УДК 378.1

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАННИИ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Мовчан Ирина Николаевна
ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам использования технологий дистанционного обучения в образовании, выделены характерные черты, виды и модели технологий дистанционного обучения, используемые в высших учебных заведениях. Описан опыт использованием технологий дистанционного обучения на примере курса «Математика и информатика».

Ключевые слова: дистанционное образование, информационная образовательная среда, информационные технологии, качество обучения, коммуникационные технологии, технологии дистанционного обучения


ON THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN HIGH SCHOOL

Movchan Irina Nikolaevna
FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University to them G.I.Nosova"
Candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Applied Informatics

Abstract
This article focuses on the use of distance learning technologies in education, highlighted the characteristic features, types and models of distance learning technologies used in higher education. The experience of using distance learning technologies in example of "Mathematics and Computer Science".

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мовчан И.Н. К вопросу об использованнии технологий дистанционного обучения в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37153 (дата обращения: 03.10.2017).

В настоящее время российская система образования, как и системы образования других стран, претерпевает значительные изменения, связанные с необходимостью преодоления противоречий между традиционным темпом обучения и постоянно увеличивающимся потоком новых знаний. Традиционная система образования становится не способной удовлетворить потребности всех желающих учиться. Выход видится в освоении новых образовательных технологий и их поэтапное внедрение в образовательный процесс высшей школы.

Одной из таких технологий является технология дистанционного обучения. В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплены современные требования к образовательному процессу, связанные с реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением в законе понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Проблемами дистанционного обучения занимаются многие российские и зарубежные ученые. А.А.Андреевым, Е.С.Полат, А.В.Хуторским были рассмотрены теоретические аспекты дистанционного обучения [2, 3, 4]. Вопросами использования современных технологий дистанционного обучения в вузе занимались Р.И.Баженов [5, 6], И.И.Боброва [7], И.Н.Мовчан [8, 9, 10]. Возможности сочетания традиционной и дистанционной технологий обучения исследовали И.И.Боброва [11], М.В.Махмутова [12, 13, 14].

На основе анализа представленных выше теоретических разработок можно выделить следующие характеристики, характерные любому виду технологии дистанционного обучения:

- технология дистанционного обучения предполагает детальное планирование и организацию деятельности обучаемого, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых для обучения учебных материалов;

- наличие интерактивности, технологии дистанционного обучения должны обеспечивать максимальную интерактивность между обучаемым и преподавателем, между обучаемыми, между обучаемым и учебным материалом, возможность группового общения;

- технология дистанционного обучения предполагает эффективную и быструю обратную связь, обучаемые должны быть уверены в правильности своего продвижения по изучению дистанционного курса;

- мотивация обучаемых, является важным элементом подготовки специалистов на основе технологий дистанционного обучения;

- модульное построение дистанционного курса, структурирование дистанционного курса на основе технологий дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность индивидуально выстроить траекторию продвижения изучения дистанционного курса от модуля к модулю.

Внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вопросы введения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза рассмотрены в работах И.Д.Белоусовой [15, 16, 17, 18], И.Ю.Ефимовой [19], О.В.Ибрагимовой [20], И.Н.Мовчан [21, 22, 23].

На сегодняшний день можно выделить следующие виды технологий дистанционного обучения:

1. кейс-технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и их доставки студентам для самостоятельного изучения. При данной технологии используются следующие виды учебно-методических материалов: печатные материалы (учебно-методические комплексы, учебники, методические пособия на бумажном носителе); материалы на аудио-, видеоносителях (обучающие аудио- и видеокассеты); материалы на CD-дисках (видеолекции, учебно-тренировочные комплексы, обучающие игры). Доставка материалов и взаимодействие между участниками процесса обучения происходит при помощи традиционной почты, факса, телефона, а также средств телекоммуникационных технологий;

2. сетевые технологии, базирующиеся на использовании локальных и глобальных сетей Интернет и Интранет и реализующие все формы взаимодействия между преподавателем и студентами, такие как: представление в сети учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельной работы студентов; организацию общения, консультации с преподавателем, взаимодействие группы студентов между собой и с преподавателем, проведение контрольных мероприятий;

3. технологии видеоинтерактивного обучения, использующие глобальные и локальные сети для взаимодействия студентов с преподавателем и между собой в режиме реального времени. Видеоинтерактивное обучение максимально приближено к традиционному классическому.

Наилучшие результаты при организации процесса подготовки студентов достигаются путем вариаций базовых образовательных технологий. В последние годы наибольшее распространение получили четыре модели, основанные на компьютерных и коммуникационных технологиях, видеосвязи, спутниковой связи и их сочетании с кейс-технологиями:

- интеграция очных и дистанционных форм обучения;

- сетевое обучение на основе Интернет-технологий;

- сетевое обучение в сочетании с  кейс-технологиями;

- интерактивное обучение на основе средств спутниковой связи.

Любая модель процесса подготовки студентов на основе технологии дистанционного обучения должна предусматривать: гибкое сочетание самостоятельной деятельности студентов с различными источниками информации [24, 25]; оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем курса; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса; совместные телекоммуникационные проекты участников курса; контроль учебной деятельности студентов и презентацию промежуточных и итоговых результатов обучения [26-32].

Поиск путей повышения эффективности подготовки студентов вуза с использованием технологий дистанционного обучения привел нас к использованию модели интеграции очных и дистанционных форм обучения, которая используется нами при обучении студентов курсам «Информатика» и «Математики и информатика» в пунктах дистанционной подготовки на различных направлениях подготовки. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал через информационную образовательную среду вуза http://lms.masu.ru/, в которой опубликованы необходимые пособия и материалы [33-37], а преподаватели приезжают в пункты дистанционной подготовки на очные консультации.

На наш взгляд интеграция очных и дистанционных форм обучения содействует более полному раскрытию интеллектуальных способностей студентов, индивидуализации процесса обучения, диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ, коммуникативности в образовательной информационной среде.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения позволит разгрузить аудиторные занятия от видов деятельности, требующих разного времени для разных студентов, позволит более тщательно и самостоятельно подготовиться к обсуждению важных вопросов по предмету изучения, восприятию лекционного материала, к дискуссиям, осуществлять поиск и анализ дополнительной информации для проектной, исследовательской деятельности. Аудиторные же занятия посвятить обсуждению изученного материала, лабораторным и практическим работам, защите проектов, анализу результатов исследовательской деятельности.

Таким образом, возможности интегрирования очной формы и применения технологии дистанционного обучения достаточно перспективны, и должны занять приоритетное место в системе вузовского обучения.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
  2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. / А.А. Андреев – М.: ВУ, – 1997. – 85 с.
  3. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др. Под ред. Е.С.Полот. – М. : Издательский центр «Академия», – 2006. – 400 с.
  4. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А.В. Хуторской // Компьютерра. – 2002. – №36. – С. 26-30.
  5. Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). С. – 174-175.
  6. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. – 2014. Т. 11. – № 11s. – С. 371-374.
  7. Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования России / И.И. Боброва // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 11-14.
  8. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  9. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т.27. – № 4. – С. 77-80.
  10. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5 [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
  11. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И.И. Боброва // Информатика и образование. – 2009. – № 11. – С. 124-125.
  12. Махмутова М.В. Педагогическое моделирование образовательного процесса в условиях дистанционного обучения / Махмутова М.В. // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 69-71.
  13. Махмутова М.В. Моделирование информационной образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения / М.В. Махмутова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2007. Т. 2. – № 2. С. 8-12.
  14. Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г.Р. Махмутов, М.В. Махмутова // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2010. – № 8. – С. 52-56.
  15. Белоусова, И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, – 2006. – 22 с.
  16. Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / Белоусова И.Д. // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
  17. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
  18. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, – 2009. – 141 с.
  19. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю.Ефимова, О.О.Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
  20. Ибрагимова О.В. Модель подготовки будущих менеджеров к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности / О.В.Ибрагимова // Инновационный Вестник Регион. – 2012. – № 1. – С. 10-14.
  21. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  22. Мовчан, И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза/И.И. Мовчан//Информатика и образование. -2009. -№ 6. -С. 112-114
  23. Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
  24. Мовчан И.Н. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности / И.Н. Мовчан // Открытое образование. – 2013. – № 5. – С. 78-80.
  25. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
  26. Мовчан, И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
  27. Мовчан И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза / И.Н. Мовчан // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 183-187.
  28. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2009. Т. 18. – № 4. – С. 30-32.
  29. Мовчан, И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 24 с.
  30. Мовчан, И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
  31. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты формирования понятия «информация» у студентов гуманитарных направлений / И.Н. Мовчан // Современная педагогика. – 2014. – № 5 – С. 22. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2345.
  32. Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии / И.Н.Мовчан // Современная педагогика. – 2014. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2545.
  33. Гусева Е.Н. Математика и информатика электронный ресурс: учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011.
  34. Гусева Е.Н. Информатика : учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011. – 260 с.
  35. Боброва И.И. Лабораторный практикум по информатике: учебно-методический комплекс. / И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. –Магнитогорск : МаГУ, 2010.-154с.
  36. Мовчан И.Н. Тесты по информатике : сб. тестов / И.Н. Мовчан. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 94 с.
  37. Мовчан И.Н. АПИМ по «Математике и информатике» : Аттестационный педагогический измерительный материал печатная / И.Н. Мовчан. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 48 с.


Все статьи автора «inmovchan»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: