УДК 658.56

АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ФАНЕРНЫЙ ЗАВОД «ВЛАСТЬ ТРУДА»)

Загородова Елена Ивановна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистр техники и технологии
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Формирование эффективной стратегии развития предприятия требует постоянного учета внешних и внутренних факторов конкурентоспособности. В статье приведен пример анализа факторов конкурентоспособности на примере предприятия лесопромышленного комплекса.

Ключевые слова: внешние и внутренние факторы, конкурентоспособность


ANALYSIS OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Zagorodova Elena Ivanovna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, master of technics and technology
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
Formation of an effective development strategy requires constant taking into account external and internal factors of competitiveness. The paper presents a case study of factors of competitiveness on the example of the timber industry.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Загородова Е.И., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Анализ внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятий (на примере ЗАО «Фанерный завод «Власть труда») // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41116 (дата обращения: 29.09.2017).

Фирмы и их поставщики, рыночные посредники, покупатели, конкуренты находятся под влиянием сил и тенденций, определяющих возможности и угрозы и представляющих собой неконтролируемые факторы, которые необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать на них. Фирмы и потребители все больше подвергаются влиянию этих сил.

В этом быстро изменяющемся мире предприятие должно осуществлять мониторинг основных факторов: экономических, природных, технологических, политических и культурных [1…5].

С целью анализа внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия было выбрано одно из перспективных предприятий лесопромышленного комплекса Пензенской области - ЗАО «Фанерный завод «Власть труда»

К внешним факторам, которые могут оказать решающее или весьма ощутимое воздействие на предприятие относят:

1. Политические характеристики и факторы: вступление России в ВТО, бюджетная политика, поддержка Правительства (национальные проекты и другое), возможное увеличение налогов, ужесточение внешнеторговых барьеров, ужесточение государственного регулирования.

2. Экономические факторы: переменчивость курса доллара и евро, большое количество дешевой и низкого качества продукции из пластмассы из Китая, зависимость себестоимости фанерной продукции от цен на топливно-энергетические ресурсы и железнодорожных тарифов по перевозке фанерного сырья и материалов.

3. Общество, его характеристики и факторы:

а) на сегодняшний день фанерный завод является основным налогоплательщиком Нижнеломовского района. Завод финансирует основные социальные проекты Нижнего Ломова, участвует во всех массовых культурных и спортивных мероприятиях города и района.

б) предприятием ЗАО “Фанерный Завод “Власть труда” проводятся различные пресс-конференции, семинары, выставки, субсидирование спортивных и культурных мероприятий.

в) завод имеет свой круглосуточный медицинский пункт.

4. Законы и право:

а) указ Правительства о защите лесных угодий; сужение территориальных рамок для разработки и переработки лесного сырья.

б) при производстве фанеры предприятие имеет лицензию на производство, сертификат качества выпускаемой продукции, которые гарантируют долговечную эксплуатацию данной продукции.

5. Наука и техника:

а) географическое расположение завода с точки зрения транспортных путей характеризуется как выгодное;

б) благодаря сотрудничеству с учеными Москвы и Петербурга разработаны и внедрены уникальные виды продукции из березовой древесины. Фанера не подвержена огню, влаге, является хорошим звукоизолятором и гасителем вибрации.

в) ЗАО «Фанерный завод «Власть труда» выпускает свою газету и такие публикации как периодически издаваемые отчеты, брошюры, статьи.

г) также у завода есть своя радиостудия, а также интернет-сайт, который периодически обновляется.

6. Природные и экологические факторы: хорошие природные ресурсы, законодательство о защите окружающей среды, от сезонных ухудшений климата зависит производство продукции, производимая продукция является экологически чистой, которая исключает выброс вредных веществ в атмосферу, т.к. работает посредством механической энергии, вырабатываемой человеком.

К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия ЗАО «Фанерный завод «Власть труда» относится:

1. Ближнее окружение предприятие – это главный внутренний фактор. На предприятии активное развитие кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации сотрудников, регулярной подготовки менеджеров и специалистов, активности и лояльности каждого работника. Курс идет на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала.

2. Сфера финансов - в настоящее время завод «Власть труда» – один из крупнейших производителей фанеры. Успешно ведет коммерческую деятельность на внутреннем и внешнем рынке. Активно взаимодействует  с научно исследовательскими институтами.

3. Сфера сбыта – предприятие ЗАО «Фанерный завод «Власть труда» имеет постоянных потребителей как в России, так и за рубежом. До 70% продукции уходит на экспорт, поскольку ассортимент очень велик (от мебели до фанеры для изготовления вагонов, отделки самолетов и т.д.). Продукция экспортируется в Италию, Швецию, США, Великобританию, Бельгию, Францию, Египет, Испанию, Германию, в Узбекистан, Казахстан, Грузию, на Украину и т.д. На территории РФ нашу фанеру закупают: Самарская, Саратовская,  Московская, Тамбовская, Свердловская Волгоградская, Рязанская и ряд других областей.

4. Сфера производства – предприятие с 2007 года выпускает на основе новейших технологий и высококачественных материалов качественную продукцию широкого ассортимента, в том числе большеформатную, водостойкую и другие виды продукции, проводит техническое перевооружение, и главным образом, за счет собственных средств. Для удобства покупателей и гарантии своевременного сбыта новых видов продукции проектируется ввести сеть “офисов”,   в  которых  будут демонстрироваться образцы выпускаемой продукции,  приниматься  заказы, выписываться счета на оплату.

5. Сфера материально-технического обеспечения – серьёзная проблема предприятия – это проблемы со снабжением фанерным сырьём. Качество и сортность фанерной продукции в значительной мере зависят от качества фанерного сырья. Вывоз фанерного кряжа за рубеж, а также падение в целом качества фанерного сырья не могут не отражаться на качестве продукции и рентабельности фанерного предприятия. Трудности с обеспечением на предприятии сырьем (сезонность лесозаготовок, высокие железнодорожные тарифы).

6. Сфера инфраструктуры – ЗАО Фанерный завод «Власть труда» вошло в число наиболее крупных предприятий – экспортеров Пензенской области. Хорошо развитые транспортные связи предприятия – железнодорожные, автомобильные – обеспечивают доставку продукции в оптимальные сроки, а неукоснительное соблюдение договорных поставок снискало ему у зарубежных бизнесменов безукоризненную репутацию надежного партнера.

7. Сфера очистки и утилизации отходов -  мини-ТЭЦ- на ней используются все отходы фанерного завода, но и обеспечивает собственным теплом и электричеством. Опилки используются в качестве удобрений, остатки фанерного кряжа используются в изготовлении штакетника.

Таким образом, анализ внешних и внутренних факторов конкурентоспособности позволяет предприятию более грамотно формировать стратегию своего развития с учетом динамично развивающегося рынка.


Библиографический список
  1. Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Акжигитова О.Ф. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе SWOT-анализа // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31786 (дата обращения: 27.02.2014).
  2. Козицына А.В., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
  3. Козицына А.В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов //Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
  4. Логанина В.И. Квалиметрия и управление качеством / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
  5. Логанина В.И. Обеспечение качества и повышение конкурентоспособности строительной продукции [Текст] : монография / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-176 с.


Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: