УДК 339.138

О ЗНАЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА

Удалова Ирина Борисовна1, Кириллова Кира Владимировна2, Осипенко Наталья Николаевна3
1Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
2ООО "Бинарити", менеджер по маркетингу
3Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, старший преподаватель кафедры «Прикладная математика»

Аннотация
Статья посвящена анализу значения современных компьютерных программ в процессе реализации научных исследований в маркетинге. Авторы кратко рассматривают основные компьютерные программы применяемые в работе российских предприятий. Уделяют внимание изменению роли информационных технологий в рамках распространения Интернет-среды. Особое внимание уделяется роли онлайн-исследований в сфере маркетинга.

Ключевые слова: информационные технологии, исследования, компьютерные программы, маркетинг, маркетинговые исследования


ON THE IMPORTANCE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE IMPLEMENTATION OF CURRENT RESEARCH IN THE FIELD OF MARKETING

Udalova Irina Borisovna1, Kirillova Kira Vladimirovna2, Osipenko Natalia Nikolaevna3
1Lobachevsky State University of Nizhnу Novgorod, Candidate of Economics, Associate Professor of Finance and Credit Department
2Binarity Ltd, Marketing manager
3Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E.Alekseev, Senior Lecturer of "Applied mathematics" Department

Abstract
The article analyzes the importance of modern computer programs in implementing scientific research in marketing. The authors briefly discusses basic computer programs used in the work of Russian enterprises. They will address the changing role of information technology in the spread of Internet environment. Particular attention is paid to the role of online research in the field of marketing.

Keywords: Computer Programs, information technology, marketing, marketing research, research


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Удалова И.Б., Кириллова К.В., Осипенко Н.Н. О значении информационных технологий в процессе реализации современных научных исследований в сфере маркетинга // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/60088 (дата обращения: 02.06.2017).

Информационные технологии прочно вошли в повседневную жизнь современного человека. Они применяются в медицине, градостроительстве, образовании, метеорологии и других научных сферах. Не являются исключением и экономические науки в целом и маркетинг – в частности.  Маркетинг, представляющий собой связующее звено между потребителями и производителями товаров и услуг, ощутил на себе влияние информационных технологий, прежде всего, в связи с распространением Интернет-среды, которая оказала значительное влияние на развитие маркетинга в последние десятилетия, поскольку ее “возможности…позволили не только успешно развиться онлайн-торговле, но и явились толчком к развитию новых направлений в маркетинге: контекстной рекламы; продвижения товаров с помощью социальных сетей; создание специализированных Интернет-услуг” [1, с. 11-12]. Наиболее ярко на сегодняшний день, по нашему мнению, раскрывается роль информационных технологий в маркетинге именно при проведении маркетинговых исследований, составляющих основу аналитической функции данного раздела экономической науки. Множество научных исследований в области маркетинга реализуется именно в форме маркетинговых исследований, так как “в условиях ужесточения конкуренции, наблюдаемого на многих рынках в XXIв., маркетинговые исследования получают широкие перспективы для развития…именно они являются основным источником информации о маркетинговой микро- и макросреде” [2, с. 944].

Применение информационных технологий необходимо как на этапе подготовки, так и на этапе реализации маркетинговых исследований. Если говорить о подготовительном этапе, то здесь необходимо применение современных компьютерных программ для систематизации уже имеющихся баз данных; для сравнения данных по интересующим исследователей вопросам за предыдущие периоды; для оценки необходимых для проведения исследования ресурсов. В этой связи может помочь программа Microsoft Excel, которая получила широкое распространение среди исследователей в области маркетинга благодаря своей доступности; относительной простоте использования и наглядности при представлении выводов. Данная программа, безусловно, в ряде случаев может использоваться и на этапе реализации маркетинговых исследований, например, в ходе обработки и анализа полученных данных. Нельзя не отметить, что программа Microsoft Excel получила весьма широкое распространение именно при реализации исследований, направленных на изучение покупательских предпочтений, что не удивительно, поскольку “маркетинговые исследования позволяют изучить потребности, касающиеся различных сфер жизни потенциальных или уже существующих клиентов организации” [3, с. 813]. Однако применение данной программы при обработке больших массивов данных ограничено и, зачастую, является нецелесообразным, в таких случаях исследователям может пригодиться специализированный программный пакет: пакет SPSS, позволяющий обрабатывать весьма значительные по меркам маркетинговых исследований объемы информации. Кроме данных программных продуктов в исследованиях может быть успешно использована и программа, созданная изначально не для нужд маркетинга: программа 1C, позволяющая практически в режиме реального времени отслеживать информацию, например, о поставщиках, о потребителях, совершенных ими сделках.

Данные полученные с помощью указанных выше программ могут быть использованы не только для нужд отдельных компаний, но и для проведения масштабных независимых научных исследований в сфере маркетинга.

Если говорить о специфике современных маркетинговых исследований, то стоит отметить не только широкое использование информационных технологий для обработки данных исследований, но и уделить внимание применению маркетинговых исследований в системе онлайн, то есть применению информационных технологий как составляющей самого исследования, а не как инструмента для интерпретации данных. Маркетинговые онлайн-исследования являются ярким примером возрастания роль информационных технологий в процессе проведения научных исследований. Такой формат исследований сокращает процесс получения необходимых данных для анализа; снижает затраты времени на их обработку, что, безусловно не может не радовать исследователей. Безусловно, применение онлайн-исследований имеет определенные ограничения, такой формат подходит далеко не для всех видов; целей исследования, однако, повсеместное распространение среды Интеренет в совокупности с ускорением “старения информации”, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему развитию данного вида исследований, в частности, и расширению сфер применения информационных технологий в рамках проведения научных исследований – в целом.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие информационных технологий на сегодняшний день способствует расширению границ научных исследований; снижению информационных, территориальных барьеров при анализе и интерпретации данных. Применение информационных технологий в сфере научных исследований, по нашему убеждению, получит в будущем еще большее распространение, что даст возможность исследователям в сфере маркетинга изучать интересующие их объекты максимально продуктивно. Их значение будет только возрастать; сегодня же для успешной работы в сфере научных исследований очень важно не бояться использовать новые технологии, а, наоборот, применять их (при необходимости) в целях повышения эффективности научной деятельности.


Библиографический список
  1. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования: перспективы, основные плюсы и минусы // Проблемы и перспективы развития экономики и управления: материалы международной научно-практической конференции НИЦ “Социосфера”. – Прага, 2013. Ч. 1. С. 11-13.
  2. Удалова И. Б., Кириллова К. В. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования // Экономика и предпринимательство. 2015. №8. Ч. 1. С. 942-944.
  3. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования потребителей и их применение в рамках реализации программ лояльности клиентов // Экономика и предпринимательство. 2014. №4. Ч.2. С. 813-815.


Все статьи автора «Удалова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: