ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Идиатуллин Артур Вагизович
Казанский государственный университет культуры и искусств
кандидат исторических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается историческая ретроспектива и современное состояние систем высшего образования в национальных регионах России, и обусловленные социально-культурной спецификой этих регионов процессы развития систем образования в конце XX- начале XXI вв.

Ключевые слова: модернизация вузовского образования, реформы, система высшего образования


THE PERSPECTIVES OF THE REGIONAL SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION

Idiatullin Artur Vagizovich
Kazan state university of culture and arts
Phd in history, associate professor

Abstract
The article provides the historical retrospetive of the development and the present state of the higher educational systems located in the ethnical regions of the Russian Federation. It studies the socio-cultural pecularities of the development of these systems in the end of the XX - beginnimg of the XXI centuries, that are caused by the specifics of the regions.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Идиатуллин А.В. Перспективы региональных систем высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/01/29886 (дата обращения: 16.03.2024).

Социокультурные трансформации 90-х годов привели к тому, что некогда гомогенное пространство культурного поля, которое составляло базис образования, начало разрушаться, интенсивность воздействия тех или иных факторов проявлялась с различной степенью в зависимости от того к какому уровню формирующейся социокультурной структуры нового российского культурного пространства они относятся. Разрушение СССР послужило формированию как минимум трех значительных для системы высшего образования уровней.

Во-первых, формируется собственно российский – национальный уровень, в связи с формированием независимого государства.

Во-вторых, федеральное устройство нового государства с необходимостью предполагает наличие субнациональных (региональных) уровней;

В-третьих, в связи с открытостью новой культурной и политической парадигмы существенными становятся наднациональный и глобальный уровни.

В рамках данной статьи рассмотрим важнейший для федеративного государства, каковым является Россия, вопрос соотношения федерального и регионального в культурно-образовательной деятельности.

Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 годапровозгласил, что Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей.[1]

Исходя из этого на первоначальном этапе смысл регионализации образования, особенно в национальных регионах России связывался с восстановлением ключевого элемента национальной культуры – языка. Регионализация понималась как изменение диспропорций в национальной языковой политике. В начале 90-х гг. в подавляющем большинстве российских республик языки «коренных» народов были объявлены государственными. В Дагестане – четырнадцать государственных языков; в Карачаево-Черкесии – пять; и т.д.. Зачастую «депутаты республиканских Верховных Советов независимо от  национальности с радостью принимали законы о языках, видя в этом один из символов борьбы с Центром».[2]

Наиболее доступной возможность проявления языковой и культурной самобытности представлялась в осуществлении  политики в области образования, направленной на распределение (или перераспределение) учебного времени, отведенного изучению русского языка и родных языков для учащихся в бывших российских автономиях, республиках – субъектах Российской Федерации.

Однако факт абсолютного преобладания русского языка в качестве средства обучения в высших и средних специальных учебных заведениях (численно резко увеличившихся в последние десятилетие-полтора за счет негосударственных вузов) в каких-либо дополнительных иллюстрациях или доказательствах просто не нуждается.

Понятно, что в таких условиях исключительно языковая детерминанта как фактор развития политики регионализации высшей школы не могла выступать в качестве определяющей данного направления. Существовали другие, более веские причины.

Высшая школа России по своим масштабам, структуре и направлениям подготовки специалистов сложилась как часть единой централизованной образовательной системы СССР, механизм функционирования, которой был ориентирован, в первую очередь на плановое, на основе госзаказа, централизованное удовлетворение потребности всего народного хозяйства в кадрах.

В прежней системе образованием управляющим был лишь федеральным уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение.

В результате этого, как отмечал Председатель Госкомвуза В.Г.Кинелев «достаточно слабое региональное профилирование высшего образования в соответствии с потребностями населения отдельных территорий в образовательных услугах и структурой хозяйственной специализации регионов»[3].

Распад централизованной модели функционирования высшей школы потребовал выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации системы высшего     образования     к     новой     ситуации,     ее     взаимодействия     с формирующимся    рынком    образовательных    услуг,    приспособления    к условиям и потребностям многоукладной экономики.

Новый для высшей школы вопрос регионализации потребовал формировании эффективной региональной политики, выработки научно обоснованной концепции реформирования региональных систем высшего образования, а также принципов их взаимодействия в едином образовательном пространстве страны. С этой целью к1993 г. были разработаны концепция и программа развития университетов России как региональных центров образования, науки и культуры.

Суть данной концепции можно кратко сформулировать следующим образом: университетизация высшего образования; регионализация университетского образования; реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных комплексов; развитие интегративных социокультурных функций университета.

Законодательной базой для взаимоотношений федерального центра с регионами послужили Конституция РФ (1993 г.), Федеративный договор, включающий Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий   между центральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации, а также Закон «Об образовании» 1992 года. Законом «Об образовании» впервые предусматривалось ввести в государственные образовательные стандарты, как федеральную, так и национально-региональные составляющие, что также требовало совместной работы центра с субъектами Федерации.

Руководство высшей школы России пыталось осмыслить само явление «регионализации» и определенными средствами управлять этой новой тенденцией на образовательном пространстве. Но формирование процесса регионализации в такой острой и непредсказуемой для всех форме, вызванной событиями политического и экономическое характера, было столь неожиданным, что, в общем-то, все действия руководителей высшей школы носили «догоняющий» характер.

С точки зрения воздействия данного процесса на функционирование системы высшего образования, регионализация – это определенная локализация регионов на социально-экономическом уровне, вызванная распадом СССР и провидимыми рыночными реформами и характеризующаяся некоторой автономизацией региональных управляющих структур и на этой  основе укреплением их связи с региональными социально-экономическими и  иными условиями, которые оказывают непосредственное влияние на функционирование высшей школы.

Относительно воздействия процесса регионализации на образовательную политику регионов авторы «Концепции современной региональной образовательной политики в РФ» подчёркивают важную тенденцию к консолидации образовательных учреждений регионов: «Данный процесс сопровождается нарастающей интеграцией образовательных учреждений, созданием разнообразных региональных академических сообществ. На территории многих субъектов РФ созданы региональные учебно-научные центры, образовательные комплексы, учебные округа и другие интегрированные структуры. Наиболее «продвинутыми» процессы дифференциации    и    интеграции    в    развитии    региональных    систем образовании, как правило, оказываются именно там, где их возглавляют университеты»[4].

Однако нарастали и негативные тенденции, связанные с процессом регионализации. Во-первых, наметилась тенденция абсолютизации автономности региональных систем образования, их дистанцирование oт единой общероссийской системы образования. Во-вторых, незавершенность разработки и принятия федеральной программы развития образования породили несогласованность в методологии формирования региональных программ развития высшей школы, многие из которых не встроены в конструкцию общероссийской системы образования. В-третьих, отсутствие  прозрачности вертикали управления образованием в стране не восполнено содержанием договоров и соглашений о взаимодействии, разграничении предметов ведения и полномочий в сфере образования, заключённых между федеральными и субъектными органами исполнительной власти и управления. Многие из подобных документов носят декларативный характер, не отражают, к примеру, механизмы многоканального финансирования образовательных учреждений, региональных систем образования[5].

В результате регионализации и других негативных процессов, имевших место в системе высшего образования России, как считает E.В.Олесюк, проводимая в 90-е годы «… вузовская реформа породила стремление подогнать нашу нынешнюю школу под западные образцы, максимально приблизить наши университеты к формам, свойственным университетам США, и немало преуспела в этом. Единственное, в чём не удаётся сравниться и что принципиально различает их, – уровень финансирования, позволяющий американцам   не   заботиться   о   воспроизводстве   собственных   научно-педагогических кадров, приглашать на свои кафедры лучших профессоров со всего света»[5].

С данной точкой зрения совпадает высказанное ректором МГУ Садовничим В.А. на IV съезде Российского союза ректоров, который проходил 28-29 марта 1998г.в Москве, мнение: «Теоретически здесь как будто вес прозрачно. Основной замысел состоит в  том, что переход вузов в ведение регионов, очевидно, повысит их академический статус, придает дополнительный вес и, одновременно, разгрузит федеральный бюджет… и т.д. и т.п. Ну, а что в реальности мы имеем сегодня? Во-первых, обвальное падение финансирования регионализируемых вузов. При фактическом расширении круга обязанностей региональных органов власти эти обязанности почти повсеместно оказываются неподкреплёнными соответствующим обеспечением расходных статей региональных бюджетов, в которых вообще отсутствует статья «наука»[6].

Изучая регионализацию как один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие высшего образования, можно выделить следующие главные признаки – компоненты этого процесса в течение 90-х гг.:

1) Сужение   ареала   формирования   контингента   студентов  до проживающих в  конкретном регионе. Так, по мнению ряда ученых в социально-экономическом отношении Россия пространственно дифференцирована больше всего не по политико-административным регионам, этническим ареалам и природным районам, а именно по зонам транспортной доступности[7].

2) В условиях централизованного финансирования (недофинансирования) высшего образования, основным стимулом для создания и укрепления связей вузов с регионами стал острейший дефицит федеральных финансовых ресурсов. В условиях кризиса, государственные вузы были вынуждены активизировать усилия по оказанию научных, образовательных и консультационных услуг на коммерческой основе на региональном уровне.

2) формирование    региональных      программ     развития  высшего образования,   ориентированных   на   потребности   данного   региона.   Эти программы составляются на уровне плановой деятельности региональной администрации и представляют из себя ту часть регионализации, которая создается целенаправленно;

3)              формирование сети образовательных учреждений регионального уровня, нацеленных, в первую  очередь, на решение задач местного масштаба. Этот компонент регионализации появляется как следствие осуществления указанных   выше   признаков,   а   также   стихийным   образом   -  за   счёт инициативы других региональных субъектов.

Данные процессы являлись характерными для большинства субъектов, что может быть продемонстрировано на материалах исследований по отдельным регионам РФ и данными статистики.

В целом в современных документах образовательной политики, вовлеченность в региональное развитие не сформулирована как требование со стороны федерального правительства к вузам. Однако внедрение новых  механизмов финансирования будет означать для региональной системы высшего образования значительное повышения роли социокультурной ситуации в регионе.  Можно ожидать, что в ближайшие годы, в контексте административной реформы Российской Федерации направленной на повышение роли субъектов федерации и муниципальных образований, произойдет финансовая регионализация  системы высшего образования.

Если обобщить основные направления развития государственной политики в области высшего образования, то просматриваются следующие тенденции, которые, по-видимому, и лягут в основу дальнейшего развития высшего образования в регионах России.

На сегодняшний день, по нашему мнению для системы высшего образования в каждом регионе принципиально важным становится участие ведущих университетов в Национальном проекте «Образование». В рамках Национального проекта «Образование» государство, по сути, определит сферы приоритетной поддержки и ведущие вузы страны, на которые и будет возложена задача по развитию фундаментальной науки и инновационных проектов. Именно университет и университетский комплекс, получивший статус «ведущего» станет тем механизмом, который обеспечит интеграцию региональной системы высшего образования в общероссийское и европейское образовательное пространство.

В то же время остальным вузам, включенным в систему образования региона, предстоит пересмотреть приоритетные направления развития в связи с потребностями региона. Ориентация прежде всего на региональный уровень продиктована сложившейся структурой набора, перспективами укрепления ориентации на образовательные стратегии населения в связи с ЕГЭ и новыми механизмами подушевного финансирования.

На уровне администраций регионов необходимо продолжение работы с вузами по сформировавшимся в 1990-е гг. направлениям и разработка собственных программ развития высшего образования, обеспечивающих достижение основных целей модернизации высшего образования и  учитывающих специфику региона.

Таким образом, в современных условиях успешность развития региональной системы высшего образования напрямую зависит от сонаправленности ее развития определившейся государственной политике, социокультурным потребностям региона, образовательным стратегиям населения и общемировым тенденциям в сфере высшего образования.


Библиографический список
  1. Алпатов В.М. 150 языков и политика. – М.,1996. – С.151.
  2. Кинелев В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какай ей быть? // Высшее образование в России. -1993. – № 4.- С.4.
  3. Регионология – №1- С.5.
  4. Олесюк, Е.В. К вопросу становления и развития университетского образования в России//Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №2.- С.85
  5. Садовничий, В.А.Отечественная  высшая школа и российская государственность // Университетская книга. – 1998. – №6 – С.13.
  6. Родоман Б.Б. Пространственная поляризация и переориентация // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. / Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: Дело, 1998.-  С. 179-180.
  7. Статистический сборник “Регионы России: социально-экономические показатели”. Госкомстат России. М. 2003. – С. 93.
  8. Закон РФ «О национально-культурной автономии» №74-ФЗ от 17.07.1996


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Idiatullin A.V.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация