КОГНИТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Еникеева Дина Наилевна
Московский педагогический государственный университет
магистрант второго года обучения

Аннотация
Данная статья посвящена изучению когнитивных предикторов психологического благополучия личности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что психологическое благополучие связано с уровнем развития эмоционального интеллекта и рефлексии. При этом критическое мышление очевидным образом не связано с психологическим благополучием личности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Еникеева Д.Н. Когнитивные составляющие психологического благополучия личности // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/03/103157 (дата обращения: 01.05.2025).

Психологическое благополучие является ключевым фактором, определяющим продуктивность жизнедеятельности, и оказывает значительное влияние на различные аспекты психического состояния индивида, включая успешность его поведения и эффективность выполняемой деятельности. Психологическое благополучие складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. В частности, важными когнитивными составляющими психологического благополучия являются рефлексия, эмоциональный интеллект и критическое мышление.

Проблема исследования заключается в недостаточной изученности когнитивных механизмов психологического благополучия личности. Несмотря на значительное количество исследований в области психологии благополучия, остается неясным, какие именно когнитивные процессы способствуют формированию устойчивого чувства удовлетворенности жизнью, осмысленности существования и эмоциональной стабильности.

Желание быть благополучным и жить, получая от жизни удовольствием и пользу, для многих людей является ведущим мотиватором жизненной активности. Субъективное ощущение благополучие необходимо для того, чтобы жизнь человека проявлялась во всей своей полноте, вероятно, в связи с этим вопросы достижения благополучия и его сохранения занимают большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [1].

По мнению Р.М. Шамионова, субъективное ощущение благополучия имеет отношение к эмоциональной сфере человека, в частности, к ее оценочной функции, посредством которой он формирует отношение к себе и к своей жизни, к социальным отношениям. Благополучие связано с интериоризацией общественных представлений о критериях благополучия внутреннего и внешнего и выражается в переживании человеком ощущения счастья [2].

Признаком психологического благополучия является позитивное отношение субъекта к себе, миру, окружающим. Помимо этого, оно подразумевает принятие самого себя и оптимистическую перспективу, отсутствие желания контролировать других людей, но сформированность личностной характеристики самоконтроля, которая позволяет субъекту эффективно регулировать свои аффекты и поведение [3]. К. Риф составила перечень составляющих психологического благополучия, в который вошли принятие себя, благополучные межличностные отношения, независимость, контроль над окружением, наличие жизненной цели, стремление к постоянному саморазвитию [4]. Психологическое благополучие личности тесно связано с развитием эмоционального интеллекта и способности к рефлексии.

Эмоциональный интеллект трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и к управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек обладает такими возможностями, как распознавание и идентифицирование эмоций, понимание причин, вызвавших данную эмоцию, и следствий, к которым она приведёт. Личности с высоким уровнем эмоционального интеллекта легче преодолевают возникающие перед ними трудности, стрессогенные ситуации и межличностные конфликты благодаря своим способностям к аффективному самоконтролю и эмпатическому восприятию чувств других. Эмоциональный интеллект является важным фактором поддержания психологического благополучия, способствуя созданию позитивной внутренней среды и гармонии в отношениях с окружающими [5].

Рефлексия — это процесс осмысления собственного опыта, мыслей и чувств. Она играет важную роль в личностном развитии и самопознании. Благодаря рефлексии личность приобретает способность критически оценивать свою жизнь, вносить необходимые изменения и поддерживать определенный уровень психологического комфорта [6]. Но есть также сведения о том, что чрезмерное «самокопание» может ухудшать эмоциональное состояние и самоотношение человека [7].

Критическое мышление, которое также называют рефлексивным, — это способность объективно анализировать информацию, делать выводы на основе фактов и логики, а также осознавать возможные предвзятости и ограничения в собственном мышлении. Критическое мышление позволяет человеку мыслить независимо, избегать манипуляций и принимать ответственность за свои убеждения и поступки [8].

Цель данного исследования – анализ взаимосвязи психологического благополучия с когнитивной сферой личности. Выборку исследования составили 52 обследуемых женского пола и 10 обследуемых мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет.

Методики исследования: шкала психологического благополучия К. Рифф; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д.В. Люсина; тест критического мышления» Л. Старки. Метод математической статистики – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

По результатам исследования психологического благополучия (рис. 1) было выявлено, что большая часть обследуемых имеет высокий или средний уровень, опыт положительных, доверительных взаимоотношений, обладает чувством самосовершенствования и саморазвития с течением времени, а также имеет позитивную оценку себя и своих многообразных качеств.

Рисунок 1. Соотношение испытуемых с различным уровнем психологического благополучия

Они способны самостоятельно, принимать решения и оценивать самих себя, обладают умеренным чувством уверенности в своих способностях влиять на жизненные обстоятельства и использовать их, способны ощущать осмысленность и целенаправленность своей жизни, имеют в целом положительную оценку себя, а также способны воспринимать новый жизненный опыт.

Рисунок 2. Результаты исследования типа рефлексии

От 60 до 71% обследуемых набрали средние баллы по шкалам «системная рефлексия», «интроспекция» и «квазирефлексия», из чего можно сделать вывод, что большинство обследуемых обладает умеренно выраженной способностью к самодистанцированию и анализу себя «со стороны», умеренной сосредоточенностью на своих переживаниях и умеренно выраженной тенденцией к отрыву от актуальной жизненной обстановки (рис. 2).

Около 64% испытуемых набрали по интегральной шкале Общего показателя эмоционального интеллекта 23 и более баллов, которые можно интерпретировать как высокий результат. Остальные 36% обследованных имеют средние результаты по рассматриваемому показателю. Иными словами, большая часть обследуемых обладает высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (рис. 3).

ВЭИ – внутренний эмоциональный интеллект, МЭИ – межличностный эмоциональный интеллект

Рисунок 3. Результаты исследования эмоционального интеллекта

По шкале межличностного эмоционального интеллекта около 67% испытуемых набрали высокие баллы, и 33% – средние. Иную ситуацию можно наблюдать при анализе результатов по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта: только 48% обследованных набрали по данной шкале баллы, превышающие средние, а результат 52% испытуемых укладывается в границы средних значений. Таким образом, развитие межличностного эмоционального интеллекта в среднем по выборке выше, чем развитие внутриличностного эмоционального интеллекта.

Около 89% от общего числа испытуемых, показали
средний результат по тесту критического мышления, и только 11% обследованных – высокий результат.

Далее показатели психологического благополучия были скоррелированы с предполагаемыми предикторами. По итогам проведения корреляционного анализа было выявлено, что уровень психологического благополучия имеет значимую прямую взаимосвязь с уровнем системной рефлексии (rs=0,282 при р<0,05) и значимую обратную взаимосвязь с уровнем интроспекции (rs=-0,665 при р<0,01).

Общий уровень психологического благополучия человека положительно связан с уровнем развития его общего эмоционального интеллекта (rs=0,480 при р<0,01), а также межличностного (rs=0,432 при р<0,01) и внутриличностного (rs=0,379 при р<0,01). Прежде всего, такая связь касается степени развития способности к пониманию эмоциональных состояний: чужих (rs=0,454 при р<0,01) и своих собственных (rs=0,635 при р<0,01). В процессе анализа корреляции между показателями психологического благополучия и критическим мышлением не было выявлено статистически значимых взаимосвязей, следовательно, можно предположить, что уровень психологического благополучия человека не связан с развитием его критического мышления.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что психологическое благополучие как наличие близких отношений, автономность, осмысленность жизни свойственны лицам со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта, а также с низким уровнем сосредоточенности на собственных переживаниях в форме «самокопания». И напротив, склонность к негативной оценке себя и своей жизни, недооценка своих возможностей и неудовлетворённость актуальными жизненными обстоятельствами свойственны лицам с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, а также со склонностью к чрезмерной сосредоточенности на своём внутреннем состоянии.


Библиографический список
  1. Пахоль Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психологический журнал. 2017. № 1. С. 80-104.
  2. Фомина О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 6. С. 53.
  3. Берзин Б.Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 4 (180). С. 74-81.
  4. Скорынин А.А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 87-93.
  5. Бердникова И.А. Взаимосвязь внутриличностного эмоционального интеллекта и компонентов психологического благополучия студентов // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Красноярск,
    2022. С. 54-58.
  6. Карпов А.В., Воронова Т.А. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, №. 3-2. С. 104-110.
  7. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №4. С. 22-29.
  8. Степанова А.В. Критическое мышление как основа профессионального самоопределения личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 1А. С. 123-128.


Все статьи автора «Еникеева Дина Наилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: