Информационные технологии прочно вошли в повседневную жизнь современного человека. Они применяются в медицине, градостроительстве, образовании, метеорологии и других научных сферах. Не являются исключением и экономические науки в целом и маркетинг – в частности. Маркетинг, представляющий собой связующее звено между потребителями и производителями товаров и услуг, ощутил на себе влияние информационных технологий, прежде всего, в связи с распространением Интернет-среды, которая оказала значительное влияние на развитие маркетинга в последние десятилетия, поскольку ее “возможности…позволили не только успешно развиться онлайн-торговле, но и явились толчком к развитию новых направлений в маркетинге: контекстной рекламы; продвижения товаров с помощью социальных сетей; создание специализированных Интернет-услуг” [1, с. 11-12]. Наиболее ярко на сегодняшний день, по нашему мнению, раскрывается роль информационных технологий в маркетинге именно при проведении маркетинговых исследований, составляющих основу аналитической функции данного раздела экономической науки. Множество научных исследований в области маркетинга реализуется именно в форме маркетинговых исследований, так как “в условиях ужесточения конкуренции, наблюдаемого на многих рынках в XXIв., маркетинговые исследования получают широкие перспективы для развития…именно они являются основным источником информации о маркетинговой микро- и макросреде” [2, с. 944].
Применение информационных технологий необходимо как на этапе подготовки, так и на этапе реализации маркетинговых исследований. Если говорить о подготовительном этапе, то здесь необходимо применение современных компьютерных программ для систематизации уже имеющихся баз данных; для сравнения данных по интересующим исследователей вопросам за предыдущие периоды; для оценки необходимых для проведения исследования ресурсов. В этой связи может помочь программа Microsoft Excel, которая получила широкое распространение среди исследователей в области маркетинга благодаря своей доступности; относительной простоте использования и наглядности при представлении выводов. Данная программа, безусловно, в ряде случаев может использоваться и на этапе реализации маркетинговых исследований, например, в ходе обработки и анализа полученных данных. Нельзя не отметить, что программа Microsoft Excel получила весьма широкое распространение именно при реализации исследований, направленных на изучение покупательских предпочтений, что не удивительно, поскольку “маркетинговые исследования позволяют изучить потребности, касающиеся различных сфер жизни потенциальных или уже существующих клиентов организации” [3, с. 813]. Однако применение данной программы при обработке больших массивов данных ограничено и, зачастую, является нецелесообразным, в таких случаях исследователям может пригодиться специализированный программный пакет: пакет SPSS, позволяющий обрабатывать весьма значительные по меркам маркетинговых исследований объемы информации. Кроме данных программных продуктов в исследованиях может быть успешно использована и программа, созданная изначально не для нужд маркетинга: программа 1C, позволяющая практически в режиме реального времени отслеживать информацию, например, о поставщиках, о потребителях, совершенных ими сделках.
Данные полученные с помощью указанных выше программ могут быть использованы не только для нужд отдельных компаний, но и для проведения масштабных независимых научных исследований в сфере маркетинга.
Если говорить о специфике современных маркетинговых исследований, то стоит отметить не только широкое использование информационных технологий для обработки данных исследований, но и уделить внимание применению маркетинговых исследований в системе онлайн, то есть применению информационных технологий как составляющей самого исследования, а не как инструмента для интерпретации данных. Маркетинговые онлайн-исследования являются ярким примером возрастания роль информационных технологий в процессе проведения научных исследований. Такой формат исследований сокращает процесс получения необходимых данных для анализа; снижает затраты времени на их обработку, что, безусловно не может не радовать исследователей. Безусловно, применение онлайн-исследований имеет определенные ограничения, такой формат подходит далеко не для всех видов; целей исследования, однако, повсеместное распространение среды Интеренет в совокупности с ускорением “старения информации”, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему развитию данного вида исследований, в частности, и расширению сфер применения информационных технологий в рамках проведения научных исследований – в целом.
В заключение хотелось бы отметить, что развитие информационных технологий на сегодняшний день способствует расширению границ научных исследований; снижению информационных, территориальных барьеров при анализе и интерпретации данных. Применение информационных технологий в сфере научных исследований, по нашему убеждению, получит в будущем еще большее распространение, что даст возможность исследователям в сфере маркетинга изучать интересующие их объекты максимально продуктивно. Их значение будет только возрастать; сегодня же для успешной работы в сфере научных исследований очень важно не бояться использовать новые технологии, а, наоборот, применять их (при необходимости) в целях повышения эффективности научной деятельности.
Библиографический список
- Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования: перспективы, основные плюсы и минусы // Проблемы и перспективы развития экономики и управления: материалы международной научно-практической конференции НИЦ “Социосфера”. – Прага, 2013. Ч. 1. С. 11-13.
- Удалова И. Б., Кириллова К. В. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования // Экономика и предпринимательство. 2015. №8. Ч. 1. С. 942-944.
- Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования потребителей и их применение в рамках реализации программ лояльности клиентов // Экономика и предпринимательство. 2014. №4. Ч.2. С. 813-815.