ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Рожков Евгений Викторович

Аннотация
Рассмотренные позиции по управлению собственности, как на государственном уровне, так и на муниципальном показывают, что имеются свои особенности. Имеются некоторые моменты в управлении, которые являются идентичными, но в то же самое время, имеются и расхождения, которые в первые очередь основываются на исполнение нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рожков Е.В. Государственная и муниципальная собственность // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/08/102470 (дата обращения: 31.05.2025).

Выделение сотен миллионов рублей из бюджета на торжество [17], это лишь одно из совпадений в политики управления и государственной собственности и на местном уровне. Основными элементами управления собственностью являются критерии управления собственностью [18]. Создание единой информационной платформы позволит повысить качество сведений об объектах недвижимости [19].

Построение механизма управления и внедрение информационных систем позволят решить такие управленческие задачи: сокращению рисков по возможному выбытию управленческой системы; формирование гибкой управленческой системы; готовность к модернизации с учётом потенциала цифровых технологий [16].

Проблема заключается в разных подходах по управлению государственной и муниципальной собственностью.

Объект исследования – государственная и муниципальная собственность.

Предмет исследования – процессы управления собственностью.

Цель исследования – в современных экономических процессах связанных с собственностью выделить специфику работы с государственной и муниципальной как в отдельности, так и вместе.

Задача исследования – провести анализ различия в управлении государственной и муниципальной собственности.

Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматриваются современные подходы в сходстве и различие управления государственной и муниципальной собственностью.

Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости доступа муниципалитета к государственной собственности и наоборот.

Вопросы, связанные с имуществом изучались такими российскими учёными как: Андреева А.В., Белокопытова Е.Н., Маклакова Е.Д., Маслов Б.Г.,Пригода Л.В., Разорвин И.В., Рогачёва А.А., Чистякова А.В., Федорова М.Ю. и зарубежными учёными: BallesteroF., NamT. и другими.

Основная часть

Государственный сектор в нашей стране формировался не эволюционным путём, а в процессе преобразования административно-командной экономики в рыночную [10].Управление федеральной собственностью возлагается на уполномоченные органы государственной власти [23]. Органы власти, осуществляющие функции учредителя, определяют цели деятельности своих учреждений [6].

Сейчас всё больше развиваются гражданские правоотношения в условиях формирующейся многоукладной рыночной экономики, реформы гражданского законодательства и требуется особый подход к решению имеющихся проблем по соотношению частной и публичной собственности [21].

Государственная и муниципальная собственность – система отношений по поводу присвоения благ [4]. В состав государственной собственности, находящейся не на территории нашей страны, могут входить: акции, ценные бумаги, доли и паи в уставных капиталах [7].Современный этап развития системы управления госсобственностью характеризуется активным применением различных технологий и инноваций [12].

Государственная собственность в нашей стране имеет два номинальных субъекта, это само государство и субъект Российской Федерации.

В табл. 1 показаны организации России по формам собственности в 2023 году.

Таблица 1. Распределение организаций по формам собственности в России в 2023 год*

Наименование

собственности

Количество

организаций

В %% к количеству организаций в 2022 году

Федеральная

 

640

95,7

Субъектов

409

92,5

Муниципальная

1678

98,1

* – составлено по данным: [14].

Как видно из данных таблицы 1, самое большое количество организаций в нашей стране (по форме собственности), находятся в собственности, муниципальных образований (1678 штук в 2023 году). Это характеризуется большим количеством обязанностей и предоставлению услуг населению.

Муниципальная собственность может, как составная часть, входить в различные смешанные формы собственности (рис. 1).

Собственность

Частная

Общественная

Индивидуапьная

Кооперативная

Корпоративная

Государственная

Обществ-х

организаций

Муниципальная

                           Федеральная   Субъектов

                                                    Федерации

                            Смешанные формы собственности

Рис. 1. Формы собственности.

Место и роль муниципальной собственности в жизни общества определяется тем, что форма собственности образует основу местного хозяйства.

Кроме того, на уровне муниципалитета имеются проблемы по выявлению бесхозных участков земли [22]. Более усовершенствованный способ управления муниципальной собственностью будет основываться на использовании цифровых технологий (цифровой платформы). В процессе цифровизации, одним из важных элементов остаётся получение обратной связи[9].

Кроме того, необходимо отметить, что рассмотрению государственной собственности в политико-правовом аспекте не всегда уделяется требуемого и должного внимания [15]. Государство выступает в роли особенного субъекта права собственности, сопряжённого с рядом проблем, и в первую очередь правового характера [13].

Также, необходимо учитывать, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закреплённое за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ,  казну республики в составе РФ, казну региона, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), автономной области и автономного округа [25].

Тенденции развития

Разрешение проблем в области обеспечения эффективного процесса управления госсобственностью на уровне субъекта Российской Федерации должно сопровождаться разработкой и реализацией проектов, программ и указаний по повышению эффективности управления имуществом на определённой территории [3].

Необходимо обратить внимание на то, что альтернативные формы государственной собственности могут функционировать по-разному в различных институциональных условиях. А чтобы понять основополагающую роль государства в принятии рисков инновационной деятельности, связанных с современным капитализмом, важно признать «коллективный» характер инноваций [24].

А эффективное использование земельных ресурсов Российской Федерации в части организации и проведения торгов по продаже земельных участков является важнейшим источником пополнения бюджетов всех уровней [1].

Но, сегодня, по-прежнему нет единого мнения относительно успешности совмещения государством роли собственника и регулятора в компаниях с госучастием, которое в значительной степени зависит от институционального дизайна национальных экономик [2].

Процесс управления государственной собственностью требует больших усилий, что обусловливает необходимость реформирования и поиска новых подходов к управлению, главная цель которых – увеличение скорости реакции на меняющиеся рыночные и социально-экономические условия среды [11].

Более подробно рассмотрим основные различия между государственной и муниципальной формами собственности, по представленным основаниям:

1.  По субъектам: субъектом права государственной собственности является народ нашей страны и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности – население муниципального образования;

2. По объектам: объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности – любое имущество кроме того, что может находиться в государственной собственности;

3. По основаниям приобретения и прекращения права собственности: некоторые основания приобретения права государственной  собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (национализация или международный договор);

4. По содержанию: едва ли можно провести различия в содержании права владения и права пользования соответственно государственной и муниципальной собственностью.

Также, необходимо отметить, что повышение уровня охраны муниципальной собственности можно будет продуктивно обеспечивать рациональное пользование муниципальной собственностью [5].

В правовой системе нашей страны существует две основных классификации собственности: деление на формы и на виды. Формы собственности являются важным правовым явлением, а господствующая форма (государственная), составляет основу всей экономической системы страны [8].

Вывод

Рассмотренные позиции по управлению собственности, как на государственном уровне, так и на муниципальном показывают, что имеются свои особенности. Имеются некоторые моменты в управлении, которые являются идентичными, но в то же самое время, имеются и расхождения, которые в первые очередь основываются на исполнение нормативно-правовой базы.

Конфликт интересов

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.


Библиографический список
  1. Акулова А.А. Анализ эффективности торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводимых на территории Белгородской области / А.А. Акулова, Т.Г. Калачук // Вектор ГеоНаук. – 2021. – Т. 4. – № 1. – С. 43-49.
  2. Анкудинов А.Б. Структура собственности и рыночная стоимость: эмпирический анализ российских публичных компаний / А.Б. Анкудинов, Б.С. Батаева // Управленец. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 35-45.
  3. Антоновская Е.А. К вопросу об эффективности управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации / Е.А. Антоновская, Н.Н. Егорова, С.В. Петрова // Экономические науки. Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – С. 16-20.
  4. Берикова Н.Б. Управление и распоряжение государственной собственностью региона (на примере республики Калмыкия) / Н.Б. Берикова, А.В. Бяткиев // Экономика и управление: проблемы и решения. – 2019. – Т. 6. – № 1. – С. 46-52.
  5. Великдань М.М. Административно-правовая охрана муниципальной собственности / М.М. Великдань, С.В. Куракин, С.Г. Перегудов //Эпомен. – 2021. – № 51. – С. 128-134.
  6. Гаврилов Ф.А. Виды и структура государственной собственности в Российской Федерации / Ф.А. Гаврилов, М.А. Ситников // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2023. – № 2(33). – С. 20-23.
  7. Григорьева О.Г. Манипулирование юридическими гарантиями неприкосновенности собственности в «недружественных» западных стран / О.Г. Григорьева // Правовая культура. – 2023. – № 1(52). – С. 64-72.
  8. Дудченко А.В. Трансформация форм собственности / А.В. Дудченко, Д.Д. Васильева // Сфера услуг: инновации и качество. – 2021. – № 54. – С. 116-123.
  9. Зотов В.Б. Анализ программ цифровизации в городе Москве / В.Б. Зотов, К.О. Терехова, М.Н. Царапов // Муниципальная академия. – 2020. – № 4. – С. 8-17.
  10. Кононкова Н.П. Новая структура и функции государственного сектора России перед лицом глобальных вызовов / Н.П. Кононкова, Д.А. Михайленко // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 99. – С. 144-160.
  11. Корниенко Е.В. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью / Е.В. Корниенко, В.В. Лысенко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2020. – № 2. – С. 3-8.
  12. Леонова Т.В. Цифровая трансформация системы управления государственной собственностью: актуальные технологии / Т.В. Леонова, П.С. Щербаченко // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 5. – Т. 3. – С. 66-71.
  13. Мартиросян Т.Э. Современные проблемы правового регулирования права государственной собственности в Российской Федерации / Т.Э. Мартиросян // Проблемы экономики и юридической политики. – 2021. – Т. 17. – № 5. – С. 169-174.
  14. Мартынов А.А. Право государственной собственности на недвижимое имущество / А.А. Мартынов // Аграрное и земельное право. – 2023. – № 11(227). – С. 185-187.
  15. Павлюк А.В. Государственная собственность как политико-правовая проблема современной России / А.В. Павлюк, Т.Э. Мартиросян // Пробелы а российском законодательстве. – 2021. – Т. 14. – № 1. – С. 49-57.
  16. Родькина А.В. Особенности формирования механизма управления промышленным предприятием в условиях глобализации и цифровизации / А.В. Родькина // Управление и цифровизация: национальное и региональное измерение. II национальная научно-практическая конференция с международным участием. Брянск. БГУ имени академика И.Г. Петровского. – 2022. – С. 176-180.
  17. Рожков Е.В. Лифты и лифтовое хозяйство / Е.В. Рожков // Академическая публицистика. – 2022. – № 12-2. – С. 308-310.
  18. Рожков Е.В. Механизм управления муниципальной собственностью / Е.В. Рожков // Электронный экономический вестник Татарстана. – 2024. – № 1. – С.109-117.
  19. Рожков Е.В. Эффективность от цифровизации муниципального имущества (на примере Перми) / Е.В. Рожков // Муниципальная академия. – 2021. – № 1. – С. 183-189.
  20. Российский статистический ежегодник. 2023. Стат. сб./ Росстат – М., 2023. – 701 с. [Электронный ресурс]. – http:  / w.w.w. permstat.gks.ru (дата обращения: 04.05.2024).
  21. Саламов А.А. Правовое регулирование отдельных оснований и способов принудительного прекращения права собственности / А.А. Саламов // Корпоративный юрист: магистерская научная школа. I Международная научно-практическая конференция. Владикавказ. СКГМИ. – 2020. – С. 279-283.
  22. Селиванов В.В. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот невостребованных земельных долей / В.В. Селиванов // Современные проблемы землеустройства, кадастров, природообустройства и повышения безопасности труда в АПК. V Всероссийская (национальная) конференция, посвящённая 85-летию со дня рождения д-ра экон. наук, профессора Ю.А. Лютых. КГАУ. Красноярск. 24 мая 2023 года. – С. 207-211.
  23. Сергеев А.Л. Организация и функционирование системы управления федеральной собственностью / А.Л. Сергеев, И.Р. Шагапов // Международный журнал гуманитарных естественных наук. – 2023. – № 1-3(76). – С. 90-93.
  24. Серова А.А. Роль государства в развитии технологических инноваций: перспективы интеграции двух теорий / А.А. Серова // Вестник Пермского университета. Политология. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 130-136.
  25. Сычева Е.А. Собственность как экономическая категория в законодательстве Российской Федерации / Е.А. Сычева // Проблемы экономики и юридической практики. – 2020. – Т. XVI. – № 1. – С. 56-60.


Все статьи автора «Рожков Евгений Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: