УДК 658.7

ЛОГИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Борнин Артем Игоревич1, Шевень Людмила Николаевна2
1Смоленский государственный университет, студент 4 курса направления подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»
2Смоленский государственный университет, старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
В данной статье выявлена роль государственных закупок как механизма, стимулирующего инновационное развитие экономики страны. В статье изложены положительные стороны и ключевые недостатки существующей системы логистики государственных закупок, а также предложены основные направления совершенствования системы госзакупок.

Ключевые слова: государственные закупки, инновации, инновационное развитие, логистика, логистика государственных закупок


LOGISTICS OF PUBLIC PROCUREMENT AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Bornin Artem Igorevich1, Sheven Lyudmila Nikolaevna2
1Smolensk State University, 4th year student department of «Management» profile «Logistics and Supply Chain Management»
2Smolensk State University, Senior Lecturer Department of Management

Abstract
This article reveals the role of public procurement in stimulating an innovative development of the economy of our country. The article describes positive aspects and disadvantages of present logistics system of public procurement and also poses the main directions of improving the system of public procurement.

Keywords: government procurement, innovation, innovative development, logistics, the logistics of public procurement


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика государственных закупок как фактор инновационного развития России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59002 (дата обращения: 20.11.2016).

Сложная социально-экономическая ситуация, сложившиеся под действием санкционного давления на Российскую Федерацию, ответных мер правительства и резкого падения цен на энергоресурсы, со всей очевидностью продемонстрировали неэффективность экспортно-сырьевого типа экономики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, определенной до 2020 г., утвержден переход экономики страны к инновационному социально-ориентированному типу роста. Но темпы перехода на новый тип экономического развития и импортозамещения заметно отстают от потребностей социально-экономического развития нашей страны. Подобные проблемы в своих работах поднимали различные отечественные исследователи, в том числе Л. Н. Шевень, А. В. Котельников. [7] Также, следует отметить, что значительные средства, направляемые из бюджета на финансирование значительных инновационных проектов, осваиваются неэффективно. Невысок интерес со стороны отечественных производителей на перспективные с точки зрения их коммерческого использования плодов инновационной деятельности, проявляется недостаток талантливых молодых кадров в сфере науки.

В условиях нехватки и дефицита ресурсов и усилий со стороны участников открытого рынка для реализации инновационных проектов, эффективность может продемонстрировать государственное стимулирование инновационной деятельности по средствам грамотного управления государственным заказом. В общем смысле государственный заказ можно определить, как заказ на поставку продукции, выполнения работ и оказания услуг, направленный на удовлетворение потребностей властей различных уровней. Между тем, опыт передовых иностранных государств наглядно показывает, что госзаказ в совокупности с результативным механизмом трансфера инноваций превращается в один из ключевых инструментов государственного стимулирования научно-технического развития. Выполнение госзаказа в сложных для страны экономических условиях, в которых и находится отечественная экономика, также может стать одним из источников роста, особенно для инновационных проектов.

Государственный заказ на инновационную продукцию представляет собой «заказ государства на разработку, производство и поставку продукции, которая согласно результатам исследования внутреннего (мирового) рынка будет являться новой для внутреннего (мирового) рынка и (или) для практики государственного управления». [3, с. 227] Конечным результатом выполнения заказа государственных органов в сфере инновационной деятельности выступает готовая продукция в виде товаров, услуг или работ. Актуальность рассматриваемого вопроса определена тем фактом, что реализация госзаказа на инновационные товары и услуги во многом обладает лишь потенциальной эффективностью. [5, с. 121] Исполнение госзаказа требует рациональной организации системы логистики государственных закупок, представляющей собой совокупность закупочной, поставочной и складской деятельности в рамках, определенных законодательством.

Сложившееся система логистики государственных закупок в РФ инновационной продукции определяется отсутствием четко выработанного алгоритма определения номенклатурных позиций госзаказа, слабым увязыванием с потребностями и возможностями предпринимательских кругов и научных коллективов. Также не установлена методология определения и обоснования плана закупок продукции в целях удовлетворения нужд государственного характера, что предоставляет возможность осуществления неэффективных закупок и реализации разнообразных коррупционных схем, особенно в условиях неразвитой конкуренции на рынке. [6, с. 122] Стоит отметить, что на практике обоснование параметров государственных нужд часто не отражает приоритетов инновационного развития экономики. До недавнего времени законодательство в рассматриваемой сфере было развито не в достаточной степени, в чем можно убедится, ознакомившись с утратившим силу основным законом в этой области. [1] Однако, с принятием нового федерального закона, регулирующего сферу государственных закупок, была обновлена законодательная база, что позволило решить ряд сложившихся проблем. Так среди сильных сторон нового Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” [1] можно выделить:

1) ведение норм-принципов, в том числе принцип открытости системы, стимулирование инновационного развития, прозрачности информации в сфере госзакупок, принцип конкуренции;

2) повышение внимания к инновационным предприятиям и инновациям при определении плана закупок;

3) усиление самостоятельности и размера ответственности заказчиков;

4) направленность государственных закупок не только на освоение бюджета, но и решения проблем интенсивного развития;

5) установление на законодательном уровне обязательного планирования госзакупок;

6) введения механизмов общественного контроля в сфере закупок;

7) более четкое установление процедур осуществления государственных закупок.

При всем этом, по-прежнему присутствуют и ключевые недостатки в организации и осуществлении логистики государственных закупок, среди которых:

1) отсутствие особых правил размещения заказа на научно-техническую и инновационную продукцию;

2) установление начальной (максимальной) цены контракта (лота) при отсутствии материалов для ее расчета;

3) чрезмерная и высокая значимость ценового фактора при отборе и оценивании конкурирующих заявок, сравнение вариантов в ущерб критериям функциональности, качества и квалификации конкурсантов;

4) наличие проблем при заключении долгосрочных контрактов на реализацию НИОКР;

5) малые сроки рассмотрения и отбора проектов в сфере инновационного развития.

В целом можно ответить, что законодательство России в сфере госзакупок активно развивается и совершенствуется, также больше внимания уделяется инновационной составляющей при формировании планов закупок. Активно внедряются информационные технологии в определении как самой потребности в заказе, так и организации всей логистики государственных закупок, включая проведение процедуры обработки и отбора предложений. «Ведь только обладая необходимой информацией, можно принять оптимальное решение». [4] Достигнутые успехи в совершенствовании системы удовлетворения государственных нужд, тем не менее не решили всех проблем в области государственного заказа на инновационную продукцию, что требует дальнейшего улучшения этой деятельности.

В целях активного стимулирования инновационного развития отечественных предприятий по средствам участия в выполнении государственного заказа необходимо предпринять ряд мер организационного и правового характера:

1. Обеспечение оппонирования предложений конкурсантов в целях исключения дублирующихся исследований, а также работ, потерявших актуальность.

2. Необходимость законодательного регулирования тех случаев, когда корректировка предмета заказа и цены контракта просто неизбежна, иными словами, ярко выражен вероятностный характер получения запланированного результата с заранее определенными характеристиками при выполнении НИОКР, что приводит к значительной волатильности конечной стоимости научных изысканий и работ.

3. Создание механизмов идентификации достигнутых результатов научно-исследовательской работы, распоряжения правами на эти научные труды и эффективных механизмов трансфера технологий.

4. Разработка особых правил заказа инновационной продукции, устанавливающих критерии качества и новизны как основополагающие.

5. Разработка и внедрение на практике оптимальных логистических цепей поставок, исключающих излишних участников (посредников), увеличивающих конечную стоимость продукции для государственных органов.

6.   Осуществление долгосрочного (стратегического) государственного планирования научно-технологических программ, что позволит повысить уровень принятия решений о целесообразности развития тех или иных инновационных проектов, с последующим включением их в государственный заказ.

7. Повышение квалификации специалистов, занимающихся госзакупками, а также привлечение специалистов в области логистики с целью оптимизации материальных и информационных потоков в закупочной деятельности государственных служб.

8. Внедрение оптимальных механизмов управления рисками, в том числе и контроля за процессом выполнения контракта, что способствовало бы стимулированию добросовестности подрядчиков.

9. Реализация логистической системы, обладающей специализированной организационной структурой управления госзакупками, что обусловлено необходимостью формирования общего экономического пространства государственных закупок и проведения скоординированной политики в данной сфере.

Таким образом, в заключение важно отметить, что серьезная потребность в эффективных механизмах управления преобразованиями инновационного направления со стороны государственных служб крайне велика, и реализацией лишь государственного заказа не оканчивается. Тем не менее, современный государственный заказ является не только функциональным инструментарием управления бюджетом разных уровней власти, но и стимулом инновационного развития разнообразных отраслей отечественной экономики. В то же время система госзаказа в полной мере отвечает требованиям рыночной экономики и может быть использована в целях умеренного протекционизма, актуального в современных экономических условиях. Поэтому задача совершенствования системы государственного заказа на инновационные товары и услуги с ориентацией на увеличение инновационной активности предпринимательских кругов и обеспечения должного соответствия объекта заказа имеющимся требованиям совокупности субъектов процесса госзаказа крайне актуальна и имеет большое экономическое значение.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.11.2015).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.11.2015).
  3. Афанасьева Н.В. Логистика формирования государственных заказов при реализации приоритетных инвестиционных проектов // Проблемы современной экономики. 2012. N 2 (42). С. 225-229.
  4. Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2445 (дата обращения: 04.11.2015).
  5. Заенчковский А. Э. Особенности логистики инновационной деятельности государственных органов с использованием рыночных инструментов регулирования // Вопросы экономики и права. 2012.  N 11. С. 121-125.
  6. Ломакина О.Б. Мировая практика проведения государственных закупок // Госзаказ. 2007. № 7. С. 120-124.
  7. Шевень Л.Н., Котельников А.В. Инновации как резерв роста экономики Смоленской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40813 (дата обращения: 04.11.2015).


Все статьи автора «Борнин Артем Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация