ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Акимова Марина Алексеевна
Новосибирский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Мы провели анализ высших психических функций и процессов в шести сериях с использованием методики, разработанной В. А. Киселевой. Нами было выявлено, что у таких детей имеются нарушения в таких сериях, как «состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики», «состояние просодической стороны речи», «состояние звукопроизношения», «состояние фонематического слуха», «состояние лексико-грамматического строя речи», «состояние связной речи».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Акимова М.А. Исследование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/02/101610 (дата обращения: 03.05.2024).

В современном обществе проблемы связанные с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста становятся актуальными с каждым годом. Речь играет ключевую роль в развитии ребенка, и нарушения в этой сфере могут оказать негативное влияние не только на процесс обучения, но и на социальную адаптацию. Одним из наиболее распространенных видов речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста является стертая дизартрия. Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен О. А. Токаревой, по мнению которой, дети с данным нарушением речи, большинство звуков произносят правильно, но в спонтанной речи многие звуки могут отсутствовать, так как в этот момент нет сознательного регулирования [1].

Зарубежный учёный Б. Ж. Монделаерс определяет стёртую дизартрию как «речевая или артикуляционная диспраксия развития» (Developmental apraxia of speech – DAS). DAS – нарушение контроля за речевыми движениями [2].

В нашей стране чаще всего опираются на определение Л.В. Лопатиной. Это речевое нарушение представляет собой речевую патологию, связанную с нарушениями фонетической и просодической стороны речи, которое возникло вследствие микроорганического поражения головного мозга [3].

Целью нашего исследования является: выявление особенностей произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Объект исследования: произносительная сторона речи.

Предмет: произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Гипотеза: дети старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией имеют нарушения: общей, тонкой, артикуляционной моторики; фонематического слуха; просодической стороны речи; звукопроизношения; лексико-грамматического строя речи; связной речи.

Исследование проводилось на базе: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Колосок», р. п. Краснообск. В исследовании участвовало 22 ребенка старшего дошкольного возраста с заключением «общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития», стертая форма дизартрии. Данные о логопедическом заключении подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией.

Наша исследовательская работа включала два этапа. В начале мы провели анализ развития ребенка, опираясь на информацию, предоставленную родителями, а также использовали данные из медицинских карт. У детей младшего дошкольного возраста с диагностированной стертой формой дизартрии мы обнаружили различные осложнения, связанные с перинатальным, натальным и постнатальным периодами, а также небольшие нарушения в начальном психомоторном и речевом развитии. Особенно высокий процент осложнений наблюдается в перинатальном периоде.

На следующем этапе исследования мы провели анализ высших психических функций и процессов в шести сериях с использованием методики, разработанной В. А. Киселевой [4].

Рассмотрим результаты диагностического исследования (Рисунок 1). Для удобства интерпретации данных мы выделили 3 уровня: низкий (1-2,4 балла), средний (2,5-3,4 балла), высокий (3,5-4 балла). На представленной ниже диаграмме мы видим средние значения по каждой серии проб.

Рисунок 1. Средние значения по каждой серии проб

Начнем с описания результатов с низкими значениями, которые на диаграмме выделены красным цветом.

В первой серии, оценивающей “состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики”, дети с диагностированной стертой формой дизартрии имеют низкий уровень (2,37 балла). Они испытывают трудности в статической координации движений, имеют рассогласованность движений в динамической координации. Нами было также выявлено, что задания на статическую координацию дети выполняли хуже это значит, что у таким детям сложнее удержать позу, нежели переключаться на другие движения.

У старших дошкольников со стертой формой дизартрии также наблюдается низкий уровень в серии “состояние просодической стороны речи” (2,4 балла). В этой группе детей выявлены дыхательные нарушения, такие как неправильный тип дыхания и короткий речевой выдох, длительностью до 5 секунд. Также некоторые из них имеют нарушения в темповой организации речи, наблюдается смазанность и назализованный оттенок в речи.

Низкие показатели «состояние звукопроизношения» 2,4 что свидетельствует о нарушение 2 звуков (2 группы звуков) по типу замен, либо могут быть нарушены 3-4 звука (3-4 группы звуков) по типу искажений и замен. В основном нарушены следующие звуки: [Ш], [Ж], [Л], [Р].

Средние показатели наблюдаются в сериях, выделенных желтым цветом на диаграмме. Например, в серии, оценивающей “состояние фонематического слуха”, дети получили средний показатель (2,7 балла). У них выявлена неспособность к восприятию и воспроизведению ритмов: простые ритмы дети могли воспроизвести правильно после 3-4 предъявления, сложные ритмы дети воспроизводили либо с многочисленными ошибками, либо не воспроизводили вовсе. Кроме того, многие из них испытывают затруднения правильной передачей интонации. Часть детей совершают ошибки в заданиях, связанных с различением слов, сходных по звуковому составу, но имеющих разный ритмический узор. Однако самым сложным оказалось задание, требующее повторения слов и предложений с оппозиционными звуками.

В серии, оценивающей “состояние лексико-грамматического строя речи”, также выявлен средний уровень (2,9 балла). Дети с диагностированной стертой формой дизартрии имеют достаточный словарный запас, соответствующий их возрасту, и владеют обобщающими понятиями. Однако они испытывают трудности с некоторыми аспектами, такими как называние времен года, суток и дней недели, а также допускают ошибки в образовании прилагательных и в понимании обратных конструкций.

Также средние показатели наблюдаются в серии “состояние связной речи”. Дети могут передать основной смысл при описании картинки, но иногда отсутствуют отдельные смысловые элементы, требующие уточнения логопеда.

На основании этих данных, мы можем выделить 3 группы, детей с разной степенью выраженности стертой дизартрии, не считая группы «без нарушений». Обратимся к Рисунку 2.

Рисунок 2. Группы детей с разной степенью выраженности стертой дизартрией

Из диаграммы видно, что со стертой формой дизартрии со средней степенью нарушений высших психических функций и процессов 9 детей. Шесть детей со стертой формой дизартрии с минимальной степенью нарушений. Также шесть детей с выраженной степенью нарушений высших психических функций и процессов. И всего один ребенок попал в группу: «без нарушений» по набранным баллам, у этого ребенка были незначительные трудности в таких заданиях: на тонкую моторику (отмечалась «зеркальность» в повторении движений), ребенок также не смог воспроизвести интонацию; в задании на добавление звука в слове, допускал ошибки; у ребенка нарушены 2 звука по типу искажений; требуется помощь логопеда в задании, где нужно составить предложения из заданных словосочетаний.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии имеют нарушения в произносительной стороне речи. Низкие уровни выявлены в сериях, оценивающих “состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики”, “состояние просодической стороны речи” и “состояние звукопроизношения”, в то время как средние уровни преобладают в следующих сериях: «состояние фонематического слуха», «состояние лексико-грамматического строя речи», «состояние связной речи». Также мы выделили 3 группы детей с разной степенью выраженностью стертой дизартрии. Со стертой формой дизартрии со средней степенью нарушений высших психических функций и процессов 9 детей. Шесть детей со стертой формой дизартрии с минимальной степенью нарушений. Также шесть детей с выраженной степенью нарушений высших психических функций и процессов. И всего один ребенок без нарушений.


Библиографический список
  1. Токарева О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1969. С.144-155.
  2. Монделаерс, Б.Ж. Исследование и коррекция вербальной диспраксии у детей // Вопросы практической фониатрии. -М.: Материалы Международного симпозиума,1997. — 193 с
  3. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. —192 с.
  4. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. М.: Школьная Пресса, 2007. — 48 с.


Все статьи автора «Акимова Марина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация