В настоящее время российская система образования, как и системы образования других стран, претерпевает значительные изменения, связанные с необходимостью преодоления противоречий между традиционным темпом обучения и постоянно увеличивающимся потоком новых знаний. Традиционная система образования становится не способной удовлетворить потребности всех желающих учиться. Выход видится в освоении новых образовательных технологий и их поэтапное внедрение в образовательный процесс высшей школы.
Одной из таких технологий является технология дистанционного обучения. В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплены современные требования к образовательному процессу, связанные с реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением в законе понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].
Проблемами дистанционного обучения занимаются многие российские и зарубежные ученые. А.А.Андреевым, Е.С.Полат, А.В.Хуторским были рассмотрены теоретические аспекты дистанционного обучения [2, 3, 4]. Вопросами использования современных технологий дистанционного обучения в вузе занимались Р.И.Баженов [5, 6], И.И.Боброва [7], И.Н.Мовчан [8, 9, 10]. Возможности сочетания традиционной и дистанционной технологий обучения исследовали И.И.Боброва [11], М.В.Махмутова [12, 13, 14].
На основе анализа представленных выше теоретических разработок можно выделить следующие характеристики, характерные любому виду технологии дистанционного обучения:
- технология дистанционного обучения предполагает детальное планирование и организацию деятельности обучаемого, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых для обучения учебных материалов;
- наличие интерактивности, технологии дистанционного обучения должны обеспечивать максимальную интерактивность между обучаемым и преподавателем, между обучаемыми, между обучаемым и учебным материалом, возможность группового общения;
- технология дистанционного обучения предполагает эффективную и быструю обратную связь, обучаемые должны быть уверены в правильности своего продвижения по изучению дистанционного курса;
- мотивация обучаемых, является важным элементом подготовки специалистов на основе технологий дистанционного обучения;
- модульное построение дистанционного курса, структурирование дистанционного курса на основе технологий дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность индивидуально выстроить траекторию продвижения изучения дистанционного курса от модуля к модулю.
Внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вопросы введения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза рассмотрены в работах И.Д.Белоусовой [15, 16, 17, 18], И.Ю.Ефимовой [19], О.В.Ибрагимовой [20], И.Н.Мовчан [21, 22, 23].
На сегодняшний день можно выделить следующие виды технологий дистанционного обучения:
1. кейс-технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и их доставки студентам для самостоятельного изучения. При данной технологии используются следующие виды учебно-методических материалов: печатные материалы (учебно-методические комплексы, учебники, методические пособия на бумажном носителе); материалы на аудио-, видеоносителях (обучающие аудио- и видеокассеты); материалы на CD-дисках (видеолекции, учебно-тренировочные комплексы, обучающие игры). Доставка материалов и взаимодействие между участниками процесса обучения происходит при помощи традиционной почты, факса, телефона, а также средств телекоммуникационных технологий;
2. сетевые технологии, базирующиеся на использовании локальных и глобальных сетей Интернет и Интранет и реализующие все формы взаимодействия между преподавателем и студентами, такие как: представление в сети учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельной работы студентов; организацию общения, консультации с преподавателем, взаимодействие группы студентов между собой и с преподавателем, проведение контрольных мероприятий;
3. технологии видеоинтерактивного обучения, использующие глобальные и локальные сети для взаимодействия студентов с преподавателем и между собой в режиме реального времени. Видеоинтерактивное обучение максимально приближено к традиционному классическому.
Наилучшие результаты при организации процесса подготовки студентов достигаются путем вариаций базовых образовательных технологий. В последние годы наибольшее распространение получили четыре модели, основанные на компьютерных и коммуникационных технологиях, видеосвязи, спутниковой связи и их сочетании с кейс-технологиями:
- интеграция очных и дистанционных форм обучения;
- сетевое обучение на основе Интернет-технологий;
- сетевое обучение в сочетании с кейс-технологиями;
- интерактивное обучение на основе средств спутниковой связи.
Любая модель процесса подготовки студентов на основе технологии дистанционного обучения должна предусматривать: гибкое сочетание самостоятельной деятельности студентов с различными источниками информации [24, 25]; оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем курса; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса; совместные телекоммуникационные проекты участников курса; контроль учебной деятельности студентов и презентацию промежуточных и итоговых результатов обучения [26-32].
Поиск путей повышения эффективности подготовки студентов вуза с использованием технологий дистанционного обучения привел нас к использованию модели интеграции очных и дистанционных форм обучения, которая используется нами при обучении студентов курсам «Информатика» и «Математики и информатика» в пунктах дистанционной подготовки на различных направлениях подготовки. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал через информационную образовательную среду вуза http://lms.masu.ru/, в которой опубликованы необходимые пособия и материалы [33-37], а преподаватели приезжают в пункты дистанционной подготовки на очные консультации.
На наш взгляд интеграция очных и дистанционных форм обучения содействует более полному раскрытию интеллектуальных способностей студентов, индивидуализации процесса обучения, диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ, коммуникативности в образовательной информационной среде.
Интеграция очных и дистанционных форм обучения позволит разгрузить аудиторные занятия от видов деятельности, требующих разного времени для разных студентов, позволит более тщательно и самостоятельно подготовиться к обсуждению важных вопросов по предмету изучения, восприятию лекционного материала, к дискуссиям, осуществлять поиск и анализ дополнительной информации для проектной, исследовательской деятельности. Аудиторные же занятия посвятить обсуждению изученного материала, лабораторным и практическим работам, защите проектов, анализу результатов исследовательской деятельности.
Таким образом, возможности интегрирования очной формы и применения технологии дистанционного обучения достаточно перспективны, и должны занять приоритетное место в системе вузовского обучения.
Библиографический список
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. / А.А. Андреев – М.: ВУ, – 1997. – 85 с.
- Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др. Под ред. Е.С.Полот. – М. : Издательский центр «Академия», – 2006. – 400 с.
- Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А.В. Хуторской // Компьютерра. – 2002. – №36. – С. 26-30.
- Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). С. – 174-175.
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. – 2014. Т. 11. – № 11s. – С. 371-374.
- Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования России / И.И. Боброва // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 11-14.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т.27. – № 4. – С. 77-80.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5 [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И.И. Боброва // Информатика и образование. – 2009. – № 11. – С. 124-125.
- Махмутова М.В. Педагогическое моделирование образовательного процесса в условиях дистанционного обучения / Махмутова М.В. // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 69-71.
- Махмутова М.В. Моделирование информационной образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения / М.В. Махмутова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2007. Т. 2. – № 2. С. 8-12.
- Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г.Р. Махмутов, М.В. Махмутова // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2010. – № 8. – С. 52-56.
- Белоусова, И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, – 2006. – 22 с.
- Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / Белоусова И.Д. // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, – 2009. – 141 с.
- Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю.Ефимова, О.О.Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
- Ибрагимова О.В. Модель подготовки будущих менеджеров к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности / О.В.Ибрагимова // Инновационный Вестник Регион. – 2012. – № 1. – С. 10-14.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
- Мовчан, И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза/И.И. Мовчан//Информатика и образование. -2009. -№ 6. -С. 112-114
- Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
- Мовчан И.Н. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности / И.Н. Мовчан // Открытое образование. – 2013. – № 5. – С. 78-80.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
- Мовчан, И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
- Мовчан И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза / И.Н. Мовчан // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 183-187.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2009. Т. 18. – № 4. – С. 30-32.
- Мовчан, И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 24 с.
- Мовчан, И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты формирования понятия «информация» у студентов гуманитарных направлений / И.Н. Мовчан // Современная педагогика. – 2014. – № 5 – С. 22. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2345.
- Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии / И.Н.Мовчан // Современная педагогика. – 2014. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2545.
- Гусева Е.Н. Математика и информатика электронный ресурс: учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011.
- Гусева Е.Н. Информатика : учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – Москва, 2011. – 260 с.
- Боброва И.И. Лабораторный практикум по информатике: учебно-методический комплекс. / И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Т.В. Ильина, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. –Магнитогорск : МаГУ, 2010.-154с.
- Мовчан И.Н. Тесты по информатике : сб. тестов / И.Н. Мовчан. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 94 с.
- Мовчан И.Н. АПИМ по «Математике и информатике» : Аттестационный педагогический измерительный материал печатная / И.Н. Мовчан. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 48 с.