Психологическое благополучие является ключевым фактором, определяющим продуктивность жизнедеятельности, и оказывает значительное влияние на различные аспекты психического состояния индивида, включая успешность его поведения и эффективность выполняемой деятельности. Психологическое благополучие складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. В частности, важными когнитивными составляющими психологического благополучия являются рефлексия, эмоциональный интеллект и критическое мышление.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности когнитивных механизмов психологического благополучия личности. Несмотря на значительное количество исследований в области психологии благополучия, остается неясным, какие именно когнитивные процессы способствуют формированию устойчивого чувства удовлетворенности жизнью, осмысленности существования и эмоциональной стабильности.
Желание быть благополучным и жить, получая от жизни удовольствием и пользу, для многих людей является ведущим мотиватором жизненной активности. Субъективное ощущение благополучие необходимо для того, чтобы жизнь человека проявлялась во всей своей полноте, вероятно, в связи с этим вопросы достижения благополучия и его сохранения занимают большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [1].
По мнению Р.М. Шамионова, субъективное ощущение благополучия имеет отношение к эмоциональной сфере человека, в частности, к ее оценочной функции, посредством которой он формирует отношение к себе и к своей жизни, к социальным отношениям. Благополучие связано с интериоризацией общественных представлений о критериях благополучия внутреннего и внешнего и выражается в переживании человеком ощущения счастья [2].
Признаком психологического благополучия является позитивное отношение субъекта к себе, миру, окружающим. Помимо этого, оно подразумевает принятие самого себя и оптимистическую перспективу, отсутствие желания контролировать других людей, но сформированность личностной характеристики самоконтроля, которая позволяет субъекту эффективно регулировать свои аффекты и поведение [3]. К. Риф составила перечень составляющих психологического благополучия, в который вошли принятие себя, благополучные межличностные отношения, независимость, контроль над окружением, наличие жизненной цели, стремление к постоянному саморазвитию [4]. Психологическое благополучие личности тесно связано с развитием эмоционального интеллекта и способности к рефлексии.
Эмоциональный интеллект трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и к управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек обладает такими возможностями, как распознавание и идентифицирование эмоций, понимание причин, вызвавших данную эмоцию, и следствий, к которым она приведёт. Личности с высоким уровнем эмоционального интеллекта легче преодолевают возникающие перед ними трудности, стрессогенные ситуации и межличностные конфликты благодаря своим способностям к аффективному самоконтролю и эмпатическому восприятию чувств других. Эмоциональный интеллект является важным фактором поддержания психологического благополучия, способствуя созданию позитивной внутренней среды и гармонии в отношениях с окружающими [5].
Рефлексия — это процесс осмысления собственного опыта, мыслей и чувств. Она играет важную роль в личностном развитии и самопознании. Благодаря рефлексии личность приобретает способность критически оценивать свою жизнь, вносить необходимые изменения и поддерживать определенный уровень психологического комфорта [6]. Но есть также сведения о том, что чрезмерное «самокопание» может ухудшать эмоциональное состояние и самоотношение человека [7].
Критическое мышление, которое также называют рефлексивным, — это способность объективно анализировать информацию, делать выводы на основе фактов и логики, а также осознавать возможные предвзятости и ограничения в собственном мышлении. Критическое мышление позволяет человеку мыслить независимо, избегать манипуляций и принимать ответственность за свои убеждения и поступки [8].
Цель данного исследования – анализ взаимосвязи психологического благополучия с когнитивной сферой личности. Выборку исследования составили 52 обследуемых женского пола и 10 обследуемых мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет.
Методики исследования: шкала психологического благополучия К. Рифф; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д.В. Люсина; тест критического мышления» Л. Старки. Метод математической статистики – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
По результатам исследования психологического благополучия (рис. 1) было выявлено, что большая часть обследуемых имеет высокий или средний уровень, опыт положительных, доверительных взаимоотношений, обладает чувством самосовершенствования и саморазвития с течением времени, а также имеет позитивную оценку себя и своих многообразных качеств.
Рисунок 1. Соотношение испытуемых с различным уровнем психологического благополучия
Они способны самостоятельно, принимать решения и оценивать самих себя, обладают умеренным чувством уверенности в своих способностях влиять на жизненные обстоятельства и использовать их, способны ощущать осмысленность и целенаправленность своей жизни, имеют в целом положительную оценку себя, а также способны воспринимать новый жизненный опыт.
Рисунок 2. Результаты исследования типа рефлексии
От 60 до 71% обследуемых набрали средние баллы по шкалам «системная рефлексия», «интроспекция» и «квазирефлексия», из чего можно сделать вывод, что большинство обследуемых обладает умеренно выраженной способностью к самодистанцированию и анализу себя «со стороны», умеренной сосредоточенностью на своих переживаниях и умеренно выраженной тенденцией к отрыву от актуальной жизненной обстановки (рис. 2).
Около 64% испытуемых набрали по интегральной шкале Общего показателя эмоционального интеллекта 23 и более баллов, которые можно интерпретировать как высокий результат. Остальные 36% обследованных имеют средние результаты по рассматриваемому показателю. Иными словами, большая часть обследуемых обладает высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (рис. 3).
ВЭИ – внутренний эмоциональный интеллект, МЭИ – межличностный эмоциональный интеллект
Рисунок 3. Результаты исследования эмоционального интеллекта
По шкале межличностного эмоционального интеллекта около 67% испытуемых набрали высокие баллы, и 33% – средние. Иную ситуацию можно наблюдать при анализе результатов по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта: только 48% обследованных набрали по данной шкале баллы, превышающие средние, а результат 52% испытуемых укладывается в границы средних значений. Таким образом, развитие межличностного эмоционального интеллекта в среднем по выборке выше, чем развитие внутриличностного эмоционального интеллекта.
Около 89% от общего числа испытуемых, показали
средний результат по тесту критического мышления, и только 11% обследованных – высокий результат.
Далее показатели психологического благополучия были скоррелированы с предполагаемыми предикторами. По итогам проведения корреляционного анализа было выявлено, что уровень психологического благополучия имеет значимую прямую взаимосвязь с уровнем системной рефлексии (rs=0,282 при р<0,05) и значимую обратную взаимосвязь с уровнем интроспекции (rs=-0,665 при р<0,01).
Общий уровень психологического благополучия человека положительно связан с уровнем развития его общего эмоционального интеллекта (rs=0,480 при р<0,01), а также межличностного (rs=0,432 при р<0,01) и внутриличностного (rs=0,379 при р<0,01). Прежде всего, такая связь касается степени развития способности к пониманию эмоциональных состояний: чужих (rs=0,454 при р<0,01) и своих собственных (rs=0,635 при р<0,01). В процессе анализа корреляции между показателями психологического благополучия и критическим мышлением не было выявлено статистически значимых взаимосвязей, следовательно, можно предположить, что уровень психологического благополучия человека не связан с развитием его критического мышления.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что психологическое благополучие как наличие близких отношений, автономность, осмысленность жизни свойственны лицам со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта, а также с низким уровнем сосредоточенности на собственных переживаниях в форме «самокопания». И напротив, склонность к негативной оценке себя и своей жизни, недооценка своих возможностей и неудовлетворённость актуальными жизненными обстоятельствами свойственны лицам с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, а также со склонностью к чрезмерной сосредоточенности на своём внутреннем состоянии.
Библиографический список
-
Пахоль Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психологический журнал. 2017. № 1. С. 80-104.
-
Фомина О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 6. С. 53.
-
Берзин Б.Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 4 (180). С. 74-81.
-
Скорынин А.А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 87-93.
-
Бердникова И.А. Взаимосвязь внутриличностного эмоционального интеллекта и компонентов психологического благополучия студентов // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Красноярск,
2022. С. 54-58. -
Карпов А.В., Воронова Т.А. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, №. 3-2. С. 104-110.
-
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №4. С. 22-29.
-
Степанова А.В. Критическое мышление как основа профессионального самоопределения личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 1А. С. 123-128.