Сложная социально-экономическая ситуация, сложившиеся под действием санкционного давления на Российскую Федерацию, ответных мер правительства и резкого падения цен на энергоресурсы, со всей очевидностью продемонстрировали неэффективность экспортно-сырьевого типа экономики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, определенной до 2020 г., утвержден переход экономики страны к инновационному социально-ориентированному типу роста. Но темпы перехода на новый тип экономического развития и импортозамещения заметно отстают от потребностей социально-экономического развития нашей страны. Подобные проблемы в своих работах поднимали различные отечественные исследователи, в том числе Л. Н. Шевень, А. В. Котельников. [7] Также, следует отметить, что значительные средства, направляемые из бюджета на финансирование значительных инновационных проектов, осваиваются неэффективно. Невысок интерес со стороны отечественных производителей на перспективные с точки зрения их коммерческого использования плодов инновационной деятельности, проявляется недостаток талантливых молодых кадров в сфере науки.
В условиях нехватки и дефицита ресурсов и усилий со стороны участников открытого рынка для реализации инновационных проектов, эффективность может продемонстрировать государственное стимулирование инновационной деятельности по средствам грамотного управления государственным заказом. В общем смысле государственный заказ можно определить, как заказ на поставку продукции, выполнения работ и оказания услуг, направленный на удовлетворение потребностей властей различных уровней. Между тем, опыт передовых иностранных государств наглядно показывает, что госзаказ в совокупности с результативным механизмом трансфера инноваций превращается в один из ключевых инструментов государственного стимулирования научно-технического развития. Выполнение госзаказа в сложных для страны экономических условиях, в которых и находится отечественная экономика, также может стать одним из источников роста, особенно для инновационных проектов.
Государственный заказ на инновационную продукцию представляет собой «заказ государства на разработку, производство и поставку продукции, которая согласно результатам исследования внутреннего (мирового) рынка будет являться новой для внутреннего (мирового) рынка и (или) для практики государственного управления». [3, с. 227] Конечным результатом выполнения заказа государственных органов в сфере инновационной деятельности выступает готовая продукция в виде товаров, услуг или работ. Актуальность рассматриваемого вопроса определена тем фактом, что реализация госзаказа на инновационные товары и услуги во многом обладает лишь потенциальной эффективностью. [5, с. 121] Исполнение госзаказа требует рациональной организации системы логистики государственных закупок, представляющей собой совокупность закупочной, поставочной и складской деятельности в рамках, определенных законодательством.
Сложившееся система логистики государственных закупок в РФ инновационной продукции определяется отсутствием четко выработанного алгоритма определения номенклатурных позиций госзаказа, слабым увязыванием с потребностями и возможностями предпринимательских кругов и научных коллективов. Также не установлена методология определения и обоснования плана закупок продукции в целях удовлетворения нужд государственного характера, что предоставляет возможность осуществления неэффективных закупок и реализации разнообразных коррупционных схем, особенно в условиях неразвитой конкуренции на рынке. [6, с. 122] Стоит отметить, что на практике обоснование параметров государственных нужд часто не отражает приоритетов инновационного развития экономики. До недавнего времени законодательство в рассматриваемой сфере было развито не в достаточной степени, в чем можно убедится, ознакомившись с утратившим силу основным законом в этой области. [1] Однако, с принятием нового федерального закона, регулирующего сферу государственных закупок, была обновлена законодательная база, что позволило решить ряд сложившихся проблем. Так среди сильных сторон нового Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” [1] можно выделить:
1) ведение норм-принципов, в том числе принцип открытости системы, стимулирование инновационного развития, прозрачности информации в сфере госзакупок, принцип конкуренции;
2) повышение внимания к инновационным предприятиям и инновациям при определении плана закупок;
3) усиление самостоятельности и размера ответственности заказчиков;
4) направленность государственных закупок не только на освоение бюджета, но и решения проблем интенсивного развития;
5) установление на законодательном уровне обязательного планирования госзакупок;
6) введения механизмов общественного контроля в сфере закупок;
7) более четкое установление процедур осуществления государственных закупок.
При всем этом, по-прежнему присутствуют и ключевые недостатки в организации и осуществлении логистики государственных закупок, среди которых:
1) отсутствие особых правил размещения заказа на научно-техническую и инновационную продукцию;
2) установление начальной (максимальной) цены контракта (лота) при отсутствии материалов для ее расчета;
3) чрезмерная и высокая значимость ценового фактора при отборе и оценивании конкурирующих заявок, сравнение вариантов в ущерб критериям функциональности, качества и квалификации конкурсантов;
4) наличие проблем при заключении долгосрочных контрактов на реализацию НИОКР;
5) малые сроки рассмотрения и отбора проектов в сфере инновационного развития.
В целом можно ответить, что законодательство России в сфере госзакупок активно развивается и совершенствуется, также больше внимания уделяется инновационной составляющей при формировании планов закупок. Активно внедряются информационные технологии в определении как самой потребности в заказе, так и организации всей логистики государственных закупок, включая проведение процедуры обработки и отбора предложений. «Ведь только обладая необходимой информацией, можно принять оптимальное решение». [4] Достигнутые успехи в совершенствовании системы удовлетворения государственных нужд, тем не менее не решили всех проблем в области государственного заказа на инновационную продукцию, что требует дальнейшего улучшения этой деятельности.
В целях активного стимулирования инновационного развития отечественных предприятий по средствам участия в выполнении государственного заказа необходимо предпринять ряд мер организационного и правового характера:
1. Обеспечение оппонирования предложений конкурсантов в целях исключения дублирующихся исследований, а также работ, потерявших актуальность.
2. Необходимость законодательного регулирования тех случаев, когда корректировка предмета заказа и цены контракта просто неизбежна, иными словами, ярко выражен вероятностный характер получения запланированного результата с заранее определенными характеристиками при выполнении НИОКР, что приводит к значительной волатильности конечной стоимости научных изысканий и работ.
3. Создание механизмов идентификации достигнутых результатов научно-исследовательской работы, распоряжения правами на эти научные труды и эффективных механизмов трансфера технологий.
4. Разработка особых правил заказа инновационной продукции, устанавливающих критерии качества и новизны как основополагающие.
5. Разработка и внедрение на практике оптимальных логистических цепей поставок, исключающих излишних участников (посредников), увеличивающих конечную стоимость продукции для государственных органов.
6. Осуществление долгосрочного (стратегического) государственного планирования научно-технологических программ, что позволит повысить уровень принятия решений о целесообразности развития тех или иных инновационных проектов, с последующим включением их в государственный заказ.
7. Повышение квалификации специалистов, занимающихся госзакупками, а также привлечение специалистов в области логистики с целью оптимизации материальных и информационных потоков в закупочной деятельности государственных служб.
8. Внедрение оптимальных механизмов управления рисками, в том числе и контроля за процессом выполнения контракта, что способствовало бы стимулированию добросовестности подрядчиков.
9. Реализация логистической системы, обладающей специализированной организационной структурой управления госзакупками, что обусловлено необходимостью формирования общего экономического пространства государственных закупок и проведения скоординированной политики в данной сфере.
Таким образом, в заключение важно отметить, что серьезная потребность в эффективных механизмах управления преобразованиями инновационного направления со стороны государственных служб крайне велика, и реализацией лишь государственного заказа не оканчивается. Тем не менее, современный государственный заказ является не только функциональным инструментарием управления бюджетом разных уровней власти, но и стимулом инновационного развития разнообразных отраслей отечественной экономики. В то же время система госзаказа в полной мере отвечает требованиям рыночной экономики и может быть использована в целях умеренного протекционизма, актуального в современных экономических условиях. Поэтому задача совершенствования системы государственного заказа на инновационные товары и услуги с ориентацией на увеличение инновационной активности предпринимательских кругов и обеспечения должного соответствия объекта заказа имеющимся требованиям совокупности субъектов процесса госзаказа крайне актуальна и имеет большое экономическое значение.
Библиографический список
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.11.2015).
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.11.2015).
- Афанасьева Н.В. Логистика формирования государственных заказов при реализации приоритетных инвестиционных проектов // Проблемы современной экономики. 2012. N 2 (42). С. 225-229.
- Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2445 (дата обращения: 04.11.2015).
- Заенчковский А. Э. Особенности логистики инновационной деятельности государственных органов с использованием рыночных инструментов регулирования // Вопросы экономики и права. 2012. N 11. С. 121-125.
- Ломакина О.Б. Мировая практика проведения государственных закупок // Госзаказ. 2007. № 7. С. 120-124.
- Шевень Л.Н., Котельников А.В. Инновации как резерв роста экономики Смоленской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40813 (дата обращения: 04.11.2015).