УДК 37.032

ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Хан Ольга Николаевна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования риторической компетенции у студентов технических вузов. Статья обобщает опыт преподавания дисциплин «Русский язык и культура речи», «Риторика». Первым этапом становления риторической компетенции становится изучение дисциплины «Русский язык и культура речи». Автор анализирует возможности основных разделов дисциплины в осознании студентами возможностей языковой системы, роли каждой формы существования языка и функциональных стилей в построении эффективной коммуникации. Второй этап – изучение дисциплины «Риторика» – позволяет применить полученные знания в практике организации речевой коммуникации.

Ключевые слова: диалект, жаргон, коммуникативная компетенция, литературный язык, ораторское искусство, просторечие, риторическая компетенция, техника речи, типы речей, формы существования языка, функциональные стили


THE FORMATION OF THE RHETORICAL COMPETENCE OF TECHNICAL STUDENTS IN LEARNING LANGUAGE ARTS

Khan Olga Nikolaevna
Ural State University of Railway Transport
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «Foreign languages and intercultural communications»

Abstract
This article is devoted to the topical problem of formation of the rhetorical competence of students of technical universities. The article generalizes the experience of teaching of disciplines "the Russian language and culture of speech", "Rhetoric". The first stage of formation of the rhetorical competence is the study of the discipline "Russian language and speech culture". The author analyzes possibilities of the main sections of discipline in students awareness of the possibilities of a language system, the role each form of existence of language and functional styles in building effective communication. The second stage – the study of discipline "Rhetoric" – allow to apply the received knowledge in practice, the organization of speech communication.

Keywords: communicative competence, dialect, forms of existence of language, functional styles, jargon, literary language, public speaking, rhetorical competence, speech technology, types of speeches, vernacular


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хан О.Н. Формирование риторической компетенции студентов технического вуза в процессе изучения языковых дисциплин // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59421 (дата обращения: 20.11.2016).

Востребованность специалистов с инженерным образованием в современном обществе порождает необходимость формирования у них способности организовывать профессиональное, учебное, межличностное общение, облекать мысли в нужную форму и доносить их до окружающих, проявляя коммуникативную компетенцию как часть профессиональной компетенции.

Казалось бы, преподавание таких дисциплин, как русский язык и культура речи и риторика, не может существенно улучшить подготовку студентов в транспортном вузе, но становится очевидной их важность при формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов и развитии у них способности к самостоятельному овладению знаниями. [1, с.179]

Высший уровень коммуникативной  компетенции, включающий в себя риторические способности, знание системы языка, риторические умения по выражению и произнесению речи, рефлексию – риторическая компетенция. «Риторическая компетенция – способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст речевого/риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи»[2, с.14].

Становление риторической компетенции происходит в два этапа: первый этап – осознание возможностей языковой системы при изучении курса «Русский язык и культура речи».

Особенность курса заключается в том, что он запускает процесс самосовершенствования будущего специалиста: студенты приучаются критически относиться к недостаткам в общении; формируется стремление в самостоятельной работе над собой [3].

Основной задачей на первом этапе становится уточнение понятия «культура речи». Обобщая многочисленные аспекты этого понятия, студенты под руководством преподавателя приходят к выводу, что высокий уровень культуры речи предполагает не только знание норм литературного языка, но и умение использовать эти знания в соответствии с языковой ситуацией и целью общения.

На этапе изучения особенностей форм существования языка обучающиеся определяют возможности использования каждой из них в практике речевого общения. При этом указываются носители каждой из форм: образованные слои населения – для литературного языка;  представители различных социальных и профессиональных групп – для жаргонов; население, проживающее на разных территориях – для диалектов. Студенты четко определяют свое место в приведенной классификации, осознавая необходимость и право быть носителями литературного языка.

Диалект оценивается студентами как форма языка, теряющая жизнеспособность под влиянием СМИ, но чрезвычайно активная в проявлении фонетических особенностей речи носителей литературного языка – диалектного акцента. Обучающиеся анализируют особенности речи жителей Урала, среди которых выделяют «оканье», резкость, отрывистость фраз, растягивание или проглатывание окончаний, мышечные зажимы. Особенности уральского диалекта  могут затруднять карьерный рост его носителей, и студенты приходят к осознанию необходимости  работы над фонетической  стороной речи.

В то же время возникает осознание необходимости изучения уральского говора как бесценного источника знаний об истории и культуре народа родного края. Привлекаются литературные источники: например, произведения П.П. Бажова; опрашиваются родственники, жители деревень.

Студенты УрГУПС принадлежат к сообществу работников железнодорожного транспорта, что  обусловливает их интерес к такой форме существования языка, как профессиональный жаргон: он воспринимается как необходимый элемент речи. В то же время студенты приходят к негативной оценке  неоправданного употребления лексики уголовного жаргона в речи носителей литературного языка. Особое место в речи образованного человека отводится использованию молодежного сленга как составляющей речи людей определенного возраста и сленга групп по интересам: они осознаются как приемлемые в определенных ситуациях общения.

И лишь одна форма существования языка – просторечие – оцениается студентами как неуместная в речи образованных людей в любой ситуации общения. Анализ особенностей двух форм просторечия: просторечия 1 и просторечия 2 позволяет определить их соотношение с  жаргоном и диалектом. Студенты приходят к пониманию того, что любое систематическое нарушение норм литературного языка, не осознаваемое носителем, может трактоваться как просторечие. Знание литературных норм и умение применять эти знания в практике речи – основной показатель владения литературным языком.

Изучение форм существования языка, таким образом, приводит обучающихся к осознанию их возможностей и соотношению в речи образованного человека.

Не менее важную роль в формировании представлений о возможностях языковой системы играет ознакомление с особенностями функциональных стилей, применение которых в практике определяется функцией, которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Особенно актуальными становятся знания о возможностях применения и характеристиках научного, официально-делового и публицистического стилей, которые имеют прямое отношение к деятельности молодых специалистов. Например, умение оформлять научные работы, создавать устные научные тексты, составлять бумаги, навыки произнесения публицистических речей нужны студентам с первого года обучения в вузе.

Повышенный интерес проявляют обучающиеся к изучению лексического состава языка и возможностям обогащения речи.  Изучая эти темы, студенты оценивают соотношение в языке различных пластов лексики и возможности их использования. Например, важна проблема массового проникновения в язык англоязычных заимствований. При работе с текстом на практических занятиях по культуре речи обучающиеся редактируют их, заменяя заимствования русскоязычной лексикой; большую ценность приобретает выработка умения использовать возможности синонимии и словообразования как  способов обогащения речи. Изучение тропов и фигур помогает в реализации желания сделать речь более красивой и выразительной.

Стремление широко использовать возможности литературного языка приводит к необходимости изучения норм: лексической, требующей соблюдения правил употребления слов и знания их значения; орфоэпической, регламентирующей  правильное произношение слова, и грамматической, определяющей принципы правильного образования  форм слова. При изучении лексической нормы студенты сталкиваются с проблемой недостаточного объема словарного запаса: например, они не всегда самостоятельно могут определить значение иноязычных слов. Занимаясь орфоэпической и акцентологической нормами,  студенты зачастую оценивают свои знания как минимальные; особенно сложной становится работа с ударением, предполагающая запоминание большого количества слов. Соблюдение грамматической нормы предполагает знание правил образования форм слова; наибольшую трудность, например, представляет склонение составных количественных числительных, определение рода иноязычных несклоняемых существительных, согласование деепричастного оборота со сказуемым, соблюдение норм управления.

Изучение литературных норм и их практическое применение – с одной стороны, осознание особенностей форм существования языка и функциональных стилей, возможностей словарного состава языка и его выразительных средств – с другой, приводят к осознанию возможностей языковой системы, что и является основной задачей первого этапа формирования риторической компетенции. Студенты приходят к пониманию практически безграничных возможностей языковой системы; необходимо научиться правильно использовать эти возможности, руководствуясь целями общения и возможностями конкретной речевой ситуации.

Вторым этапом формирования риторической компетенции становится изучение курса «Риторика». Отправной точкой в работе является осознание важности получения ораторских навыков для профессиональной деятельности. Определяются основные требования к оратору: построение взаимоотношений с аудиторией в форме взаимодействия, рефлексивная обратная связь; основательная фактическая подготовка к каждому выступлению; психологическая готовность к работе с людьми; умение отбирать и структурировать материал;  постоянная работа с речевым аппаратом; использование невербальных средств общения; поддержание определенного имиджа.  Совершенно очевидно, что успешный оратор – неординарная личность, и такой образ оратра сформировался  еще во времена становления древнегреческой риторики.

Какие же преимущества дает владение ораторским мастерством? В риторике существует понятие «право на речь», которое приобретает  лицо, выступающее перед аудиторией. Оратор  получает власть над людьми; управление и ораторское выступление предполагают манипулирование людьми. И здесь возникает проблема: как не причинить вреда людям, которые зависят от тебя. Поэтому, овладевая ораторским мастерством, обучающиеся должны понимать, насколько мощное оружие вкладывается в их руки и какова мера ответственности за его правильное использование.

Одним из самых важных этапов в овладении риторическим мастерством становится освоение канонов риторической разработки речи. Избранная оратором тема выступления должна быть осмыслена, разделена на ряд тем; определяется стратегия речевого поведения, способы убеждения.

Необходимо также овладеть навыками правильного расположения частей риторического выступления. Классическое построение в виде вступления, основной части, заключения может дополняться. Затем наступает этап облачения остова выступления в словесные одежды, на котором актуализируются знания, полученные при изучении курса «Русский язык и культура речи» о выразительных средствах языка – тропах и фигурах.

Фундаментальная подготовка   к ораторскому выступлению предполагает также работу по запоминанию текста при помощи одного из трех способов запоминания: механического,  логического или  мнемотехнического. Древнегреческие риторы считали, что даже самая хорошая речь может быть загублена недостаточной работой над ее произнесением.

Оратор должен помнить о невербальной стороне общения  – жестах, зрительном контакте с аудиторией; приемах владения голосом: тембре, темпе, интонации. На практических занятиях большое внимание уделяется работе над техникой речи: студенты постигают методику постановки дыхания, знакомятся  с основами речевой гимнастики.

Помимо овладения знаниями об организации выступления студенты изучают особенности оформления речей разных типов. Эпидейктическая речь представляет из себя торжественную речь, произносимую по случаю, когда люди собираются, чтобы почувствовать себя единым целым; ее цель – восхваление всего, что служит соединению и осуждение всего, что приводит к разобщению. Основными правилами оформления эпидейктической речи являются использование  фактора адресата, предполагающее восхваление того, что ценно именно для этой аудитории, приема усиления и преувеличения, когда случайный поступок, деяние выставляются как часть плана; сравнения с делами великих людей.

Аргументирующая речь по своим целям может быть убеждающей, когда автор отстаивает собственную точку зрения, и агитирующей, призывающей к определенным действиям. Особенности подготовки такой речи предполагают выделение проблемы речи – спорного вопроса и формулирование тезиса – ответа на спорный вопрос. При доброжелательном настрое аудитории автор может использовать дедуктивный метод продвижения от общего тезиса к частному,  а при прочих условиях – индуктивный метод изложения: путь от доказательств к полному изложению тезиса в конце выступления.

В спорных ситуациях часто используется построение речи по контрасту, которое предполагает выдвижение тезиса и антитезиса; в такой речи присутствует воображаемый оппонент.

Информационная речь обладает определенной спецификой: в ней не должно быть ничего спорного, она должна опираться на любознательность аудитории, отвечать на все поставленные в ней вопросы и быть актуальной.

Особое искусство – произнесение речей-импровизаций, на подготовку которых удается потратить небольшое количество времени,   создание историй, проведение бесед. Одной из разновидностей бесед, которая вызывает живой интерес обучающихся, является собеседование при приеме на работу.

Изучение особенностей и правил оформления речей разного типа на практических занятиях вызывает живой интерес студентов, вооружает их умением использовать риторические умения в зависимости от речевой ситуации   и воспитывает уважение к труду преподавателей, ораторов.

Центральное место в обстановке возрастания уровня конфликтности и доминирования конкуренции в современном обществе занимает овладение знаниями по организации споров, переговоров. Студенты приходят к выводу, что необходимость вступления в спор должна серьезно оцениваться сторонами; при любой возможности лучше уклониться от вступления в конфликтную ситуацию. Спор должен иметь характер диалектического, то есть спора ради достижения истин, а не софистического – спора ради спора. На практических занятиях обучающиеся овладевают навыками разработки стратегии и тактики спора, выбора и выстраивания аргументов, всегда помня о том, что победа в споре не может быть окончательной.

Риторическая компетенция как высший уровень коммуникативной компетенции является важной составляющей успешной профессиональной деятельности; особую значимость приобретает ее формирование при изучении языковых дисциплин в техническом вузе.

«Язык как эффективное средство межчеловеческих связей, слово (не болтовня, а разумная речь) необходим во всяком деле»[4, с.9]. Специалист, умеющий оценивать тенденции развития языка, соблюдать литературные нормы, выстраивать речевую коммуникацию в соответствии с риторическими принципами обладает конкурентоспособными преимуществами.


Библиографический список
  1. Хан О.Н. Возможности эссе как формы самостоятельной работы в формировании коммуникативной компетентности студентов. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10. Ч. 2. С. 179-182. ISSN 1997-2911.
  2. Горобец Л.Н. Формирование риторической компетенции студентов-нефилологов в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт – Петербург,  2008. 38 с.
  3. Хан О.Н., Щелокова А.А. Формирование языковой компетентности специалиста транспортной отрасли при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/37231 (дата обращения: 21.08.2014).
  4. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учеб. Пособие. М.:ФЛИНТА: Наука,2011. 296 с.


Все статьи автора «Хан Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация