УДК 378.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ

Мовчан Ирина Николаевна
Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Аннотация
В статье отражены основные моменты, связанные с использованием инновационных подходов в образовании, описан опыт использования проектного метода в качестве итогового контроля.

Ключевые слова: инновационные подходы в образовании, инновация, информационная деятельность, информационные технологии, контроль, межпредметная интеграция, метод проектов, образование


INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING SCIENCE IN HIGH SCHOOL

Movchan Irina Nikolaevna
Magnitogorsk State Technical University to them G.I.Nosova
Candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Applied Informatics

Abstract
The paper describes the main points related to the use of innovative approaches in education, describes the experience of using the project method as a final control.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180 (дата обращения: 03.06.2017).

В настоящее время Российское образование претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом на образовательные стандарты нового поколения. Это связано в первую очередь с проблемой управления качеством образования и позволяет перейти от минимума содержания обучения к минимуму результатов обучения.

В стандартах нового поколения высшей школы впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения основной образовательной программы, выраженных в компетенциях [1].

Сегодня почти никто не сомневается, что традиционные подходы к обучению не всегда приводят к освоению основной образовательной программы и не отвечают запросам современного общества. В связи с этим на уровне федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Сам термин «инновация» отличается широтой своих смысловых значений, обобщая которые применительно к образованию, можно сказать, что инновации это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологиях обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [2].

А.В. Хуторской под педагогическими инновациями понимает целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.); поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

На сегодняшний день под инновациями в образовании мы понимаем процесс введения нового в цели и содержание образования, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов, совершенствование педагогических технологий, совокупности методов, форм, приемов и средств обучения.

Наиболее популярна на сегодняшний день следующая типология инновационных подходов к обучению:

  1. Инновации-модернизации, предполагающие обновление учебного процесса в рамках традиционного подхода к обучению, с упором на репродуктивную деятельность по достижению предъявленных эталонных результатов (технологический подход).
  2. Инновации-трансформации, предполагающие преобразование учебного процесса на основе его исследовательского характера, с целью формирования опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях (поисковый подход).

Инновациями в образовании можно разделить также на общепредметные инновации, инвариантные, универсальные по своей природе, использование которых возможно в любой предметной области и внутрипредметные инновации, вариативные, реализуемые внутри предмета и учитывающие его специфику.

Основная цель любого профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Профессиональная деятельность современного специалиста неразрывно связана с использованием новейших информационных технологий. Соответственно повышаются требования к профессиональной квалификации будущих специалистов, в первую очередь, в части их подготовки к использованию современных информационных технологий, т.е. предъявляются особые требования к их будущей информационной деятельности [3].

Это обуславливает объективную потребность в решении проблемы совершенствования информационной подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования, что не возможно без использования инновационных подходов в преподавании информатики [4].

Под информационной деятельностью студентов мы понимаем деятельность, направленную на активное взаимодействие между студентом и источником информации, организованную с помощью информационно-коммуникативных технологий и направленную на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов [5].

Остановимся на методе проектов, который используется нами в преподавании курса «Информатики» для студентов гуманитарных направлений. Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания и практические навыки работы. Мы используем метод проектов в качестве итогового контроля изучения всего курса «Информатика», где отражены как теоретические информационные знания, так и уровень прикладных информационных умений и навыков студентов.

Проект в дидактике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый студентом комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, в нашем случае информационной.

Поэтому, если мы говорим об использовании метода проектов в качестве контроля информационной деятельности, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

Метод учебных проектов интересен также тем, что в тесном взаимодействии с информационными технологиями он обеспечивает средства для реализации поставленных целей. Информационные технологии раскрывают перед студентами широкие возможности: открытый доступ к информации, ее анализ и структурирование, моделирование различных процессов, проведение исследований и экспериментов, просмотр конечного результата. Такой спектр возможностей не ограничивает преподавателя в выборе тем для проектов.

В качестве темы учебного проекта может быть предложено решение какой-то значимой для студентов проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области. Представление итогов выполненных проектов предполагается в «осязаемом» виде: в виде отчета, доклада, презентации и т.д.

При этом осуществляется межпредметная интеграция, поскольку требуются знания из различных предметных областей, что обеспечивает прочное и сознательное использование студентами вуза программных и аппаратных средств современных информационных технологий в учебной, а позже и профессиональной деятельности [6].

При подготовке учебного проекта студент осуществляет самоконтроль информационной деятельности, при этом происходит самостоятельная информационная деятельность студентов: индивидуальная, парная, групповая, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени (поиск, получение, преобразование, обработка информации).

Планомерное осуществление контроля позволяет преподавателю привести в систему усвоенный студентами материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях и умениях, определить качество усвоения изученного материала [7].

Здесь же необходимо отметить, что проектная форма контроля информационной деятельности эффективна только в сочетании с многообразием других методов, форм и средств контроля и является одним из инновационных подходов в российском образовании [8].

Структура учебного проекта может быть обозначена следующим образом. Цель проекта, его актуальность, сбор данных (составление алгоритма поиска и поиск необходимых источников информации, работа с базами данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, мероприятия по обеспечению доступности информации и пр.), обработка информации (фиксирование текста, систематизация собранных материалов, оценка качества информации), истолкование, анализ и обобщение фактов (сопоставление с известными фактами, построение гипотезы, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация (качество доклада, обсуждение, рефлексия и т.п.).

Для достижения поставленной нами цели контроля информационной деятельности студентов могут использоваться все типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые практико-ориентированные (прикладные) и ознакомительно-ориентировочный (информационный), поскольку обращение к информации является составной частью любого проекта. Кроме того, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки, например, исследовательских и творческих. Однако для эффективного контроля информационной деятельности студентов предпочтение отдается информационным проектам.

В своей работе мы применяем как традиционный метод проектов, так и метод проектов с использованием телекоммуникационных технологий, что на наш взгляд, способствует эффективному контролю информационной деятельности студентов.

Опираясь на исследования Е.С. Полат, мы определились с требованиями, предъявляемыми к студентам при работе над информационным проектом и к контролю своей информационной деятельности. От студентов требуется:

-   знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

-   владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

-   владение коммуникативными навыками;

-   умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в информационном проекте.

Использование метода проектов в виде итогового контроля по курсу «Информатика» требует от студентов активного использования компьютерных технологий. Это формирует определенные знания, умения и навыки по использованию компьютерных технологий в учебной деятельности, что в свою очередь позволяет получить полное представление о теоретических информационных знаниях студента, а также о развитии его информационных умений и навыков.

Опираясь на выше изложенное следует отметить, что в настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов деятельности образовательных учреждений, поскольку именно инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности того или иного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.


Библиографический список
  1. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) / И.Д. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
  2. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, – 2001. – 928 с.
  3. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114.
  4. Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г.Р. Махмутов, М.В. Махмутова // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2010. – № 8. – С. 52-56.
  5. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 24 с.
  6. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
  7. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Л.А. Савельева // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
  8. Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.


Все статьи автора «inmovchan»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: