УДК 612.655

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Михайлова Светлана Владимировна1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Калюжный Евгений Александрович3, Крылов Василий Николаевич4, Жулин Николай Васильевич5, Лавров Александр Николаевич6, Болтачева Елена Александровна7
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, преподаватель кафедры биологии, географии и химии
2Нижегородская государственная медицинская академия, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней
3Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии
4Нижегородский университет им.Н.И.Лобачевского, доктор биологических наук, профессор, зав.кафедрой физиологии и биохимии человека и животных
5Центр здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр
6Арзамасская центральная городская больница, главный врач, доктор медицинских наук, профессор
7Центр здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр

Аннотация
Изучены показатели функциональных резервов учащихся сельских школ по результатам проб Штанге, Генчи и Мартине-Кушелевского. У большинства сельских школьников (74,8%) при определении уровня функциональных резервов с использованием интегральных оценок показателей трех функциональных проб выявили отличную, хорошую и удовлетворительную адаптацию кардио-респираторной системы к нагрузке. Полученные результаты представлены в качестве современных нормативов для оценки функциональных резервов сельских школьников. По результатам пробы Мартине-Кушелевского сельские дети, в сравнении с городскими школьниками, имеют более высокий уровень функционирования системы кровообращения, а по пробам Штанге и Генчи только тенденции наилучших возможностей респираторной системы.

Ключевые слова: Генчи, Мартине-Кушелевского, пробы Штанге, сельские и городские школьники, физическое развитие, функциональные резервы


COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE LEVEL OF FUNCTIONAL RESERVES OF RURAL AND URBAN SCHOOLCHILDREN

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Kuzmichev Jury Georgievich2, Kalyuzhny Evgenie Aleksandrovich3, Krylov Vasily Nikolaevich4, Zhulin Nikolay Vasilevich5, Lavrov Alexander Nikolaevich6, Boltacheva Elena Alexandrovna7
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Teacher department of biology, geography and chemistry
2Nizhny Novgorod State Medical Academy, Doctor of Medical Sciences, professor of department of childhood illness
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., docent department of biology, geography and chemistry
4Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Physiology and Biochemistry of humans and animals
5Centre for Children Arzamas, Doctor pediatricia
6Arzamas central city hospital, Chief Physician, Professor, Doctor of Medical Sciences
7Centre for Children Arzamas, Pediatrician Health

Abstract
Studied indicators of functional reserves of rural schools on the results of samples Stange, Genchi and Martin-Kushelevsky. The majority of rural students (74.8%) in determining the level of functional reserves using integrated assessment of indicators of three functional tests revealed excellent, good and satisfactory adaptation of the cardio-respiratory system to load. The results are presented as the modern standards for the assessment of functional reserves of rural students. According to the results of the sample-Martin Kushelevsky rural children compared with urban schoolchildren have a higher level of functioning of the circulatory system, and on samples Stange and Genchi only trend the best opportunities of the respiratory system.

Keywords: functional reserves, Genci, Martin-Kushelevsky, physical development, rural and urban schoolchildren, samples Stange


Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Крылов В.Н., Жулин Н.В., Лавров А.Н., Болтачева Е.А. Сравнительная характеристика уровня функциональных резервов сельских и городских школьников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/37210 (дата обращения: 02.06.2017).

Введение. Изучение уровня функциональных резервов организма является составной частью в оценке здоровья. [1,2]. Чекалова Н.Г. и др. (2010) характеризуют функциональные резервы организма детей и подростков в виде совокупности показателей физиологических функций, определяющих процессы созревания и характеризующих уровень активности функциональных систем организма с учетом особенностей жизнедеятельности и состояния работоспособности. При изучении функциональных резервов во взаимосвязи с работоспособностью, их следует определять как совокупность функций и качеств организма, несущих наибольшую нагрузку для обеспечения жизнедеятельности ребенка. Поэтому определение физического здоровья индивида проводится по данным реактивности физиологической системы организма с использованием различных физических нагрузок – функциональных проб, и составляющих, таким образом, функциональные резервы организма [3].

Функциональные резервы организма – динамический процесс изменений функциональных показателей ведущих систем организма, обусловленный эндогенными (или наследственными) и экзогенными (или средовыми) факторами. Наследственными являются различные особенности гемодинамических показателей, реактивности и т.д. К средовым относят социально-экономические, психологические, климато-географические и экологические факторы. Все они действуют в единстве, взаимообусловлены, однако решающее значение имеют социально-экономические факторы. Изменения условий жизни общества ведут к изменениям в функциональном состоянии ведущих систем организма людей [4,5,6]. В значительной степени уровень функциональных резервов организма человека определяется степенью его двигательной активности. Функциональные показатели лиц, занимающихся физическими нагрузками, намного выше, чем у лиц, не имеющих их. Резервные возможности организма огромны. Природой запрограммирована дублирующая функция органов и систем организма. Однако, несмотря на наличие большого запаса прочности, рассчитанного на сохранение жизни в экстремальных ситуациях, организация учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков указывает на использование установленных оптимальных нагрузок [7,8,9].

Физическая нагрузка представляет собой универсальное тестовое средство, позволяющее оценить уровень функциональных возможностей организма, его запас скрытых резервов. Являясь эталоном, она измеряет энергетические резервы функционирования систем организма. При физической нагрузке происходит перестройка всей деятельности организма, проявляющаяся в соответствующих изменениях функционального состояния различных органов и систем. Многие исследователи указывают, что одно из первых мест в этой перестройке занимает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, которые под влиянием импульсов из ЦНС изменяют свою деятельность, приспосабливая ее к изменившимся условиям среды. Следовательно, функциональное состояние органов кровообращения и дыхания, в известной мере, отражает комплексную ответную реакцию всего организма на выполнение физической работы. При этом для обеспечения гомеостатического режима включаются механизмы регуляции и взаимодействия систем, осуществляющих ответную реакцию [10,11].

Таким образом, исследование физического развития с определением уровня функциональных резервов позволяет значительно углубить информацию как о морфофункциональном развитии организма человека, степени его дееспособности, так и процессах формирования отклонений в ходе возрастного развития. Охарактеризованные физиологические закономерности развивающегося детского организма несут значимость для анализа онтогенетического развития ребенка, для оценки функционального состояния ведущих систем организма в последующей организации адекватных режимов физических нагрузок (физическое воспитание, спот или лечебная физическая культура).

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоровья по программе автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО) 964 сельских школьников (СШ) Нижегородской области (499 мальчиков и 465 девочек в возрасте 7 – 17 лет [12,13]. Критерии включения: учащиеся 1-11 классов сельских СОШ. Критерии исключения: 1) дети с органическими поражениями, 2) острое респираторное заболевание, 3) период обострения хронических заболеваний. Проведены функциональные тесты: проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с), дыхательные пробы Штанге и Генчи [14]. Для сравнительной характеристики показателей функциональных проб сельских и городских школьников (ГШ) использовали значения медианы исследуемых параметров, которой соответствует 50 центиль шкалы оценочных таблиц [3,11,14,15]. По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проведена с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2003» и «Биостат» [16,17,18].

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнение медиан результатов проб Штанге и Генчи среди ГШ и СШ выявило наилучшие их значения у последних, как среди мальчиков, так и среди девочек (рис.1; 2), хотя статистически преимущество с помощью критерия Манна-Уитни не доказано.

Рис.1. Сравнительная характеристика показателей пробы Штанге городских и сельских мальчиков (Т=137,0; Р=0,489) и девочек (Т=139,5; Р=0,391) 2012 г.

Согласно полученным результатам (рис.1), как городские, так и сельские дети 7-9 лет могут задерживать дыхание на вдохе с почти равными возможностями (25-33 сек). У девушек, увеличиваясь с возрастом, в 16-17 лет результаты пробы Штанге остаются равными среди учащихся городских и сельских школ (41-45 сек). У юношей этого возраста, различия становятся значительными, с преобладанием значений у учащихся сельских школ (у ГШ – 54-56 сек, у СШ – 64-70 сек).

В общем итоге по пробе Генчи отличные и хорошие результаты были зарегистрированы у 41,1% учащихся сельских школ. Удовлетворительные и неудовлетворительные – у 42,6% и 14,3% соответственно. По пробе Штанге рассчитано аналогичное распределение – 42,8%, 43,8% и 13,4% соответственно.

Рис.2. Сравнительная характеристика Ме показателей пробы Генчи городских и сельских мальчиков (Т=140,5; Р=0,355) и девочек (Т=139,5; Р=0,390) 2012 г.

Проба Мартине-Кушелевского используется для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы на малые нагрузки. Соотношения различных количественных показателей ЧСС и АД выявляют качественные особенности, позволяя определить тип реакции сердечно-сосудистой системы, степень напряжения организма к нагрузке и показатель качества реакции [3,7,10,15].

Перед проведением пробы Мартине-Кушелевского выявили детей с высокими гемодинамическими показателями на основе определения центильных оценок показателей уровня функционирования системы кровообращения (ЧСС, САД, ДАД) с целью извлечения их из исследования и статистических расчетов (табл.1). Распределение центильных оценок гемодинамических параметров характеризуется незначительным правосторонним смещением, более выраженным по результатам ДАД. Доля детей с показателями, соответствующими норме (3-6 ЦИ) снижена по всем исследуемым параметрам. Наибольшее сходство с эталонным распределением выявлено у девочек по показателям САД. Гендерных различий между распределениями центильных оценок не получено.

Таким образом, изучение параметров системы кровообращения у СШ выявило, что у большинства детей и подростков (72,8-78,6%) показатели функционирования сердечно-сосудистой системы находятся в пределах нормы, четверть детей имеет отклонения с преобладанием высоких значений гемодинамики, особенно ДАД (в 7-8 ЦИ ♂-18,0%,; ♀-18,4%). Школьники, имеющие после повторных измерений показатели САД, ДАД и ЧСС в 1, 7, 8 ЦИ были допущены к проведению функциональных проб только после консультации и разрешения врача [3,11,15].

Таблица 1. Характеристика распределения гемодинамических показателей у сельских школьников

Центильный
интервал

Эталон

ЧСС

САД

ДАД

1 ц.и
низкий

5 %

4,1

4,5

4,4

3,2

3,6

3,4

2 ц.и.
пониженный

5 %

5,8

7,2

5,8

4,6

4,5

4,5

3-6 ц.и.
норма

80 %

76,4

72,8

77,6

78,6

73,9

73,7

7 ц.и.
повышенный

5 %

7,3

8,2

6,9

7,8

8,4

10,0

8 ц.и.
высокий

5 %

6,4

7,3

5,3

5,8

9,6

8,4

статистика

χ2=1,761 с/с=4

Р=0,778

χ2=1,712 с/с=4

Р=0,713

χ2=1,845 с/с=4

Р=0,882

По результатам проведенной пробы Мартине-Кушелевского зарегистрировано 51,3% школьников с нормотоническим типом реакции, характеризующейся равнозначным учащением ЧСС и уровнем повышения пульсового давления. У 26,2% школьников определен астенический тип реакции, при которой происходит значительный прирост ЧСС на фоне стабильного пульсового давления. Гипертонический тип реакции, сопровождающийся резким повышением САД и ДАД на физическую нагрузку, установлен у 13,6% школьников. Парадоксальный тип реакции с длительным восстановлением ЧСС и АД, или с урежением ЧСС, или снижением САД ниже исходного уровня («отрицательная фаза» ЧСС, АД) в восстановительном периоде, выявили у 6,2% обследованных. У остальных (2,7%) определен ступенчатый и дистонический типы. Таким образом, у большинства СШ при определении функционального состояния выявили хорошую и удовлетворительную адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузке (рис.3).

Рис.3. Распределение сельских школьников в зависимости от типа реакции сердечно-сосудистой системы после проведения пробы Мартине-Кушелевского

Для выявления статистически достоверных различий результатов пробы Мартине-Кушелевского между возрастными группами СШ проведены дисперсионный и корреляционный анализы (табл.2; 3).

Дисперсионный анализ выявил наличие статистически значимых гендерных различий в показателях изменений ЧСС и ДАД после физической нагрузки и степени напряжения организма. Между возрастными группами достоверные различия выявлены в изменении значений ЧСС (табл.2).

Таблица 2. Показатели статистической значимости различий результатов пробы Мартине-Кушелевского

Статистические

 показатели:

признак

статистическая совокупность

F

Р

Время восст. ЧСС, с

пол

1

0,01

0,923

возраст

10

0,72

0,704

Время восст. АД, с

пол

1

0,08

0,784

возраст

10

1,09

0,365

Изменение ЧСС

пол

1

4,23

0,035

возраст

10

3,66

0,0001

Изменение САД

пол

1

0,01

0,921

возраст

10

1,08

0,064

Изменение ДАД

пол

1

5,74

0,000

возраст

10

1,47

0,225

Изменение ПАД

пол

1

0,06

0,814

возраст

10

1,20

0,287

ПКР

пол

1

0,16

0,693

возраст

10

2,15

0,079

СНО

пол

1

4,37

0,036

возраст

10

1,10

0,356

Таблица 3. Корреляционная матрица показателей результатов пробы Мартине-Кушелевского

Пока-затели

значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Время восст. ЧСС

Время восст. АД

изме-нение

ЧСС

изме-нение

САД

изме-нение

ДАД

изме-нение

ПАД

ПКР

СНО

Возраст

-0,07

-0,05

0,17*

-0,09*

-0,18*

-0,06

0,03

0,08*

Пол

-0,02

-0,03

0,04*

0,01

-0,02

-0,03

-0,04

0,01

Примечание: * – коэффициенты корреляции достоверны при уровне значимости p<0,05

В связи с определением слабых корреляций и выявлением эпизодических статистически значимых возрастных различий, результаты пробы Мартине-Кушелевского представлены для 3 возрастных групп отдельно для мальчиков (табл.4) и для девочек (табл.5)

Таблица 4. Нормативы пробы Мартине-Кушелевского у сельских мальчиков

Статистические показатели:

Центили:

min-max

С5 С10 С25 С50 С75 С90 С95
Мальчики – 7-10 лет
Время восст. ЧСС, с

60-200

70

80

95

105

140

150

170

Время восст. АД, с

90-260

90

100

120

145

200

240

260

Изменение ЧСС

15,2-129,5

25,9

29,3

35,6

49,3

64,3

72,5

82,0

Изменение САД

3,2-50,6

6,8

9,1

10,2

11,9

16,4

29,1

35,1

Изменение ДАД

-49,2-41,7

-19,2

-15,0

-6,6

1,6

7,4

16,1

21,7

Изменение ПАД

2,5-120,7

15,8

26,2

44,7

56,5

66,7

84,6

93,3

ПКР

0,02-1,64

0,13

0,17

0,29

0,42

0,57

0,86

1,08

СНО

11,2-65,0

18,2

20,1

27,8

34,1

40,9

45,5

55,8

Мальчики – 11-14 лет
Время восст. ЧСС, с

60-210

75

85

100

110

130

160

190

Время восст. АД, с

100-240

100

120

130

140

150

180

240

Изменение ЧСС

13,3-139,7

25,5

34,6

51,2

54,0

67,9

84,7

90,8

Изменение САД

0,8-43,1

4,3

7,4

9,7

13,1

17,5

26,7

30,9

Изменение ДАД

-55,7-45,3

-21,4

-17,7

-11,4

-5,6

2,9

9,9

13,9

Изменение ПАД

8,3-122,4

16,7

21,6

37,0

53,3

62,5

88,5

105,9

ПКР

0,07-2,0

0,13

0,15

0,27

0,41

0,55

0,85

1,22

СНО

13,7-74,8

19,8

21,6

29,4

35,5

43,2

56,8

61,2

Мальчики – 15-17 лет
Время восст. ЧСС, с

50-190

65

75

95

110

140

160

180

Время восст. АД, с

80-260

85

105

125

140

160

190

260

Изменение ЧСС

17,5-118,2

30,3

36,0

53,2

55,8

67,1

82,4

90,1

Изменение САД

0,8-40,0

4,9

7,3

9,6

14,8

17,5

23,3

25,5

Изменение ДАД

-51,2-22,1

-21,4

-17,7

-13,3

-8,3

-1,2

6,9

10,7

Изменение ПАД

5,8-123,3

16,7

23,2

44,2

53,6

64,7

77,4

96,7

ПКР

0,06-1,75

0,13

0,18

0,32

0,48

0,59

0,88

0,97

СНО

15,9-66,1

23,0

24,6

29,0

36,0

43,1

47,2

59,8

По времени восстановления ЧСС и АД между мальчиками и девочками выявлены незначительные различия. ЧСС у мальчиков восстанавливается в диапазоне 50-200 сек, а у девочек – 60-210 сек. Время нормализации АД после приседаний у мальчиков составило 80-260 сек, у девочек – 90-270 сек.

Таблица 5. Нормативы пробы Мартине-Кушелевского у сельских девочек

Статистические показатели:

Центили:

min-max

С5 С10 С25 С50 С75 С90 С95
Девочки 7-10 лет
Время восст. ЧСС, с

60-180

75

95

100

110

130

150

180

Время восст. АД, с

90-240

95

105

120

140

190

240

270

Изменение ЧСС

11,7-114,9

22,1

26,0

38,5

50,7

65,8

78,2

90,7

Изменение САД

0,0-52,5

5,0

6,8

10,8

11,4

18,6

28,9

32,2

Изменение ДАД

-38,6-46,8

-23,1

-18,5

-9,8

-2,8

5,1

14,1

20,0

Изменение ПАД

4,0-135,2

26,7

30,3

44,2

54,5

63,0

80,0

90,6

ПКР

0,06-1,56

0,16

0,20

0,31

0,43

0,59

0,82

1,07

СНО

11,0-62,4

18,7

20,0

27,1

34,6

42,6

47,8

55,8

Девочки – 11-14 лет
Время восст. ЧСС, с

60-210

80

100

105

110

140

170

190

Время восст. АД, с

90-250

95

110

130

145

160

180

220

Изменение ЧСС

9,4-124,6

23,5

30,8

47,7

53,9

67,2

82,6

97,1

Изменение САД

0,7-42,7

4,3

5,65

9,4

12,8

16,4

22,2

27,4

Изменение ДАД

-29,5-49,1

-21,3

-18,5

-12,9

-6,4

2,9

10,6

15,8

Изменение ПАД

1,8-133,3

16,2

24,6

35,6

52,7

62,5

73,9

97,0

ПКР

0,01-1,62

0,13

0,16

0,29

0,41

0,53

0,81

1,15

СНО

12,4-73,6

19,0

23,0

28,6

37,8

45,5

53,4

58,3

Девочки – 15-17 лет
Время восст. ЧСС, с

60-200

90

100

110

120

150

180

200

Время восст. АД, с

110-270

120

125

130

150

175

195

230

Изменение ЧСС

16,8-115,9

32,9

37,7

53,7

56,2

67,1

81,1

92,0

Изменение САД

0,0-43,0

2,9

5,9

9,1

14,2

18,9

24,5

28,0

Изменение ДАД

-46,1-38,1

-22,5

-18,4

-14,5

-8,1

2,2

7,0

14,3

Изменение ПАД

5,8-139,1

15,6

32,5

48,7

56,4

64,3

70,0

87,8

ПКР

0,04-1,28

0,13

0,19

0,35

0,44

0,58

0,75

1,06

СНО

17,6-68,4

20,6

25,0

29,9

36,4

43,5

53,2

60,2

Большая часть СШ (85,8% мальчиков и 83,8% девочек) показали хороший и удовлетворительный показатель качества реакции на нагрузку на фоне легкой и умеренной степени напряжения организма (СНО) (92,2% и 88,0% соответственно пола). В возрастной группе 11-14 лет СНО возрастает, параллельно увеличивая неудовлетворительный показатель качества реакции (табл.6)

Таблица 6. Результаты пробы Мартине-Кушелевского у сельских школьников

 

Показатель

степень

выраженности показателя

7-10 лет

11-14 лет

15-17 лет

все

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

показатель качества реакции

 неудовлет.

21,7

18,2

22,5

16,4

11,7

13,8

14,2

16,2

 умеренная

36,0

42,3

34,4

44,6

40,6

48,1

42,3

43,4

хорошая

42,3

39,5

43,1

39,0

47,6

38,1

43,5

40,4

статистика

χ2=1,59

P= 0,452

χ2=4,52

P= 0,104

  χ2=2,43

  P= 0,296

χ2=1,18

 P= 0,553

степень

напряжения организма

легкая

43,4

33,6

41,7

37,7

47,1

37,7

44,7

35,1

умеренная

49,1

56,4

47,3

48,0

44,4

52,3

47,6

52,9

выраженная

7,5

10,0

11,0

14,3

8,6

10,0

7,8

12,0

статистика

χ2=4,91

P= 0,041

χ2=1,06

P= 0,586

χ2=1,97

       P= 0,373

χ2=11,39

      P= 0,003

Гендерные различия выявлены по показателям степени напряжения организма, с наилучшими значениями у мальчиков. Среди мальчиков больше доля детей с легкой степенью напряжения (на 9,6%), а среди девочек больше с умеренной и выраженной степенями (на 5,3 и 4,2% соответственно).

Время восстановления физиологических функций после пробы продолжалось в пределах 50-210 сек для ЧСС и 80-270 сек для АД (рис.4; 5).

Примечание: ВрЧСС – время восстановления ЧСС; ВрАД – время восстановления АД

Рис.4. Сравнительная характеристика показателей времени восстановления ЧСС и АД после пробы Мартине-Кушелевского у мальчиков

Используя показатели значений медиан результатов пробы Мартине-Кушелевского провели сравнительный анализ между сельскими и городскими школьниками. Восстановление ЧСС после пробы у СШ происходит быстрее, чем у ГШ, за исключением мальчиков 12 лет. Восстановление АД также быстрее приходит в норму среди СШ (кроме мальчиков 7-9 лет и девочек 11,13 лет). У мальчиков из сельских школ показатель времени восстановления АД имеет тенденцию с возрастом снижаться, указывая на хорошее качество функционирования сердечно-сосудистой системы, у городских мальчиков он практически не изменяется в течение периода школьного обучения (рис.4). У девочек время восстановления АД после нагрузки с возрастом увеличивается (рис.5).

Примечание: ВрЧСС – время восстановления ЧСС; ВрАД – время восстановления АД

Рис.5. Сравнительная характеристика показателей времени восстановления ЧСС и АД после пробы Мартине-Кушелевского у девочек

Изменения ЧСС после пробы у сельских и городских мальчиков имеют статистически значимые различия и свидетельствуют об увеличении процента прироста пульса с возрастом. Во всех возрастных группах у городских мальчиков этот показатель выше в отличие от СШ (в возрасте 11-13 лет – на 4,5-9,3 сек) (рис.6).

Рис.6. Сравнительная характеристика показателей изменения ЧСС после пробы Мартине-Кушелевского у мальчиков

У девочек показатель прироста пульса после приседаний с возрастом увеличивается, но различия между сельскими и городскими школьницами не подтверждается статистическими сравнениями (рис.7).

Рис.7. Сравнительная характеристика показателей изменения ЧСС после пробы Мартине-Кушелевского у девочек 

Изменения САД после проведения пробы Мартине-Кушелевского имеют тенденцию возрастного увеличения, но также не имеют статистически значимых различий, как между мальчиками (рис.8), так и между девочками (рис.9) из сельских и городских школ.

Рис.8. Сравнительная характеристика показателей изменения САД после пробы Мартине-Кушелевского у мальчиков

Рис.9. Сравнительная характеристика показателей изменения САД после пробы Мартине-Кушелевского у девочек

Согласно методическим указаниям Чекаловой Н.Г. (2010) провели оценку показателей трех проб у СШ и определили УФР, суммируя итоговые значения. Хорошие и отличные результаты имели школьники с показателями проб Штанге и Генчи в 5-8 ЦИ, с нормотоническим типом и хорошим ПКР на фоне легкой СНО после пробы Мартине-Кушелевского. Удовлетворительными результаты оценивались, если они соответствовали 2-4 ЦИ оценочных шкал проб Штанге и Генчи, умеренным ПКР и СНО. Неудовлетворительными засчитаны результаты у школьников, получивших оценки, равные по дыхательным пробам 1 ЦИ, а пробе Мартине-Кушелевского – неудовлетворительный ПКР и выраженной СНО.

Интегральный показатель функциональных резервов, объединяющий значения трех проб соответствующих уровней, свидетельствует о том, что:

- 36,6% сельских школьников имеют хорошие и отличные результаты одновременно по всем проведенным пробам;

- 38,2% школьников – удовлетворительный запас функциональных резервов (т.е. имеют по трем проведенным пробам сочетание отличных, хороших и удовлетворительных оценок);

- 25,2% школьников при проведении функционального тестирования показали неудовлетворительные результаты (т.е. все или даже показатели одной пробы оценены неудовлетворительно).

Таким образом, по результатам пробы Мартине-Кушелевского сельские дети, в сравнении с городскими школьниками, имеют более высокий уровень функционирования системы кровообращения, а по пробам Штанге и Генчи только тенденции наилучших возможностей респираторной системы.

По результатам проведенной пробы Мартине-Кушелевского зарегистрировано 51,3% школьников с нормотоническим типом реакции, 26,2% – с астеническим типом реакции, 13,6% школьников – с гипертоническим типом реакции, 6,2% – с парадоксальным, а у остальных (2,7%) определен ступенчатый и дистонический типы.

Большая часть сельских школьников (85,8% мальчиков и 83,8% девочек) показали хороший и удовлетворительный показатель качества реакции на нагрузку на фоне легкой и умеренной степени напряжения организма (92,2% и 88,0% соответственно пола) при проведении пробы Мартине-Кушелевского.

У большинства сельских школьников (74,8%) при определении уровня функциональных резервов с использованием интегральных оценок показателей трех функциональных проб выявили отличную, хорошую и удовлетворительную адаптацию кардио-респираторной системы к нагрузке.

Полученные результаты представлены в качестве современных нормативов для оценки функциональных резервов сельских школьников.


Библиографический список
  1. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: методические рекомендации / В.Р.Кучма, В.Н.Кардашенко, Н.Н.Суханова [и др.]. – М., 1996. – 55 с.
  2. Показатели состояния здоровья школьников г.Нижнего Новгорода и области. Справочные материалы / Научный редактор Е.П.Усанова. – Н.Новгород: Издательство «Китеж» Петровская академия наук и искусств, 1997. – 116 с.
  3. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г.Чекалова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 164 с.
  4. Авалиани C.Л., Ревич Б.А., Захаров В.М. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды (Региональная экологическая политика). – М.: Центр экологической политики России, 2001. – 76 с.
  5. Орехов К. В. Проблемы экологии человека / Под ред. К.В.Орехова. – Ставрополь, 1998. – 112 с.
  6. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования / Под ред. чл-кор. РАМН. проф. В.Р.Кучмы. – М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2012. – 215 с.
  7. Балыкин М.В., Зайнеева Р.Ш., Каманина Т.В., Платонов А.С. Влияние гипоксической тренировки на кислородтранспортную функцию крови у лиц первого и второго зрелого возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2013. № 29. С. 18-28.
  8. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д. Современные проблемы изучения физиологии развития организма // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2011. № 2. С. 26-31.
  9. Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. № 6. – С. 667-669.
  10. Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Зефиров Т.Л. Нервные и гормональные механизмы регуляции мышечной деятельности школьников. – Казань: Отечество, 2012. – 202 с.
  11. Богомолова Е.С., Леонов А.В., Н.А.Матвеева, Н.Г.Чекалова. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с
  12. Михайлова С.В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях (на примере Нижегородской области): автореф. дис…канд. биол. наук: 03.03.01 / Михайлова Светлана Владимировна. – Казань, 2014. – 23 с.
  13. Программный комплекс «Автоматизированная система скринирующих обследований – АКДО». – ООО «Интеллектуальные программные системы», Санкт-Петербург, 2010. – 107 с.
  14. Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL:
    http://www.health-control.ru. Дата обращения: 01.07.2014.
  15. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2009. – 88 с.
  16. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 459 с.
  17. Колядо В.Б., Плугин С.В., Дмитриенко И.М. Непараметрические критерии. Комплексные оценки здоровья населения. – Барнаул: Триера, 1998. – 36 с.
  18. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Характеристика функциональных резервов сельских школьников // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №4(33). – С.99-106.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: