Социокультурные трансформации 90-х годов привели к тому, что некогда гомогенное пространство культурного поля, которое составляло базис образования, начало разрушаться, интенсивность воздействия тех или иных факторов проявлялась с различной степенью в зависимости от того к какому уровню формирующейся социокультурной структуры нового российского культурного пространства они относятся. Разрушение СССР послужило формированию как минимум трех значительных для системы высшего образования уровней.
Во-первых, формируется собственно российский – национальный уровень, в связи с формированием независимого государства.
Во-вторых, федеральное устройство нового государства с необходимостью предполагает наличие субнациональных (региональных) уровней;
В-третьих, в связи с открытостью новой культурной и политической парадигмы существенными становятся наднациональный и глобальный уровни.
В рамках данной статьи рассмотрим важнейший для федеративного государства, каковым является Россия, вопрос соотношения федерального и регионального в культурно-образовательной деятельности.
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 годапровозгласил, что Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей.[1]
Исходя из этого на первоначальном этапе смысл регионализации образования, особенно в национальных регионах России связывался с восстановлением ключевого элемента национальной культуры – языка. Регионализация понималась как изменение диспропорций в национальной языковой политике. В начале 90-х гг. в подавляющем большинстве российских республик языки «коренных» народов были объявлены государственными. В Дагестане – четырнадцать государственных языков; в Карачаево-Черкесии – пять; и т.д.. Зачастую «депутаты республиканских Верховных Советов независимо от национальности с радостью принимали законы о языках, видя в этом один из символов борьбы с Центром».[2]
Наиболее доступной возможность проявления языковой и культурной самобытности представлялась в осуществлении политики в области образования, направленной на распределение (или перераспределение) учебного времени, отведенного изучению русского языка и родных языков для учащихся в бывших российских автономиях, республиках – субъектах Российской Федерации.
Однако факт абсолютного преобладания русского языка в качестве средства обучения в высших и средних специальных учебных заведениях (численно резко увеличившихся в последние десятилетие-полтора за счет негосударственных вузов) в каких-либо дополнительных иллюстрациях или доказательствах просто не нуждается.
Понятно, что в таких условиях исключительно языковая детерминанта как фактор развития политики регионализации высшей школы не могла выступать в качестве определяющей данного направления. Существовали другие, более веские причины.
Высшая школа России по своим масштабам, структуре и направлениям подготовки специалистов сложилась как часть единой централизованной образовательной системы СССР, механизм функционирования, которой был ориентирован, в первую очередь на плановое, на основе госзаказа, централизованное удовлетворение потребности всего народного хозяйства в кадрах.
В прежней системе образованием управляющим был лишь федеральным уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение.
В результате этого, как отмечал Председатель Госкомвуза В.Г.Кинелев «достаточно слабое региональное профилирование высшего образования в соответствии с потребностями населения отдельных территорий в образовательных услугах и структурой хозяйственной специализации регионов»[3].
Распад централизованной модели функционирования высшей школы потребовал выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации системы высшего образования к новой ситуации, ее взаимодействия с формирующимся рынком образовательных услуг, приспособления к условиям и потребностям многоукладной экономики.
Новый для высшей школы вопрос регионализации потребовал формировании эффективной региональной политики, выработки научно обоснованной концепции реформирования региональных систем высшего образования, а также принципов их взаимодействия в едином образовательном пространстве страны. С этой целью к1993 г. были разработаны концепция и программа развития университетов России как региональных центров образования, науки и культуры.
Суть данной концепции можно кратко сформулировать следующим образом: университетизация высшего образования; регионализация университетского образования; реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных комплексов; развитие интегративных социокультурных функций университета.
Законодательной базой для взаимоотношений федерального центра с регионами послужили Конституция РФ (1993 г.), Федеративный договор, включающий Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между центральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации, а также Закон «Об образовании» 1992 года. Законом «Об образовании» впервые предусматривалось ввести в государственные образовательные стандарты, как федеральную, так и национально-региональные составляющие, что также требовало совместной работы центра с субъектами Федерации.
Руководство высшей школы России пыталось осмыслить само явление «регионализации» и определенными средствами управлять этой новой тенденцией на образовательном пространстве. Но формирование процесса регионализации в такой острой и непредсказуемой для всех форме, вызванной событиями политического и экономическое характера, было столь неожиданным, что, в общем-то, все действия руководителей высшей школы носили «догоняющий» характер.
С точки зрения воздействия данного процесса на функционирование системы высшего образования, регионализация – это определенная локализация регионов на социально-экономическом уровне, вызванная распадом СССР и провидимыми рыночными реформами и характеризующаяся некоторой автономизацией региональных управляющих структур и на этой основе укреплением их связи с региональными социально-экономическими и иными условиями, которые оказывают непосредственное влияние на функционирование высшей школы.
Относительно воздействия процесса регионализации на образовательную политику регионов авторы «Концепции современной региональной образовательной политики в РФ» подчёркивают важную тенденцию к консолидации образовательных учреждений регионов: «Данный процесс сопровождается нарастающей интеграцией образовательных учреждений, созданием разнообразных региональных академических сообществ. На территории многих субъектов РФ созданы региональные учебно-научные центры, образовательные комплексы, учебные округа и другие интегрированные структуры. Наиболее «продвинутыми» процессы дифференциации и интеграции в развитии региональных систем образовании, как правило, оказываются именно там, где их возглавляют университеты»[4].
Однако нарастали и негативные тенденции, связанные с процессом регионализации. Во-первых, наметилась тенденция абсолютизации автономности региональных систем образования, их дистанцирование oт единой общероссийской системы образования. Во-вторых, незавершенность разработки и принятия федеральной программы развития образования породили несогласованность в методологии формирования региональных программ развития высшей школы, многие из которых не встроены в конструкцию общероссийской системы образования. В-третьих, отсутствие прозрачности вертикали управления образованием в стране не восполнено содержанием договоров и соглашений о взаимодействии, разграничении предметов ведения и полномочий в сфере образования, заключённых между федеральными и субъектными органами исполнительной власти и управления. Многие из подобных документов носят декларативный характер, не отражают, к примеру, механизмы многоканального финансирования образовательных учреждений, региональных систем образования[5].
В результате регионализации и других негативных процессов, имевших место в системе высшего образования России, как считает E.В.Олесюк, проводимая в 90-е годы «… вузовская реформа породила стремление подогнать нашу нынешнюю школу под западные образцы, максимально приблизить наши университеты к формам, свойственным университетам США, и немало преуспела в этом. Единственное, в чём не удаётся сравниться и что принципиально различает их, – уровень финансирования, позволяющий американцам не заботиться о воспроизводстве собственных научно-педагогических кадров, приглашать на свои кафедры лучших профессоров со всего света»[5].
С данной точкой зрения совпадает высказанное ректором МГУ Садовничим В.А. на IV съезде Российского союза ректоров, который проходил 28-29 марта 1998г.в Москве, мнение: «Теоретически здесь как будто вес прозрачно. Основной замысел состоит в том, что переход вузов в ведение регионов, очевидно, повысит их академический статус, придает дополнительный вес и, одновременно, разгрузит федеральный бюджет… и т.д. и т.п. Ну, а что в реальности мы имеем сегодня? Во-первых, обвальное падение финансирования регионализируемых вузов. При фактическом расширении круга обязанностей региональных органов власти эти обязанности почти повсеместно оказываются неподкреплёнными соответствующим обеспечением расходных статей региональных бюджетов, в которых вообще отсутствует статья «наука»[6].
Изучая регионализацию как один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие высшего образования, можно выделить следующие главные признаки – компоненты этого процесса в течение 90-х гг.:
1) Сужение ареала формирования контингента студентов до проживающих в конкретном регионе. Так, по мнению ряда ученых в социально-экономическом отношении Россия пространственно дифференцирована больше всего не по политико-административным регионам, этническим ареалам и природным районам, а именно по зонам транспортной доступности[7].
2) В условиях централизованного финансирования (недофинансирования) высшего образования, основным стимулом для создания и укрепления связей вузов с регионами стал острейший дефицит федеральных финансовых ресурсов. В условиях кризиса, государственные вузы были вынуждены активизировать усилия по оказанию научных, образовательных и консультационных услуг на коммерческой основе на региональном уровне.
2) формирование региональных программ развития высшего образования, ориентированных на потребности данного региона. Эти программы составляются на уровне плановой деятельности региональной администрации и представляют из себя ту часть регионализации, которая создается целенаправленно;
3) формирование сети образовательных учреждений регионального уровня, нацеленных, в первую очередь, на решение задач местного масштаба. Этот компонент регионализации появляется как следствие осуществления указанных выше признаков, а также стихийным образом - за счёт инициативы других региональных субъектов.
Данные процессы являлись характерными для большинства субъектов, что может быть продемонстрировано на материалах исследований по отдельным регионам РФ и данными статистики.
В целом в современных документах образовательной политики, вовлеченность в региональное развитие не сформулирована как требование со стороны федерального правительства к вузам. Однако внедрение новых механизмов финансирования будет означать для региональной системы высшего образования значительное повышения роли социокультурной ситуации в регионе. Можно ожидать, что в ближайшие годы, в контексте административной реформы Российской Федерации направленной на повышение роли субъектов федерации и муниципальных образований, произойдет финансовая регионализация системы высшего образования.
Если обобщить основные направления развития государственной политики в области высшего образования, то просматриваются следующие тенденции, которые, по-видимому, и лягут в основу дальнейшего развития высшего образования в регионах России.
На сегодняшний день, по нашему мнению для системы высшего образования в каждом регионе принципиально важным становится участие ведущих университетов в Национальном проекте «Образование». В рамках Национального проекта «Образование» государство, по сути, определит сферы приоритетной поддержки и ведущие вузы страны, на которые и будет возложена задача по развитию фундаментальной науки и инновационных проектов. Именно университет и университетский комплекс, получивший статус «ведущего» станет тем механизмом, который обеспечит интеграцию региональной системы высшего образования в общероссийское и европейское образовательное пространство.
В то же время остальным вузам, включенным в систему образования региона, предстоит пересмотреть приоритетные направления развития в связи с потребностями региона. Ориентация прежде всего на региональный уровень продиктована сложившейся структурой набора, перспективами укрепления ориентации на образовательные стратегии населения в связи с ЕГЭ и новыми механизмами подушевного финансирования.
На уровне администраций регионов необходимо продолжение работы с вузами по сформировавшимся в 1990-е гг. направлениям и разработка собственных программ развития высшего образования, обеспечивающих достижение основных целей модернизации высшего образования и учитывающих специфику региона.
Таким образом, в современных условиях успешность развития региональной системы высшего образования напрямую зависит от сонаправленности ее развития определившейся государственной политике, социокультурным потребностям региона, образовательным стратегиям населения и общемировым тенденциям в сфере высшего образования.
Библиографический список
- Алпатов В.М. 150 языков и политика. – М.,1996. – С.151.
- Кинелев В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какай ей быть? // Высшее образование в России. -1993. – № 4.- С.4.
- Регионология – №1- С.5.
- Олесюк, Е.В. К вопросу становления и развития университетского образования в России//Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №2.- С.85
- Садовничий, В.А.Отечественная высшая школа и российская государственность // Университетская книга. – 1998. – №6 – С.13.
- Родоман Б.Б. Пространственная поляризация и переориентация // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. / Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: Дело, 1998.- С. 179-180.
- Статистический сборник “Регионы России: социально-экономические показатели”. Госкомстат России. М. 2003. – С. 93.
- Закон РФ «О национально-культурной автономии» №74-ФЗ от 17.07.1996