ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Чехлыстова Татьяна Юрьевна1, Калмыкова Анна Юрьевна1
1МБДОУ детский сад № 28, г. Белгород, учитель – логопед

Аннотация
Данная статья посвящена формированию звукопроизносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проведенное исследование позволяет утверждать, что близкое сотрудничество воспитателей и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР способствует в быстрые сроки решать задачи по коррекции звукопроизношения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чехлыстова Т.Ю., Калмыкова А.Ю. Эффективные педагогические практики в работе учителя-логопеда ДОО по автоматизации поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/10/102727 (дата обращения: 15.01.2025).

Правильная речь – необходимое условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Полноценная устная речь характеризуется правильным ее фонетическим оформлением.

Одной из главных задач данной дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является формирование коммуникативной стороны речи и подготовка ребенка к школе, которые невозможны без правильного звукопроизношения. Нарушение звукопроизношения влечет за собой проблемы в овладении ребенком процессами чтения и письма, негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, его самооценке, формировании личностных черт, общении со сверстниками.

По мнению Л.С. Волковой этап по автоматизации звуков в речи определен в методике логопедической коррекции звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Коррекционная работа по автоматизации правильного произношения является одним из этапов работы по формированию произношения, следующая за постановкой звука. Переход от умения к автоматизированному навыку правильного звукопроизношения отличается длительностью и кропотливостью, что вызвано затормаживанием привычки ребенка к дефектному произношению и переходом к новому звуковому и двигательному стереотипов.

С анатомо – физиологической позиции этап автоматизации звука есть фиксация условно-рефлекторных речедвигательных связей с помощью речевого материала. Первое время поставленный звук непрочный, условно-рефлекторная связь без закрепления быстро разрушается.

Целью этапа автоматизации звуков является формирование навыка правильного произношения уже поставленного звука. Сначала звук закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах и в самостоятельной речи. Автоматизация вызванного звука опирается на дидактический принцип от простого к сложному.

Результаты диагностики звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) по тестовой методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи» на конец обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР показывают низкий уровень сформированности навыков самостоятельного использования в речи, поставленных звуков. Будущие первоклассники зачастую уходят в школу с поставленными в детском саду, но не автоматизированными в самостоятельной речи звуками.

Дефекты в произношении звуков у детей с ТНР остаются надолго и без применения специальных логопедических приемов не компенсируются.

Опыт учителей – логопедов показывает, что период автоматизации звуков у детей с ТНР в самостоятельной разговорной речи длительный, даже при наличии умения произносить звук правильно изолированно.

Успех и результативность коррекционной работы по автоматизации звуков авторы видят в разработке и применении специального комплекта дидактических материалов по автоматизации звуков у детей в разговорной речи. Дидактический комплект материалов позволит работать учителю – логопеду и воспитателям группы для детей с ТНР в единой системе, сотрудничестве и взаимопомощи более эффективно.

Результативность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей замечать и различать нормативное произношение звуков от дефектного, от частоты напоминаний об использовании в речи у детей с ТНР правильных звуков, поставленных учителем – логопедом. Большое значение имеет применение воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с ТНР игровых технологий по автоматизации звуков в разговорной речи во время проведения логопедического часа и после него в индивидуальной работе. Коррекционная работа воспитателей опирается на рекомендации учителя – логопеда, которые отражены в журнале взаимодействия специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Воспитателями должны использоваться различные формы поощрений и стимулирования желания детей с ТНР произносить звуки правильно.

Отметим причины, которые не способствуют достижению результатов детьми с ТНР в процессе автоматизации звуков воспитателями: недостаточный объем коррекционно – педагогических знаний у воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР; отсутствие осознания и адекватной оценки роли воспитателя группы для детей с ТНР; не сформированность умения слышать и исправлять дефектно произносимые звуки); трудности при планировании, организации и проведении занятий с детьми по заданиям учителя – логопеда вследствие содержательной работы воспитателей по всем разделам программы ДОО.

Вот почему так важна координация работы воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР учителем-логопедом.

Исходя из вышесказанного, для решения проблем автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи необходимо достичь тесного взаимодействия и разработать систему преемственности между педагогами группы компенсирующей направленности.

Учителю – логопеду важно научить воспитателей индивидуальной работе с каждым ребенком, а затем контролировать выполнение своих рекомендаций.

Авторами разработан комплект материалов по автоматизации звуков в самостоятельной речи «Помоги мне, воспитатель». В его основу входят: серия книг «Домашние тетради» по коррекции звукопроизношения (разных авторов); картотека дидактических игр для развития фонематического восприятия и слуха; картотеки с комплексами игровых заданий для развития артикуляционной моторики, упражнений для самомассажа лица, мимической гимнастики; серии предметных картинок на разные группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные, звуков раннего онтогенеза); картотека с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков; картотека игр с речью и движением на автоматизацию разных групп звуков; дидактические игрушки на развитие дыхания и развитие мелкой моторики; визуальные «помощники» для автоматизации звуков в речи (речевой профиль, индивидуальные звуки – символы для шкафчиков).

Цель комплекта «Помоги мне, воспитатель»: создание эффективной системы работы воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР по автоматизации звуков в самостоятельной речи детей с ТНР.

Рекомендации по использованию комплекта материалов «Помоги мне воспитатель» соотносятся с общепринятым алгоритмом работы по автоматизации звуков. Все материалы комплекта по автоматизации звуков размещаются в уголке «Развитие речи» в групповом помещении в непосредственной близости от глаз воспитателей.

Педагоги могут использовать в своем календарном плане упражнения для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста, у которых имеются речевые нарушения, способствуя тем самым учителю-логопеду, по развитию произносительной стороны речи. Деятельность воспитателя в помощь учителю-логопеду приобретает вид: действенной, конкретной и направленной. Отталкиваясь от заданий учителя-логопеда по индивидуальной работе, педагог имеет возможность выстроить свои учебные занятия с учетом речевых проблем всех дошкольников.

Исследования говорят о том, что главный фактор успешной автоматизации звуков – разделение обязанностей логопеда и воспитателя в коррекционной работе по звукопроизношению.

Обязанности логопеда: проводить с каждым ребенком упражнения по специальной и общей артикуляционной гимнастике; проводить индивидуальные занятия по формированию речевого дыхания (диафрагмального); подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звука;- заниматься подбором речевого материала для автоматизации звуков;  автоматизировать звук, который поставлен в слогах, словах, фразах; проводить индивидуальную работу с ребенком над формированием фонематического восприятия и слуха; давать рекомендации воспитателям.

Обязанности воспитателя: заниматься над фонематическим восприятием и слухом по заданиям логопеда; проводить с детьми общую артикуляционную гимнастику; контролировать произнесение детьми поставленного звука в течение его пребывания в дошкольном учреждении; индивидуально автоматизировать поставленный звук в стихах, чистоговорках, в пересказах и рассказах; проводить дыхательную, пальчиковую гимнастики.

При помощи созданной структуры работы по автоматизации звуков в группе детей с ТНР возникает специальное место для подгрупповых и индивидуальных коррекционных учебных занятий воспитателя во второй половине дня (по заданию учителя-логопеда), а имеющиеся дидактические материалы экономят время, которое могло бы быть затрачено на подготовку и проведение таких занятий. В результате решается вопрос нежелания воспитателя проводить занятия с дошкольниками в вечернее время.

Совместная деятельность показала, что близкое сотрудничество воспитателей и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР способствует в быстрые сроки решать задачи по коррекции звукопроизношения, помогает детям решать проблему по автоматизации звуков на ступени дошкольного возраста.


Библиографический список
  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т., Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М., 1990. – 253с.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 302с.
  3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967. – 198с.


Все статьи автора «Чехлыстова Татьяна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: