ИСТОРИЯ МЕЧЕТИ СЕЙИТ ДЖЕМАЛЕДДИН

Атагаррыев Агабай Егенович
Институт истории АН Туркменистана
старший научный сотрудник

Аннотация
В статье исследуются историческое значение и архитектурные остатки древнего города Анау в Туркменистане. В ней рассказывается о строительстве мечети в 15 веке, ее разрушении во время ашхабадского землетрясения 1948 года и легендах, связанных с двумя резными изображениями драконов. Кроме того, в ней обсуждается роль города как остановки на Великом Шелковом пути и его значение в культурном наследии Туркменистана.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Атагаррыев А.Е. История мечети Сейит Джемаледдин // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/03/101665 (дата обращения: 29.04.2024).

В книге уважаемого Аркадага (Туркменистан сердце Великого шелкового пути) имеются такие строки, на западе от Абиверда лежал еще целый ряд селений и городов. Последним пунктом остановки караванов, двигавшихся из Абиверда в сторону Нисы, был Анау. В средневековом городище Анау лежат развалины одной удивительной мечети, которую в середине XV века построили наши предки. Это известно благодаря надписи, которая есть на ее фасаде. К сожалению, во время ашхабадского землетрясения 1948 года мечеть разрушилась, но остались фотографии, которые позволяют нам представить, какой она была когда-то. Осталась и легенда, раскрывающая нам тайну изображения двух драконов над аркой главного входа. Мечеть эта была построена предпочитаемой в народе могилой Сейит Джемалетдина – духовного лица, о котором не сохранилось нeкаких сведении, кроме того, что его сын был здешним эмиром – наместником султана Абул Касыма Бабура. Жители Анау издавна рассказывают такую легенду, объясняющую появление изображения драконов на стене мечети. “Давным-давно здесь была мощная крепость и город, правителем которого была женщина Джамал (по другой версии мужчина Сейит Джамал), мудрая и справедливая. У склона крепостной стены, там, где ныне стоит мечеть, росло дерево, на котором был подвешен колокол, и каждый путник, испытывающий в чем-либо нужду, мог потрясти дерево. На звон колокола выходили люди царицы и оказывали просящему всемерную помощь. Однажды жители города были встревожены трезвоном небывалой силы. Сбежались к дереву и увидели, что его сотрясает огромный дракон – аждарха. Он ревел, извивался, но не причинял подошедшим никакого вреда. Было ясно, что животное чего-то просит, но никто не мог понять, чего именно. Подошла и царица Джамал. Дракон указывал то в сторону гор, то на стоящих в толпе двух плотников – с топором и пилой. Тогда царица приказала обоим следовать за аждарха. Не без страха направились они вслед за чудовищем, которое поспешно удалялось к горам. Все дальше в ущелье двигался аждарха, все неприступнее становились суровые скалы Копетдага, и вот увидели плотники другого дракона, жену аждарха, которая хрипела в предсмертной агонии. Оказалось, что она целиком проглотила горного козла, рога которого воткнулись ей в глотку, и, не в силах ни выплюнуть его, ни проглотить, она умирала от удушья. Отважные люди вошли в ее огромную пасть. Один перепилил рога, второй надрубил козлиную тушу. Аждарха выплюнула ее и глубоко вдохнула струю свежего воздуха. Тогда первый дракон повел плотников в большую пещеру, полную несметных сокровищ, и знаками предложил взять, сколько им было угодно. Набрав сокровищ, довольные мастера возвратились домой к радости сограждан, встревоженных их судьбой. На следующий день жители были разбужены громкими звуками колокола. Выйдя вместе с царицей за стены, они увидели двух аждарха, принесших массу золота и сокровищ. Сложив их у ног царицы Джамал, они быстро удалились в горы. Однако царица не взяла эти дары в казну. Она приказала истратить их на строительство великолепной мечети, а на портале ее поместить изображения двух аждарха”. Вот караваны, которые несколько дней гостили на древней родине белой пшеницы, теперь держат курс на запад. Торговцы и раньше слышали удивительные разговоры о том, что пользующаяся огромной славой уникальная крепость Ниса является родиной редких и высококачественных товаров [1, 174-179].

Территория Туркменистана не так богата памятниками архитектуры времени правления Тимура, как например прекрасными постройками времен сельджукидов и хоремзмшахов. И это не удивительно, ведь эмир главное внимание уделял застройки и благоустройству городов Мавереннахра и в первую очередь столице империи Самарканду.

Городище Анау лежит в 18 км. от Ашгабада. Силуэт мечети возвышавшейся на южной стороне холма былой крепости. С проведением железной дороги, любопытные туристы и репортеры, приезжавшие со специальной целью ознакомления. Появившиеся в газетных заметках и дорожных путеводителях упоминания неточных описаний мечети, которая характерна для исламского стиля.

Началом изучения памятника считается посещение в 1896г. профессора В.А. Жуковского. Этим ученным были расшифрованы некоторые надписи на памятнике, в частности прочитаны имена упомянутых в них исторических лиц. Была также снята серия фотографий, хранящихся в АН СССР. Однако, кроме краткой заметки, в Отчетах Археологической Комиссии за 1896 г. никакой специальной расширенной публикации, об этих работах не последовало.


Реконструкция мечети по Г.А. Пугаченкова.

Перед ЮТАКЭ в 1947 г. была поставлена задача всестороннего изучения этого выдающегося памятника, которое, с одной стороны, дало бы исходный материал для реставрации, и с другой – послужило бы основой для составления историко-архитектурной монография позволившей определить его роль и место в истории архитектуры Южного Туркменистана, и Хорасана в целом [4. 9].

Работа отряда возглавлялась Г.А. Пугаченкова настоящего исследования. в составе отряда были архитекторы Е.С. Александрова и В . Б. Дмитровский археолог О. В. Обельченко общую консультацию осуществлял проф. М. Е. Массон. Полевые археолого-архитектурные работы протекали с 28 сентября по 20 ноября 1947 года. Процесс полевых работ было составлено детальное описание памятника его материалов, конструкций, принципов планировки архитектурной композиции, декора. Произведены уточненные археолого-архитектурные обмеры здания (план 1-го этажа, фасад, три разреза) с показанием деформаций и разрушений памятника, а также схематические архитектурные обмеры планов верхних этажей и боковых фасадов. Выполнены чертежи и зарисовки всех основных конструктивных деталей Сделано археологическое вскрытие у мечети и внутри ее, с закладкой трех шурфов: вдоль восточного устоя портала, до угла сопряжения его крыла со стеной восточной постройки вдоль фундаментов этой стены к северу от сохранившегося участка В различных частях здания были взяты образцы кирпичей и растворов, переданных на анализ заведующей лаборp[8pаторией строительных материалов САНИИРИ Н. С. Гражданкиной. Данные этих анализов уже опубликованы в изданиях ЮТАКЭ.

Обмерных архитектурных чертежей, чертежей археологических толщ и вскрытых подземных конструкций, сводных записей и археологических описей. Материал этот, переданный в управление по делам архитектуры, частично хранящийся в научном архиве ЮТАКЭ и дополненный данными предыдущих обследований памятника, в том числе привлечением старинных фото из фотототеки ЛОИИМК АН СССР и фототеки Музея истории Уз. ССР Он был значительно расширен автором в процессе камеральных работ, когда, в частности, были составлены чертежи реконструкций первоначального вида памятника. Итоги исследования вкратце уже изложены в некоторых публикациях.

Здание мечети Анау было воздвигнуто на мощной толще культурного слоя, слагавшегося в протяжение многих веков. Углубление котлованов для устоев портала, на глубину более 4,50м, видимо убедило строителей невозможности дойти до настоящего материка, располагавшегося почти на 10м. ниже уровня города XV столетия. Выбор места для мечети был, очевидно, продиктован условиями тесной городской застройки. Предположение о возведении ее при уже существовавшей на этом месте могиле шейха Джемаледдина. Строитель чрезвычайно рационально разрешил задачу расположения мечети. Он избежал огромных, трудоемких земляных работ, которые потребовались бы в том случае, если бы была осуществлена планировка всей строительной площади под горизонтальную поверхность. Поставив главное здание мечети на внешнем крутом обрезе городища, он создал для него как бы два уровня. Внешний соответствовал нижней отметке ската, внутренний, представлявший собою пол мечети, лежал вровень двором. Наполовину обнаженную при этом по трем фасадам часть фундаментов он обстроил особым цокольным этажом подсобных помещений, мечеть представляет квадратный зал пролетом 10,50м. внутреннее пространство, которого ограничивают четыре подпружных арки. Щипцовые стены их расчленены на три яруса. В центре южной стены находится михраб. В обе стороны располагались две узких стенных ниши, с выходами на внешнюю террасу. В западной и восточной стене ниши, также с выходами на террасу. По второму ярусу во всех трех стенах расположено по две таких же ниши-лоджии, а в третьем на главных осях - по одной.

С северной стороны мечеть открыта во двор обширной аркой, которая подчеркнута монументальной аркой. К нему с восточной и западной стороны примыкает два крыла, выраженных по фасаду трёхъярусными нишами-лоджиями. За ними в первом этаже располагается по худжре, каждая из которых имеет выходы во двор, на террасу и к лестницам устроенным в толще угловых кладок главного объема мечети. Доступ к двум другим таким же лестницам в противоположных углах возможен был лишь с террасы. Лестницы ведут ко второму этажу ниш интерьера, а также дают доступ на крышу террасы, и отсюда—в лоджии второго яруса боковых крыльев фасада. Далее по ним можно подняться к обходной галерее, и нишам третьего яруса мечети, и выше—на крышу ее. Третий ярус боковых крыльев имел чисто декоративный характер: в западном крыле проникнуть в лоджию можно было бы лишь с помощью приставной лестницы, поставленной на крышу западной пристройки. Возведенная из кирпича хорошего обжига, мечеть была шедро украшена керамической мозаикой и изразцами.

Стилистически мечеть Анау близка к харасанской группе построек группе построек XV вв., вместе с тем в ней имеются ряд оригинальных черт, что выделяет ее из всех других мечетей. По своему характеру это комплексное здание, соединяет в себе функции мечети, медресе, и видимо ханаки. Мастер очень искусно справился с задачей сочетания разнородных, но связанных общим идейным замыслом больших и малых, парадных и скромных помещений в единое гармоничное целое. В своем композиционным решением северный фасад мечети Анау более всего сближается с двумя тимуридскими постройками Герата, медресе при усыпальницы Абдаллаха Ансари в Безымянным мавзолеем в южной части города [5. 422].

Мечеть была построена во времена царствования султана великого Абу Касим Бабура Бахадур хана в 1446-1457 гг. Область Нисы, куда входил и населенный пункт Анау, в средние века служила ареной бурных исторических событий. Обладание этими землями оспаривали сменявшие друг друга малые и крупные государственные образования. В 651 году эти территории были присоединены к Арабскому Халифату, затем область входила в состав владений Тахиридов, позже Саффаридов, потом Саманидов, затем Газнсвидов, Сельджукидов, Хорезмшахов. По сообщениям средневековых источников, где-то на границах области Нисы, не исключено, что в районе городища Анау, в 1221 году произошла стычка между небольшим отрядом сына Хорезмшаха Мухаммеда Джелаледдина Манкбурны с в два раза превышающими по численности силами монголов. Именно этот бой, завершившийся разгромом монголов, впервые развеял миф о непобедимости монгольской армии. Вслед за монгольскими завоеваниями область Нисы включается в состав государства Хула- гуидов, а после его распада в 30-х годах XIV века входит во владения самостоятельного местного туркменского правителя Аргун-шаха и его преемников – сыновей Мухаммедбека и Алибека. С 1382 года Хорасан находится в составе огромной державы самаркандского эмира Тимура, после смерти, которого в 1405 году между его преемниками – тимуридами начинаются раздоры за обладание землями распадавшейся империи. Младший сын Тимура Шахрух переносит столицу из Самарканда в Герат. Позже он назначает своего сына Улугбека наместником Самарканда, который после смерти отца становится правителем всей страны. В то время права на владения Хорасаном выдвигает сын Байсункара Абул-Касим Бабур, при правлении которого и была сооружена мечеть Джамал ад-Дина. Борьба за владение Хорасаном между Абул Касим Бабуром и Улугбеком, а также его сыном Абдаллятифом велась с переменным успехом. Междоусобица в окружении Улугбека привела к его убийству, что послужило прекращению притязаний на Хорасан со стороны Маве- раннахра.

Однако, в самом Хорасане междоусобные войны продолжались. Абул Касим Бабуру некоторое время удавалось держать власть в своих руках, но после его смерти в 1457 году наступает время неслыханных смут. Об этом красноречиво сообщает в своей хронике современник этих событий Абд ар-Раззак Самарканди: «В стране Хорасан было несколько падишахов. обладавших властью и враждебных друг другу. 

По предположению исследователей, именно такая нестабильность политической ситуации не дала возможности завершить строительство мечети в Лпау. Одна из сохранившихся па ней надписей связывает строительство этого здания с неким Мухаммедом. По предположению Г.А. Пугаченковой, это мог быть Мухаммед Худайдот видный эмир двух тимуридских султанов Абул Касим Бабура, а затем Хусейна Байкары [2.83].

Уникальный памятник мечеть Сейит Джемалетдина XV века, к сожалению разрушенный землетрясением 1948 года, в настоящее время является местом проведения садака.

Город Анау в Туркменистане избран культурной столицей тюркского мира 2024 года. Решение было принято единогласно по итогам 39-го заседания постоянного совета министров культуры стран – членов ТЮРКСОЙ. Это решение дает возможность туркменским ученым более углубленному изучению истории Анау.


Библиографический список
  1. Berdimuhamedow Gurbanguly. Türkmenistan – Beýik Ýüpek ýolunyň ýüregi. I kitap – Aşgabat, 2017. Sah.174-179.
  2. Mämmedow M. Seýit Jemaleddin binagärlik toplumy. A., 2011 Sah.83
  3. Aтагаррыев Е. Бывший ансамбль мечети в Анау. Памятники архитектуры Туркменистана. Л, 1974. Стр.252-253
  4. Пугаченкова Г.А. Мечеть Анау. А. 1959 стр.9
  5. Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. М.,1959г. стр.422


Все статьи автора «author»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация