МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Маркова Елизавета Андреевна1, Шангина Ксения Александровна1
1Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, студентка

Аннотация
В данной статье рассказывается о некоторых инновационных подходах, которые могут быть применены для моделирования развивающей среды в ДОУ. Рассматриваются такие понятия как «развивающая среда» и «инновации».

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маркова Е.А., Шангина К.А. Моделирование развивающей среды в ДОУ посредством инновационных подходов // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/12/102811 (дата обращения: 30.05.2025).

Развивающая среда в детском саду играет ключевую роль в формировании личности ребёнка, его социализации и познании окружающего мира. В последние годы внимание педагогов, психологов и родителей всё больше сосредотачивается на инновационных подходах, способных помочь созданию благоприятной развивающей среды. Эти подходы направлены не только на окружающее пространство в дошкольном образовательном учреждении, но и на методы, технологии обучения, которые способны учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.

Изучение темы моделирование развивающей среды невозможно без понимания термина «развивающая среда».

Такие авторы, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев выделяют значение термина «развивающая среда», как «упорядоченное образовательное пространство, предназначенное для осуществления развивающего обучения» [1, с. 21].

Ещё одно обозначение термина «развивающая среда» давали такие авторы как В.А. Ясвина, С. И. Григорьева, Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова. Они определяли развивающую среду как «социокультурное пространство, содержащее в себе благоприятные ресурсы, стимулирующие сенсорную активность дошкольника и характеризующиеся вариативностью, непрерывностью, открытостью, интегрированностью и установкой на совместную коммуникативную деятельность субъектов образовательной деятельности» [1, с. 21].

Далее рассмотрим обозначение термина «инновация».

Вишнякова С. М. рассматривала термин «инновация» как «ведение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и учащихся, изменения в стиле мышления» [2, с. 105].

После рассмотрения данных понятий перейдём к инновационным подходам, которые могут использоваться при моделировании развивающей среды в ДОУ. Данных инновационных подходов во всём мире не пересчитать, ведь почти каждый день разные педагоги придумывают свои подходы, но к сожалению не все делятся своим опытом с другими, поэтому не все из этих подходов известны.

Рассмотрим некоторые из известных инновационных подходов для моделирования развивающей среды в ДОУ.

1. Концепция гибкой развивающей среды. Предполагает адаптацию пространства под индивидуальные потребности детей, а также их интересы. Такая среда может содержать разнообразные зоны развития детей (игровая, учебная, художественная и т. п.), а также мобильные и трансформируемые инструменты (модульная мебель, которая может менять своё назначение в зависимости от потребностей группы).

2. Использование современных технологий. Есть большое количество современных технологий, которые можно применить в детском образовательном учреждении. Например, использование интерактивных досок и планшетов позволяет организовать занятия в игровой форме, сделать процесс более увлекательным и доступным. Виртуальная реальность и дополненная реальность могут также быть интегрированы в занятия, создавая уникальные ситуации, невозможные к повторению в реальной действительности.

3. Индивидуальный подход. Учёт индивидуальных особенностей детей — это важный критерий при моделировании развивающей среды. Для успешного поддержания правильной развивающей среды важно проводить регулярные наблюдения за развитием детей, что позволит менять подходы и методы, применяемые педагогом.

Инновационные подходы к моделирования развивающей среды в ДОО открывают новые горизонты для педагогов и детей. Создание комфортного, полифункционального, привлекательного пространства для обучения, использование современных технологий, индивидуализация процесса образования способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Реализация этих подходов требует от воспитателей креативности, гибкости и готовности к изменениям, но через данные подходы дети становятся более любознательными, активными и желающими узнавать что-то новое.


Библиографический список
  1. Хамукова Б.Х., Шхахутова З.З., Бгуашева З.К. Ресурсные возможности предметно-развивающей среды в сенсорном воспитании младших дошкольников // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. №11-12. С. 20-29.
  2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.


Все статьи автора «Шангина Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: