РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Масликова Лина Алексеевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Сибирский Институт Управления-Филиал студент

Аннотация
Статья посвящена анализу роли бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. В статье рассматриваются основные функции бюджетной системы, ее инструменты и механизмы, а также влияние на ключевые показатели экономической безопасности. Авторы анализируют современные вызовы и перспективы развития бюджетной системы в условиях глобальной неопределенности.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Масликова Л.А. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности (на примере Российской Федерации) // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102078 (дата обращения: 30.05.2025).

Научные руководитель:
Димитриева Елена Николаевна
Кандидат экономических наук, Доцент кафедры экономической теории и экономической политик
Сибирский Институт Управления-Филиал РАНХиГС

Экономическая безопасность является одним из ключевых элементов национальной безопасности, определяющим устойчивое развитие страны. В этой связи, бюджетная система играет важную роль, предоставляя государству инструменты для поддержания стабильности и экономического роста.

Согласно статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [1] от 31.07.1998 N 145-ФЗ, под бюджетной системой Российской Федерации (далее – РФ) следует понимать «основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджет является формой, обеспечивающей финансовую составляющую задач и функций государства и местного самоуправления. Он играет важную роль в системе экономических отношений, являясь основным институтом, обеспечивающим экономическое развитие государства. Логично это связывать с тем, что бюджет – это главенствующее звено в финансовой системе. Доходы бюджета РФ целесообразно изучать как гармоничную систему поступления финансовых средств в распоряжение государственной власти для реализации ее функций. В этой концепции бюджет обязан базироваться на конкретных принципах, действующих в экономике государства, а также, благодаря своей структуре, образовывать единую связь с системой государственного управления. В первую очередь, бюджетная система является инструментом финансового обеспечения государственных функций, необходимых для обеспечения экономической безопасности. К ним относятся:

- защита национальных интересов: выделение средств на оборону, безопасность, правоохранительную деятельность;

- развитие инфраструктуры: инвестиции в транспорт, энергетику, связь, создание условий для повышения производительности труда и конкурентоспособности;

- поддержка приоритетных отраслей: стимулирование научных исследований, внедрение инноваций, развитие высокотехнологичных производств;

- социальная защита: создание условий для повышения качества жизни, поддержка определённых групп населения.

Кроме того, бюджетная система используется для регулирования экономики в следующих её аспектах:

- антициклическая политика: увеличение государственных расходов в периоды спада и сокращение их в периоды подъема для стабилизации экономической активности;

- стимулирование инвестиций: налоговые льготы, субсидии, гранты, направленные на поддержку инвестиционной деятельности;

- финансовая поддержка: предоставление кредитов, гарантий, страхования для отдельных предприятий и отраслей.

Важно отметить, что эффективность бюджетной системы напрямую влияет на экономическую безопасность страны.  Она является одним из самых действенных инструментов обеспечения экономической безопасности. Её рациональное использование, прозрачность и эффективность – ключевые факторы для устойчивого развития страны. Обеспечение бюджетной безопасности государства – это сложный процесс, зависящий от множества внешних и внутренних факторов. В зависимости от конкретных задач и периодов, государство должно гибко реагировать на эти факторы, используя стратегический и тактический подход к управлению бюджетом. Современные исследователи выделяют ключевые внутренние и внешние угрозы бюджетной безопасности России. В контексте национальных экономических интересов Россия стремится не допустить нарастание оборотов инфляции, обширность последствий кризисных явлений.

Таким образом, обеспечение бюджетной безопасности направлено на улучшение жизни российского народа и создание эффективно функционирующей экономики в условиях глобализации.

Значение бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности РФ достаточно велико, так как позволяет эффективно использовать государственные ресурсы во всех сферах жизнедеятельности. Рациональное использование своих финансовых ресурсов, с направлением их на наиболее приоритетные задачи, будь то развитие инфраструктуры, поддержка ключевых отраслей экономики или социальные программы, доказывает это. Благодаря сбалансированной бюджетной политике, государство может снизить риски финансовых кризисов, обеспечить стабильность валютного курса и контролировать инфляцию. Бюджетная система также является инструментом для реализации экономических и социальных приоритетов государства. Она позволяет финансировать ключевые программы в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, науки и инноваций, создавая условия для устойчивого экономического развития.

Анализируя вышесказанное, мною был сделан вывод о том, что устойчивость и эффективность бюджетной системы являются залогом успешного экономического развития и укрепления финансовой безопасности Российской Федерации.

В рамках комплексной системы национальной безопасности, бюджетная безопасность является неотъемлемым элементом финансовой безопасности, требующим государственного регулирования. Несмотря на сформированную правовую базу, обеспечивающую функционирование бюджетной безопасности Российской Федерации, её дальнейшее совершенствование является необходимым условием для эффективного функционирования системы.  Развитие правовой основы обеспечения бюджетной безопасности должно осуществляться в соответствии с внутригосударственной стратегией бюджетной безопасности, опираясь на комплексный правовой и финансово-экономический мониторинг.

Для эффективного управления бюджетной безопасностью целесообразно выделить два основных фактора, обусловленных финансовой безопасностью: организационно-правовые и финансово-экономические. Первая группа факторов включает в себя действующую правовую базу, охватывающую всю полноту бюджетной сферы, уровень профессионализма и тщательность разработки бюджета, а также степень детализации и точности бюджета при формировании. Последний фактор должен быть обоснован бюджетными показателя предыдущих лет и итогов бюджетной политики государства.  В свою очередь приоритетность определённой бюджетной классификации должно соответствовать целям и задачам национальным интересам РФ.

Финансово-экономические факторы бюджетной безопасности включают размер бюджета, определяющегося величиной бюджетных ресурсов, доступных для реализации государственных функций, степень сбалансированности бюджета с учётом соотношения доходов и расходов бюджета, отсутствие дефицита или его размер и особенности. Масштабы бюджетного финансирования будут определяться объёмом бюджетных средств, направляемых на финансирование различных сфер деятельности. Наличие или отсутствие бюджетных резервов, которые могут быть использованы для преодоления непредвиденных финансовых трудностей, на мой взгляд, будут наиболее влияющим фактором в определении финансовой линии в связи с экономическим сектором РФ.

Для более комплексного анализа и эффективного управления рисками в финансовой сфере необходимо расширить существующую концепцию обеспечения национальной безопасности в финансовой сфере, включив в нее анализ более широкого круга явлений и факторов, которые могут представлять потенциальные угрозы. Пробелы правового регулирования, относительно бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности, можно раскрыть в следующих аспектах:

1. Недостаточная интеграция бюджетной политики с национальной стратегией экономической безопасности.

Проблема заключается в отсутствии чёткой связи между стратегическими целями экономической безопасности и конкретными бюджетными решениями. На данный момент существует слишком мало конкретных бюджетных механизмов для достижения целей в сфере экономической безопасности.

2. Несовершенство механизмов бюджетного контроля и прозрачности.

Усиление контрольных функций Счётной палаты, включая повышение ее независимости и расширение полномочий, внедрение информационных систем, обеспечивающих открытый доступ к бюджетной информации для общественности позволят осознавать ответственность конкретных органов и должностных лиц за действенные меры по улучшению взаимосвязи и поддержки экономики государства.

3. Недостаточное участие общественности в процессе формирования и контроля бюджета.

Низкий уровень информированности граждан о бюджетном процессе и отсутствие механизмов участия общественности в контроле за использованием бюджетных средств делают процесс финансирования менее доверительным у населения. В связи с этим целесообразной представляется разработка механизмов участия граждан в бюджетном процессе, включая открытые публичные слушания и онлайн-платформы для обсуждения бюджетных решений.

Устранение выявленных пробелов позволит значительно укрепить роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности страны.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст.  6 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.05.2024).
  2. М.А. Хамурадов, И.А. Хасанов Региональный бюджет: источники формирования и эффективность исполнения// Экономика и бизнес: теория и практика 2022. – № 87. – С. 155. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-byudzhet-istochniki-formirovaniya-i-effektivnost-ispolneniya/viewer (дата обращения: 28.05.2024)
  3. Алёхин, С. И. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности / С. И. Алёхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70365/ (дата обращения: 28.05.2024).


Все статьи автора «Масликова Лина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: