СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ» БАКАЛАВРАМ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»: ОТ БИЗНЕС-ПОДХОДА К ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЮ

Пятилетова Людмила Владимировна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат философских наук, доцент кафедры "УСЭС, ФиИ"

Аннотация
Статья посвящена специфике преподавания специального курса «Человек и его потребности» бакалаврам направления подготовки "Туризм". В статье обосновывается необходимость смещения фокуса внимания в формировании компетенций у будущих профессионалов туриндустрии с распространённого (отражающего особенности индустриального общества) бизнес-подхода к развитию у слушателей курса дизайн-мышления, ценностью, целью и мерилом (в том числе финансового успеха) которого в постиндустриальном обществе становится человек в контексте его потребностей, мотивов и желаний.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В. Специфика преподавания специального курса «Человек и его потребности» бакалаврам направления подготовки «Туризм»: от бизнес-подхода к дизайн-мышлению // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/02/103048 (дата обращения: 21.04.2025).

В качестве метацели изучаемого бакалаврами направления подготовки «Туризм» специального курса «Человек и его потребности» выступает формирование дизайн-мышления с присущим ему смещением фокуса внимания с прибыли на человека (клиента/туриста). – Ранее в туриндустрии акцент делался на бизнес-подходе, акцентирующем внимание на экономической выгоде и инструментах её увеличения (экспансия на новые рынки продаж, улучшение количественных показателей продаж, пиар-технологии с целью формирования «продающего» имиджа, повышение эффективности бизнес-процессов и т.д. ), следовательно, на таких компонентах туристской системы, как географическая и производственная структуры [1, 2]; в социальной структуре потребитель туристской индустрии был преимущественно редуцирован к экономическому субъекту. Этот подход сохранился, успех его особенно заметен в туриндустрии, отражающей фактуру индустриального общества (так, например, (пере)насыщенный предметами материальной культуры г. Санкт-Петербург как туристическая дестинация-монополист может перманентно сохранять устойчивый поток туристов с максимизацией прибыли [3, 4, 5]).

Дизайн-мышление [6, 7] преимущественно востребовано в обществе постиндустриального типа («обществе переживаний»), а также трансформирующихся обществах (с нарождающейся стратой туристов), где туризм – одна из ведущих индустрий, а также в контексте повышенной конкуренции [8], где клиент становится базовой ценностью (ключевым ресурсом, «последней надеждой») и точкой отсчёта в инициировании бизнес-процессов.

Подчёркивая центральное положение человека, дизайн-мышление реструктурирует туристскую систему, делая аттрактором субъекта туризма – человека со всем многообразием его туристических потребностей мотивов [9]. Человек становится «мерилом всего», поскольку географическая и производственная структуры туристской системы, подчиняясь социальной, транскрибируются посредством человека как субъекта туризма в качественный, востребованный на рынке туристских услуг продукт: так, территория превращается в дестинацию, товары и услуги – в «точки контакта» («сегодня, когда рынки заполнены похожими товарами и услугами, акцент все больше смещается в сторону качества обслуживания и эмоционального состояния клиента» [1, с 29]).

Многообразие и количество компонентов туристкой системы делает процесс производства востребованного туристического продукта одним из самых сложных и высокотехнологичных (в первую очередь, речь идёт об использовании на практике технологий (методов и приёмов) социально-гуманитарного знания). Неудовлетворённость туриста всего лишь одним элементом на любом этапе потребления турпродукта переносится на весь продукт в целом, накладывая отпечаток на весь его потребительский опыт и полностью детерминируя его поведение как потенциального клиента [10]: туристский опыт определяет «удовлетворённость, лояльность, приверженность, то есть отношение посетителя как потребителя к туристской дестинации или компании (бренду) [1, с. 27]).

Таким образом, турбизнес в современном обществе, оставаясь бизнесом, ориентированным на прибыль, своим главным активом полагает ценность человека и понимание его специфики, проектируя создание и производство турпродукта сквозь призму субъекта туризма – человека во всём многообразии его потребностей, желаний и мотивов. – Залог финансового успеха индустрии постиндустриального общества сегодня заключается в эффективности использования принципов и методов дизайн-мышления.


Библиографический список
  1. Александрова А. Ю. Новейшие представления о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма, 2014. № 1. С. 24 – 38.
  2. Черевичко Т. В. Туризм как система: методология исследования // Концепт, 2015. № 7. С. 6 – 10.
  3. Шнайдер О. В. К актуальным вопросам специфики бизнес-анализа // Региональная и отраслевая экономика, 2023. № 6. С. 383 – 376.
  4. Балашов А. И. Оценка перспектив развития туристической дестинации Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование, 2016. №5. С.75 – 80.
  5. Гвичия Н. М. Два города – миллион впечатлений: #ПетербургМосква // Железнодорожная конференция 07.04.2022. URL: https://railwayforum.ru/events/pro-tourism-2022/ (дата обращения: 09.01.2025).
  6. Браун Т. Дизайн-мышление.  От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. М., 2012. 252 с.
  7. Стрельникова В. Э. Дизайн-мышление как современный метод проектирования // Бизнес и дизайн ревю, 2019. № 4 (16). С. 13.
  8. Сьюэлл К., Браун П. Клиенты на всю жизнь. М., 2024. 288 с.
  9. Воронкова Л.П. Антропология туризма: зеркало для «человека путешествующего» // Научное обозрение. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2013. № 1 – 2. С. 143 – 150.
  10. Старцева С. В. Удовлетворенность клиента. Над чем ещё нужно работать, а где клиент доволен качеством? URL: https://railwayforum.ru/events/pro-tourism-2022/ (дата обращения: 09.01.2025).
  11. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 1463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-43-03-02-turizm-1463/  (дата обращения 12. 01. 2025).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: