Фирмы и их поставщики, рыночные посредники, покупатели, конкуренты находятся под влиянием сил и тенденций, определяющих возможности и угрозы и представляющих собой неконтролируемые факторы, которые необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать на них. Фирмы и потребители все больше подвергаются влиянию этих сил.
В этом быстро изменяющемся мире предприятие должно осуществлять мониторинг основных факторов: экономических, природных, технологических, политических и культурных [1…5].
С целью анализа внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия было выбрано одно из перспективных предприятий лесопромышленного комплекса Пензенской области - ЗАО «Фанерный завод «Власть труда»
К внешним факторам, которые могут оказать решающее или весьма ощутимое воздействие на предприятие относят:
1. Политические характеристики и факторы: вступление России в ВТО, бюджетная политика, поддержка Правительства (национальные проекты и другое), возможное увеличение налогов, ужесточение внешнеторговых барьеров, ужесточение государственного регулирования.
2. Экономические факторы: переменчивость курса доллара и евро, большое количество дешевой и низкого качества продукции из пластмассы из Китая, зависимость себестоимости фанерной продукции от цен на топливно-энергетические ресурсы и железнодорожных тарифов по перевозке фанерного сырья и материалов.
3. Общество, его характеристики и факторы:
а) на сегодняшний день фанерный завод является основным налогоплательщиком Нижнеломовского района. Завод финансирует основные социальные проекты Нижнего Ломова, участвует во всех массовых культурных и спортивных мероприятиях города и района.
б) предприятием ЗАО “Фанерный Завод “Власть труда” проводятся различные пресс-конференции, семинары, выставки, субсидирование спортивных и культурных мероприятий.
в) завод имеет свой круглосуточный медицинский пункт.
4. Законы и право:
а) указ Правительства о защите лесных угодий; сужение территориальных рамок для разработки и переработки лесного сырья.
б) при производстве фанеры предприятие имеет лицензию на производство, сертификат качества выпускаемой продукции, которые гарантируют долговечную эксплуатацию данной продукции.
5. Наука и техника:
а) географическое расположение завода с точки зрения транспортных путей характеризуется как выгодное;
б) благодаря сотрудничеству с учеными Москвы и Петербурга разработаны и внедрены уникальные виды продукции из березовой древесины. Фанера не подвержена огню, влаге, является хорошим звукоизолятором и гасителем вибрации.
в) ЗАО «Фанерный завод «Власть труда» выпускает свою газету и такие публикации как периодически издаваемые отчеты, брошюры, статьи.
г) также у завода есть своя радиостудия, а также интернет-сайт, который периодически обновляется.
6. Природные и экологические факторы: хорошие природные ресурсы, законодательство о защите окружающей среды, от сезонных ухудшений климата зависит производство продукции, производимая продукция является экологически чистой, которая исключает выброс вредных веществ в атмосферу, т.к. работает посредством механической энергии, вырабатываемой человеком.
К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия ЗАО «Фанерный завод «Власть труда» относится:
1. Ближнее окружение предприятие – это главный внутренний фактор. На предприятии активное развитие кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации сотрудников, регулярной подготовки менеджеров и специалистов, активности и лояльности каждого работника. Курс идет на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала.
2. Сфера финансов - в настоящее время завод «Власть труда» – один из крупнейших производителей фанеры. Успешно ведет коммерческую деятельность на внутреннем и внешнем рынке. Активно взаимодействует с научно исследовательскими институтами.
3. Сфера сбыта – предприятие ЗАО «Фанерный завод «Власть труда» имеет постоянных потребителей как в России, так и за рубежом. До 70% продукции уходит на экспорт, поскольку ассортимент очень велик (от мебели до фанеры для изготовления вагонов, отделки самолетов и т.д.). Продукция экспортируется в Италию, Швецию, США, Великобританию, Бельгию, Францию, Египет, Испанию, Германию, в Узбекистан, Казахстан, Грузию, на Украину и т.д. На территории РФ нашу фанеру закупают: Самарская, Саратовская, Московская, Тамбовская, Свердловская Волгоградская, Рязанская и ряд других областей.
4. Сфера производства – предприятие с 2007 года выпускает на основе новейших технологий и высококачественных материалов качественную продукцию широкого ассортимента, в том числе большеформатную, водостойкую и другие виды продукции, проводит техническое перевооружение, и главным образом, за счет собственных средств. Для удобства покупателей и гарантии своевременного сбыта новых видов продукции проектируется ввести сеть “офисов”, в которых будут демонстрироваться образцы выпускаемой продукции, приниматься заказы, выписываться счета на оплату.
5. Сфера материально-технического обеспечения – серьёзная проблема предприятия – это проблемы со снабжением фанерным сырьём. Качество и сортность фанерной продукции в значительной мере зависят от качества фанерного сырья. Вывоз фанерного кряжа за рубеж, а также падение в целом качества фанерного сырья не могут не отражаться на качестве продукции и рентабельности фанерного предприятия. Трудности с обеспечением на предприятии сырьем (сезонность лесозаготовок, высокие железнодорожные тарифы).
6. Сфера инфраструктуры – ЗАО Фанерный завод «Власть труда» вошло в число наиболее крупных предприятий – экспортеров Пензенской области. Хорошо развитые транспортные связи предприятия – железнодорожные, автомобильные – обеспечивают доставку продукции в оптимальные сроки, а неукоснительное соблюдение договорных поставок снискало ему у зарубежных бизнесменов безукоризненную репутацию надежного партнера.
7. Сфера очистки и утилизации отходов - мини-ТЭЦ- на ней используются все отходы фанерного завода, но и обеспечивает собственным теплом и электричеством. Опилки используются в качестве удобрений, остатки фанерного кряжа используются в изготовлении штакетника.
Таким образом, анализ внешних и внутренних факторов конкурентоспособности позволяет предприятию более грамотно формировать стратегию своего развития с учетом динамично развивающегося рынка.
Библиографический список
- Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Акжигитова О.Ф. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе SWOT-анализа // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31786 (дата обращения: 27.02.2014).
- Козицына А.В., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
- Козицына А.В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов //Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
- Логанина В.И. Квалиметрия и управление качеством / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
- Логанина В.И. Обеспечение качества и повышение конкурентоспособности строительной продукции [Текст] : монография / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-176 с.