагностики направленность на познавательную деятельность активная, студенты стремятся получить новые, интересные знания, в желании правильно сделать задание – педантичны и требовательны к себе.
Способности к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и социально-этических норм развиты в норме.
Взаимоотношения с однокурсниками у большинства испытуемых активные и доброжелательные, студенты с ограниченными возможностями здоровья не ведут себя обособленно.
По результатам диагностики были даны рекомендации преподавателям, такие как: предоставлять студентам, испытывающим трудности в обучении, лекционный материал в распечатанном или электронном виде, объяснять индивидуально задание, использовать оптимальные формы контроля, предоставлять больше времени на подготовку.
Для дальнейшей организации сопровождения разработаны мероприятия (тренинги, занятия) по интеграции и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательную среду академии.
Итак, важную роль в социально-педагогическом сопровождении играет социально-педагогическая диагностика, которая помогает изучить индивидуальные возможности и особенности студента, прогнозировать перспективы его адаптации к учебному процессу и реализации в ситуациях развития, обучения, овладения профессией.
Полученный по результатам исследований социальный диагноз, основанный на учете реальных ресурсов и возможностей студентов с ОВЗ, служит основой для разработки конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или минимизацию выявленных негативных тенденций, создания условий для решения проблем в интересах студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
- Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: [монография]/Юлия Валериевна Богинская. – Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012.-384 с. – Библиогр.: С. 324-376.
- Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244с.
- Рокотянская Л.О. Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе/ Л.О. Рокотянская//Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей Ялта: РИО ГПА,2015. –Вып. – 48.Ч.1,- 500 с. –С . 241-248
- Романенкова Д.Ф. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: учебное пособие/ Д.Ф. Романенкова, Н.А.Романович. –Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. – 116 с.
- Сотрудничество учреждений образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: достижения, проблемы, перспективы/ Сборник материалов круглого стола 10 декабря 2013г. –63с. Режим доступа: http: //unecon.ru/sites/default/files/sbornik_kruglyy_stol_10.12._2013.pdf