ОБ ЭТИМОЛОГИИ ЭТНОНИМА ГУННЫ И АНТРОПОНИМОВ ГУННСКИХ ВОЖДЕЙ

Федченко Олег Дмитриевич
независимый исследователь, Брянск, Россия

Аннотация
В статье рассматривается происхождение этнонима и антропонимов гуннских вождей. Установлено, что этимология имеет свое объяснение в кельтской языковой среде, причем, не реконструируемыми лексемами, а до сих пор сохранившимися в языках словами. Европейские хунны получили свое название по болотистой местности, на которой они впервые были расселены. Антропонимы вождей имеют полную словообразовательную модель и осмысленное значение.

Ключевые слова: Аттила, гунны, Днепр, Европа, кельты


ON THE ETYMOLOGY OF THE ETHNONYM HUNS AND ANTHROPONYMS OF THE HUNNIC LEADERS

Fedchenko Oleg Dmitrievich
independent researcher, Bryansk, Russia

Abstract
The article examines the origin of the ethnonym and anthroponyms of the Hunnic leaders. It has been established that the etymology has its own explanation in the Celtic language environment, and not by reconstructed lexemes, but by words that have survived in the languages ​​to this day. The European Huns got their name from the marshy area where they were first settled. The anthroponyms of the leaders have a complete word-formation model and meaningful meaning.

Keywords: Celts, Dnieper, Europe, Huns


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федченко О.Д. Об этимологии этнонима гунны и антропонимов гуннских вождей // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/11/102800 (дата обращения: 22.04.2025).

Древний народ, спровоцировавший Великое переселение народов в Европе, продолжает хранить многие свои тайны. Историки до сих пор не смогли определиться с этническим составом, с языком гуннов, которые охватывали степные просторы Евразии. Наибольшую известность приобрела гуннская держава с центром в Паннонии под предводительством Аттилы, существовавшая в V веке.

Исследователи предполагают, что гунны были то ли тюркской общностью, то ли представляли монголо-маньчжурские народы или имели финно-угорское происхождение. Некоторый свет на общественно-политическую жизнь гуннов может пролить этимология этнонима и антропонимов гуннских вождей.

Одной из сегодняшних проблем в исследовании стала оторванность каждого случая от массы аналогичных объектов. Берется, например, один антропоним и начинается гадание на корнях, при этом, мало заботясь о словообразовательной модели изучаемого термина. При таком подходе, когда все объекты из одного ряда (например, имена династии) пытаются собрать, то они либо рассыпаются, либо получается разномастное, разноязычное «одеяло». Поэтому при изучении антропонимов гуннских правителей будем придерживаться комплексного анализа.

Отправной точкой наших рассуждений станут сведения Клавдия Птолемея, который указал на племя хуну (Хοῦνοι) между бастарнами и роксоланами [2, т. 1, с. 187]. Это расположение относится к I-II векам, учитывая, что в V веке ядром державы Аттилы стала Паннония, можно говорить о птолемеевских хуну, как об исторических гуннах. Поскольку бастарны могли входить в круг кельтоязычных племен [4], в этом же контексте стоит рассмотреть и их ближайших соседей, коими были птолемеевские хуну.

Самым известным правителем гуннов можно считать Аттилу (греч. Ἀττήλας, латин.
Attila, герман. Etzel), создавшим свою империю в середине V века. Исследователи предлагаю несколько версий происхождения имени: от тюркского названия реки Волги – Итиль/Атиль, подразумевая значение «человек с Волги» (а брат его Бледа, видимо, с реки Бледа?); от тюркского слова атли «именитый» (*attíl- < *etsíl < *es tíl) или от тюркского *āt «конь» и *atli «всадник»; готско-тюркский вариант от atta «отец» с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ila, т. е. «маленький отец; батюшка». Как видим, все варианты являются реконструкцией (в языках аналогичных слов нет), отсутствием словообразовательной модели и сомнительным значением. В рамках нашей концепции рассматриваемый антропоним может восходить к индоевропейскому корню ad- «установить, привести в порядок», давшего кельтский *ad(u)- «закон, право», который находит отражение в валлийском eddyl (*adilo-) «цель, долг, предназначение; народ, род» [5, с. 26; 6, с. 3; 9]. С другой стороны, аналогичная семантика присутствует в валлийском конструкте из утвердительного префикса ed-/ad-/at- (от кельтского ad) «указание на обладание огромной силой» и dylu (от кельтского корня dlig-) в значении «иметь право требовать, заслуживать, обладать» [5, с. 24, 101; 9]. Таким образом, значение имени можно определить, как «тот, кто устанавливает закон; правит; обладает» в превосходной степени.

Еще более прозрачную кельтскую этимологию имеет антропоним родного брата Аттилы – Бледа (греч. Βλήδα, латин. Bleda), который связан с *blVdV-, реализованном в валлийском blaidd/bleidd «герой, монстр, волк» [4, с. 68; 8]. Соответственно, можно говорить, что имя характеризует могучего человека, имеющего высокий авторитет и статус в обществе.

Первым исторически подтвержденным правителем гуннов признается Улдин (латин. Uldin/Huldin, греч. Ουλδης), дед Аттилы и Бледа. Здесь вновь предлагается тюркский уменьшительный суффикс *-in с корнем *uld или *ult (правда, без значения). Монгольская версия предполагает ряд манипуляций с глаголом öl-, от которого сохранилось слово olje «покровительство, счастье, удача», ранее звучавшее как *öl-jige > öl-dige, при этом -ge дало в хунском языке -n [7, с. 436-437]. Впрочем, при таком подходе желаемое слово можно получить практически из любой основы. Мы же остановимся на кельтском конструкте: *yalo- «хвала, поклонение» (валлийское iawl/awl «поклонение, свет, сияние; действие») [5, с. 433; 9] с персонифицированным *gdonyo- при валлийском dyn
«человек, мужчина, персона» [5, с. 156; 9], т. е. значение имени можно сформулировать, как «светоч; тот, кому поклоняются, кого хвалят; и т. п.».

По сведениям древних авторов Ульдин имел четырех сыновей – Октар, Руа, Мундзук, Оэбарс. Октар (Оптар, латин. Octarus) возглавлял гуннов до 430 года. Происхождение имени неясно, хотя и предлагается тюркско-монгольские манипуляция для реконструкции ökte-/oktä- «ободрять» – *öktem «сильный, храбрый, властный; гордый, хвастливый; гордость» – *öktä-r [7, с. 440-441]. Однако, кельтский конструкт представляет не реконструкцию, а живые, существующие поныне слова: валлийские префикс, указывающий на превосходную степень (супер-, гипер-), uwch-/uch-  и tarw (при кельтском *tarwo-) «бык; герой, доблестный лидер» [5, с. 371; 9] (вероятно, сочетание -wch- и обеспечивает чередование -p-/-k-).

Еще одним дядей по отцовской линии Аттилы был Оэбарс (латин. Oebarsius, греч. Ώηβάρσ-). Имя реконструируется как связь «молодого алтайского» bars «леопард» с тюркским oy «цвет лошадиной масти», с уточнением – «буро-серый» [7, с. 442]. Хотя, соглашаясь с двухсоставной структурой, можно выделить валлийский berth от кельтского *berxto- «справедливый, великолепный, богатый и т. п.» с усиливающим, утвердительным суффиксом a- «very» [5, с. 63-64; 9].

Успешным предводителем гуннов был Ругила (Руа, греч. Ρούγας (Rougas), Ρουας (Rouas), Ρωίλας (Roilas)). Чтобы объяснить это имя исследователям вновь приходится прибегнуть к жонглированию: греческое Р представить как гуннское *hr- от древнетюркского *her > har/ar/er «мужчина», вторую часть ουγα-/ουα связывают с древнетюркским ogä «думать мудро», получая реконструкцию *hēr ögä > *hər ögä > hrögä, а суффикс -ila имеет уже готское происхождение [7, с. 441-442]. В то же время есть более простое решение проблемы в рамках кельтской языковой группы: корень *reg-/*rig- при индоевропейском reg- дают, например, бретонский roué, корнский ruy, древнеирландский ríagol/riail/
riaghail  с общим значением «править, правитель» [5, с. 308, 311; 6, с. 854-856; 10].

Отцом Аттилы древние авторы называли Мундзука (греч. Μουνδίουχος, латин. Mundzucus, Mundiucus). Этимология антропонима остается спорной. В основу предлагается готское *Mundiweihs (mund- «защита» и weihs «битва», кроме того, что смысл значения уловить трудно, исследователи сомневаются, поскольку гунны вступили в контакт с германцами после рождения Мундзука. Фонетические трудности возникают и в тюркской версии, опирающейся на ряд munčuq, munʒuq, minʒaq, bunčuq, bonʒuq, mončuq со значением «драгоценность, сокровище; флаг». Не добавляет ясности и китайско-алтайско-гуннская модель *mwen+*tiu > munǯuq «драгоценность, флагшток» [7, с. 438-440]. Мы же пойдем по проторенной дорожке и остановимся на кельтском конструкте: первый элемент восходит к корню *moni- «защита, покровительство» при валлийском mynog «благородный, именитый, выдающийся», древне-ирландском múin “верх, вершина; защита; уважение», вторая часть представлена *duk-, от которого валлийский
dwyn, древнеирландский diu(i)c(e) (латин. dux), «вести; лидер, вождь» [5, с. 108, 276-277; 9; 10]. Здесь же отметим, что в ирландском имеется diucs «дьявол», впрочем, архаичное значение носило не отрицательный характер, а указывало на жесткого, воинственного человека. Таким образом, значение антропонима можно определить, как «благородный, уважаемый, выдающийся вождь».

Стоит остановиться и на имени легендарного вождя гуннов, предполагаемом родоначальнике династии Баламиридов – Баламбер (латин. Balaber, Balamber, Balamur, Balambyr, Balamir). Хотя ряд исследователей считают, что оригинальным является антропоним Баламбер, другие выводят его этимологию для Баламура из реконструкции монгольское bala-mut «дикий» > bala-mud > гуннское bala-mur «величайший среди отважных» [7, с. 433-435]. Следует согласиться, что имеем двухсоставный антропоним – Бала-мбер (Balamber). В таком случае, второй компонент может соответствовать безо всяких манипуляций древнеирландскому mbáire (назализация для báire) «прогресс, побеждать; лидер» [10] (можно допустить связь с древнеирландским глаголом beirid,
кельтский *ber- «везти, нести, рождать, влечь за собой», индоевропейский
bher- [5, с. 62; 6, с. 128-132]. Первый элемент может восходить к кельтскому *ballo- (при индоевропейском корне bhel- «расти, набухать»), древнеирландскому ball «член общества, символ мужского начала; знак, пятно» (также bal «в благородном смысле, процветание, хороший эффект»), валлийскому bâl «вершина» (кроме того, ball «выступ») [5, с. 53; 6, с. 120-122; 9; 10]. В таком контексте значение имени можно сформулировать как «выдающийся лидер; родоначальник (?)».

Рассмотрим и этноним гунны, который приводит Птолемей в виде Хοῦνοι. Этимология этого термина не имеет разумного объяснения: предлагаются разнообразные тюркские версии (ön, öna «расти», qun «обжора», kün, gün «народ», qun «сила» и хун «свирепый»), иранские варианты от хунара «навык», хунаравант- «умелый», Ẋyaona «враги», тохарское ku «собака» (как тотемное животное), от монгольского гидронима Ongi, переросшего в династическое имя Xiongnu. Кроме бессмысленности значения, отсутствует понимание, как этноним мог попасть в европейские хроники уже во II веке. Мы же можем говорить, что у Птолемея была определенна некая этногруппа, которая впоследствии стала определяющей для всего массива племен, расположенных к востоку и имеющих общие характерные признаки. При этом, ни в греческом, ни в латинском языках этноним не находит своего объяснения, т. е. он вошел в обиход древних авторов извне. Учитывая, что названия ближайших соседей гуннов – бастарны и роксоланы имеют кельтское происхождение [4], то в этой языковой среде, представители которой проживали вдоль границ Империи, и стоит искать начало этнонима Хοῦνοι, получившего широкое распространение, как Ούννοι и Hunni. Можно предположить, что рассматриваемое название восходит к древнеирландскому cóennae (мутация chóennae, в том числе, с произношением /ɡ(ʲ)-/) «мох», при кельтском *kou̯ino- с учетом индоевропейского корня k̂u̯ei-no- «грязь» и его деривативов с понятиями «шлам; низкое болотистое место» [6, с. 628; 7, с. 33-34]. Таким образом, вновь определена географическая особенность ареала расселения Хοῦνοι – низинная местность (Днепровская низменность), от которой и произошел демоним и затем этноним (рис. 1). Кстати, европейский центр гуннов – Паннония (иллирийс. Pannonia) восходит к индоевропейскому корню pen-/pon-i̯o- «болото, грязь» (прусс. Pannean, кельтское
*feno- «грязь, болото»,
валлийское en-wyn «пахта»,
германские формы fenna, venne,
feni и т. д. объясняют греческую и латинскую огласовки древнего этнонимы унны, фен(н)ы/фины (в Европе, в Прикаспии), топоним Фин-ляндия, сюда же и финское имя Руси – Venäjä) [5, с. 127; 6, с. 807-808].


Рис. 1. Расположение европейских хунну согласно карты Птолемея [1].

Таким образом, вы видим, что европейские гунны (по крайне мере, верхушка) еще оставались кельтоязычными, но уже чувствуется заметное влияние германцев и тех, кого впоследствии назовут славянами. Изученные антропонимы имеют завершенную словообразовательную модель, осмысленное значение и уходит корнями в кельтоязычную среду.

Можно предположить и ход исторических событий на просторах Европы: 1) сначала границы Империи стали пробовать на прочность кельтоязычные племена; 2) вскоре к ним присоединились мигранты с северо-востока (балтоязычные племена), в ходе их этногенеза «родились» германцы, тоже немало досаждавшие Империи; 3) поток мигрантов с востока продолжался и, смешиваясь с остатками кельтоязычных племен и тесня германцев, на общественно-политическую авансцену вышли гунны; 4) поглотив последних кельтоязычных представителей, под натиском восточных соседей границы Империи стали успешно штурмовать славяне. Европейские гунны стали последней ступенькой в этногенезе появления славян, если гунны еще оставались в кельтоязычной среде, то у славян стала преобладать балтская языковая основа [3].


Библиографический список
  1. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009-2010 – в 5 томах.
  2. Географический атлас Птолемея. Карта региона от Балтийского моря до Черного моря по Птолемею. 1480. URL: http://drevlit.ru/texts/atlas/atlas_1480/17_18_Baltic-Sea-to-Black-Sea.jpg
  3. Федченко О. Д. Анты, склавины – славянское начало // Современные научные исследования и инновации. – 2024. – № 1(153).
  4. Федченко О. Д. Бастарны – последние кельты Восточной Европы // Современные научные исследования и инновации. – 2023. – № 11(151).
  5. Matasović R. Etymological Dictionary of Proto-Celtic (Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series; 9), Leiden: Brill, 2009. 458 p.
  6. Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch, Bern & München, 1959. 1183 p.
  7. Pritsak O. “The Hunnic Language of the Attila Clan”. Harvard Ukrainian Studies. IV (4). Cambridge, Massachusetts: Harvard Ukrainian Research Institute, 1982. P. 428-476.
  8. Stifter D. “Old Irish etymology through the ages”, in Language & History, volume 63, 2020. p. 24-46. DOI: 10.1080/17597536.2019.1706130
  9. Thomas R. J., Bevan G. A., Donovan P. J. et al. Geiriadur Prifysgol Cymru Online. University of Wales Centre for Advanced Welsh & Celtic Studies, URL: https://www.welsh-dictionary.ac.uk/
  10. Toner G., Ní Mhaonaigh M., Arbuthnot S., Wodtko D., Theuerkauf M.-L. EDIL: Electronic Dictionary of the Irish Language. 2019. URL: https://dil.ie/


Все статьи автора «Федченко Олег Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: