В последнее время направляющим ориентиром становится духовно-нравственное воспитание. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому образование ставит задачи развития личности ребёнка, превращаясь в действенный фактор развития общества в целом. В таких условиях наиболее очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у детей, так как оно направлено на формирование и развитие личности, которая обладает качествами гражданина – патриота Родины. Именно в школе закладываются все основы будущего гражданина. В специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ в 2001 году, была подчёркнута актуальность этой проблемы. В стандартах образования второго поколения одной из центральных стала такая категория, как «нравственная ценность». Она включает в себя такие качества личности, как милосердие, доброта, скромность, мужество, справедливость, любовь к Родине, толерантность, гражданственность и патриотизм [1, c. 20].
Но как приобщить младших школьников к истокам культуры родного края и как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решение этой важнейшей задачи может быть реализовано на уроках литературного чтения. Значительно обогащает процесс обучения знакомство с творчеством писателей-земляков, оно делает его доступным, живым, увеличивает активность, самостоятельность детей. Ребята с большим удовольствием открывают для себя новых героев, и давно знакомые рассказы и сказки приобретают для них качественно новое звучание и значение.
Что же такое гражданственность? Понятие «гражданственность» – многозначно:
1) антитеза антиполитичности, сознательная и активная включенность в дела политического сообщества;
2) готовность и способность выступать в роли гражданина;
3) психологическое ощущение себя гражданином, который является полноправным членом политического сообщества страны;
4) приверженность интересам политического сообщества (государства), готовность ради этих интересов идти на жертвы;
5) высшая добродетель полноправного и свободного участника политического общества [2, c. 154].
Эти и другие близкие им значения понятия «гражданственность» взаимоподкрепляют и дополняют каждый друг друга, поэтому оно приобретает весьма широкий смысл.
Для формирования гражданских качеств школьников большие возможности предоставляют уроки русского языка и литературного чтения. Литературное чтение является одним из ведущих гуманитарных учебных предметов, который содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию патриота, гражданина. Важнейшим условием становления личности, эмоционально богатой и интеллектуально развитой, способной критически относиться к себе и к окружающему миру – является привитие гуманистической ценности культуры, а так же развитие творческих способностей. К сожалению, современные дети читают мало. Одна из важнейших проблем выступает качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем учеников, какие ценности им прививаем. В первую очередь, помогают в этом направлении произведения устного народного творчества: былины, пословицы и поговорки. Изучение литературного чтения помогает воспитанию уважения к родному языку, любви и гордости за свой народ. Воспитание гражданственности осуществляется через знакомство детей с родным языком, историей и традициями, мифологией [3, с. 13].
На уроках литературного чтения учащиеся начальных классов знакомятся с творчеством зарубежных и русских авторов, они учатся находить общее в жизни разных народов, узнают об особенностях жизни людей разных стран. Это помогает формированию чувства интернационализма, патриотизма, толерантности и культуры межнациональных отношений. Для формирования гражданских качеств младших школьников огромные возможности дают уроки чтения.
Чтение, разбор рассказов, стихотворений и сказок из книг помогают ученикам понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят их с такими понятиями, как справедливость, честность, дружба, товарищество, гражданственность [4, с. 101].
Выбор книг для внеклассного чтения учеников происходит в соответствии с «критерием гражданственности» и состоит в «соотнесении идейного содержания художественного произведения идеалам воспитания всесторонне развитой личности гражданина» [5, с. 93].
В процессе изучения истории своего края, воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников учителями используются краеведческие материалы, материалы историко-краеведческого музея. К примеру, археологический материал даёт возможность придать урокам дополнительную занимательность, содействует формированию уважительного отношения к историческим знаниям. Показать на карте места раскопок, которые были проведены в его крае, наглядно показать, продемонстрировать найденные предметы, экспонаты: орудия труда, украшения, предметы быта и т.д. Всё это даёт возможность доступно разъяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как жилось народу. Эти предметы замечательно дополняет учебник.
С целью наибольшего психологического восприятия темы можно предложить детям принадлежность археологических источников, а после составить рассказ от лица очевидца или участника событий рассказать об историческом эпизоде, где бы были данные предметы. Часто используется материал о Великой Отечественной войне, где повествуется о судьбе наших земляков, героях ВОВ, героях России их подвигах и т.д.
Не менее важным условием воспитания гражданственности и патриотизма у учеников выступает тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, сопереживать. Взаимодействие с родителями по этому поводу способствует более бережному отношению детей к традициям своей семьи, своего народа. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, – эту заповедь А.С. Макаренко нужно использовать при работе учителя с детьми, и с их родителями [6, c. 93].
В наше время эта работа актуальна и очень трудна, требует большого терпения и такта, так как зачастую в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не являются важными, и вызывают лишь недоумение.
Таким образом, воспитание гражданственности выступает важным процессом, направленным на целостное развитие младшего школьника, и предусматривает становление его отношений к Родине, людям, обществу, труду, к своим правам, обязанностям, самому себе. Именно в младшем школьном возрасте формируются такие чувства, как патриотизм, любовь к Родине, к своему народу, активное отношение к окружающей действительности, уважение к людям [7, c. 23].
Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают знаниями о России и своей малой Родине; проявляют активный интерес к культуре, обычаям и традициям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к сомореализации и самовоспитанию. У учащихся формируются начала действенного отношения к Родине, которое проявляется в умении заботиться о своих родных и близких, совершать хорошие поступки по отношению к другим людям, беречь то, что создано непосильным трудом человека, свою природу, серьёзно относиться к порученному делу. Гордость за свою Родину, понимание уникальности и богатства культурных традиций играет большую роль в образовании личности младшего школьника. Нельзя воспитать у учеников чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества [8, c. 80].
Библиографический список
- Выготский Л. С. Нравственное воспитание. М.,1991.
- Аверьянова Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь. М.,1993.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009.
- Пашкович И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006.
- Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011.
- Макаренко А. С. Книга для родителей. С.: Саратовское книжное издательство, 1953.
- Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. 2013. №5. С.24-28.
- Гусев Д.А. «От народных ремесел – к духовным идеалам культурного наследия» // Высшее образование сегодня. 2014. № 1. С. 80-83.