УДК 37.032

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цуцкова Елена Вячеславовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал)
студентка 5 курса факультета дошкольного и начального образования

Аннотация
В статье раскрываются сущность гражданского образования младших школьников, его нравственно-этическая основа, направленная на формирование и развитие целостной личности ребенка.

Ключевые слова: гражданское воспитание, духовно-нравственное воспитание, культура, младший школьник


CREATING CONDITIONS FOR CIVIC EDUCATION ON THE LESSONS OF LITERARY READING IN ELEMENTARY SCHOOL

Zuzkova Elena Vyatcheslavovna
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
5-year student of the Faculty of preschool and primary education

Abstract
The article reveals the essence of civic education primary school children, his moral and ethical basis, aimed at the formation and development of the whole personality of the child.

Keywords: civic education, culture, junior high school student, spiritual and moral education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цуцкова Е.В. Создание условий для воспитания гражданственности на уроках литературного чтения в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/42438 (дата обращения: 30.09.2017).

В последнее время направляющим ориентиром становится духовно-нравственное воспитание. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому образование ставит задачи развития личности ребёнка, превращаясь  в действенный фактор развития общества в целом. В таких условиях наиболее очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у детей, так как оно направлено на формирование и развитие личности, которая обладает качествами гражданина – патриота Родины. Именно в школе закладываются все основы будущего гражданина. В специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ в 2001 году, была подчёркнута актуальность этой проблемы. В стандартах образования второго поколения одной из центральных стала такая категория, как «нравственная ценность». Она включает в себя такие качества личности, как милосердие, доброта, скромность, мужество, справедливость, любовь к Родине, толерантность, гражданственность и патриотизм [1, c. 20].

Но как приобщить младших школьников к истокам культуры родного края и как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решение этой важнейшей задачи может быть реализовано на уроках литературного чтения. Значительно обогащает процесс обучения знакомство с творчеством писателей-земляков, оно делает его доступным, живым, увеличивает активность, самостоятельность детей. Ребята с большим удовольствием открывают для себя новых героев, и давно знакомые рассказы и сказки приобретают для них качественно новое звучание и значение.

Что же такое гражданственность? Понятие «гражданственность» – многозначно:

1) антитеза антиполитичности, сознательная и активная включенность  в дела политического сообщества;

2) готовность и способность выступать в роли гражданина;

3) психологическое ощущение  себя  гражданином,  который является полноправным  членом политического сообщества страны;

4) приверженность интересам  политического  сообщества (государства), готовность  ради этих интересов идти на жертвы;

5) высшая   добродетель   полноправного и свободного  участника политического общества  [2, c. 154].

Эти и  другие  близкие  им  значения  понятия  «гражданственность» взаимоподкрепляют и дополняют каждый друг друга, поэтому оно  приобретает весьма широкий смысл.

Для формирования гражданских качеств школьников большие возможности предоставляют уроки русского языка и литературного  чтения. Литературное чтение является одним из ведущих гуманитарных учебных предметов, который содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию патриота, гражданина. Важнейшим условием становления личности, эмоционально богатой и интеллектуально развитой, способной критически относиться к себе и к окружающему миру – является привитие гуманистической ценности культуры, а так же развитие творческих способностей. К сожалению, современные дети читают мало. Одна из важнейших проблем выступает качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем учеников, какие ценности им прививаем. В первую очередь, помогают в этом направлении  произведения устного народного творчества: былины, пословицы и поговорки. Изучение литературного чтения помогает воспитанию уважения к родному языку, любви и гордости за свой народ. Воспитание гражданственности осуществляется  через знакомство детей с родным языком, историей и традициями, мифологией  [3, с. 13].

На уроках литературного чтения учащиеся начальных классов знакомятся с творчеством  зарубежных и русских  авторов, они учатся находить общее в  жизни разных народов, узнают об особенностях жизни людей разных стран. Это помогает формированию чувства интернационализма, патриотизма,  толерантности и культуры межнациональных отношений. Для формирования гражданских качеств младших школьников огромные возможности  дают  уроки чтения.

Чтение, разбор рассказов, стихотворений и сказок из  книг помогают ученикам понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят их с такими понятиями, как справедливость, честность, дружба, товарищество,  гражданственность [4, с. 101].

Выбор книг для внеклассного чтения учеников происходит в соответствии с «критерием гражданственности» и состоит в «соотнесении идейного содержания художественного произведения идеалам воспитания всесторонне развитой личности гражданина» [5, с. 93].

В процессе изучения истории своего края, воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников учителями используются краеведческие материалы, материалы историко-краеведческого музея. К примеру, археологический материал даёт возможность придать урокам дополнительную занимательность, содействует формированию уважительного отношения к историческим знаниям. Показать на карте места раскопок, которые были проведены в его крае, наглядно показать, продемонстрировать найденные предметы, экспонаты: орудия труда, украшения, предметы быта и т.д. Всё это даёт возможность доступно разъяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как жилось народу. Эти предметы замечательно дополняет учебник.

С целью наибольшего психологического восприятия темы можно предложить детям принадлежность археологических источников, а после составить рассказ от лица очевидца или участника событий рассказать об историческом эпизоде, где бы были данные предметы. Часто используется материал о Великой Отечественной войне, где повествуется о судьбе наших земляков, героях ВОВ, героях России их подвигах и т.д.

Не менее важным условием воспитания гражданственности и патриотизма у учеников выступает тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, сопереживать. Взаимодействие с родителями по этому поводу способствует более бережному отношению детей к традициям своей семьи, своего народа. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, – эту заповедь А.С. Макаренко нужно использовать при работе учителя с детьми, и с их родителями [6, c. 93].

В наше время эта работа актуальна и очень трудна, требует большого терпения и такта, так как зачастую в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не являются важными, и вызывают лишь недоумение.

Таким образом, воспитание гражданственности выступает важным процессом, направленным на целостное развитие младшего школьника, и предусматривает становление его отношений к Родине, людям, обществу, труду, к своим правам, обязанностям, самому себе. Именно в  младшем школьном возрасте формируются такие чувства, как патриотизм, любовь к Родине, к своему народу, активное отношение к окружающей действительности, уважение к людям [7, c. 23].

Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают знаниями о России и своей малой Родине; проявляют активный интерес к культуре, обычаям и традициям народов, осознают себя гражданами  своего Отечества, стремятся к сомореализации и самовоспитанию. У учащихся формируются начала действенного отношения к Родине, которое проявляется в умении заботиться о своих родных и близких, совершать хорошие поступки по отношению к другим людям, беречь то, что создано непосильным трудом человека, свою природу, серьёзно относиться к порученному делу. Гордость за свою Родину, понимание уникальности и богатства культурных традиций играет большую роль в образовании личности младшего школьника. Нельзя воспитать у учеников чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества [8, c. 80].


Библиографический список
  1. Выготский Л. С.  Нравственное  воспитание.  М.,1991.
  2. Аверьянова  Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь. М.,1993.
  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.  М.: Просвещение, 2009.
  4. Пашкович И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1.  М.: Просвещение, 2011.
  6. Макаренко А. С. Книга для родителей. С.: Саратовское книжное издательство, 1953.
  7. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. 2013. №5. С.24-28.
  8. Гусев Д.А. «От народных ремесел – к духовным идеалам культурного наследия» // Высшее образование сегодня. 2014. № 1. С. 80-83.


Все статьи автора «Жесткова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: