Правильная речь – необходимое условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Полноценная устная речь характеризуется правильным ее фонетическим оформлением.
Одной из главных задач данной дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является формирование коммуникативной стороны речи и подготовка ребенка к школе, которые невозможны без правильного звукопроизношения. Нарушение звукопроизношения влечет за собой проблемы в овладении ребенком процессами чтения и письма, негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, его самооценке, формировании личностных черт, общении со сверстниками.
По мнению Л.С. Волковой этап по автоматизации звуков в речи определен в методике логопедической коррекции звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Коррекционная работа по автоматизации правильного произношения является одним из этапов работы по формированию произношения, следующая за постановкой звука. Переход от умения к автоматизированному навыку правильного звукопроизношения отличается длительностью и кропотливостью, что вызвано затормаживанием привычки ребенка к дефектному произношению и переходом к новому звуковому и двигательному стереотипов.
С анатомо – физиологической позиции этап автоматизации звука есть фиксация условно-рефлекторных речедвигательных связей с помощью речевого материала. Первое время поставленный звук непрочный, условно-рефлекторная связь без закрепления быстро разрушается.
Целью этапа автоматизации звуков является формирование навыка правильного произношения уже поставленного звука. Сначала звук закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах и в самостоятельной речи. Автоматизация вызванного звука опирается на дидактический принцип от простого к сложному.
Результаты диагностики звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) по тестовой методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи» на конец обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР показывают низкий уровень сформированности навыков самостоятельного использования в речи, поставленных звуков. Будущие первоклассники зачастую уходят в школу с поставленными в детском саду, но не автоматизированными в самостоятельной речи звуками.
Дефекты в произношении звуков у детей с ТНР остаются надолго и без применения специальных логопедических приемов не компенсируются.
Опыт учителей – логопедов показывает, что период автоматизации звуков у детей с ТНР в самостоятельной разговорной речи длительный, даже при наличии умения произносить звук правильно изолированно.
Успех и результативность коррекционной работы по автоматизации звуков авторы видят в разработке и применении специального комплекта дидактических материалов по автоматизации звуков у детей в разговорной речи. Дидактический комплект материалов позволит работать учителю – логопеду и воспитателям группы для детей с ТНР в единой системе, сотрудничестве и взаимопомощи более эффективно.
Результативность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей замечать и различать нормативное произношение звуков от дефектного, от частоты напоминаний об использовании в речи у детей с ТНР правильных звуков, поставленных учителем – логопедом. Большое значение имеет применение воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с ТНР игровых технологий по автоматизации звуков в разговорной речи во время проведения логопедического часа и после него в индивидуальной работе. Коррекционная работа воспитателей опирается на рекомендации учителя – логопеда, которые отражены в журнале взаимодействия специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Воспитателями должны использоваться различные формы поощрений и стимулирования желания детей с ТНР произносить звуки правильно.
Отметим причины, которые не способствуют достижению результатов детьми с ТНР в процессе автоматизации звуков воспитателями: недостаточный объем коррекционно – педагогических знаний у воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР; отсутствие осознания и адекватной оценки роли воспитателя группы для детей с ТНР; не сформированность умения слышать и исправлять дефектно произносимые звуки); трудности при планировании, организации и проведении занятий с детьми по заданиям учителя – логопеда вследствие содержательной работы воспитателей по всем разделам программы ДОО.
Вот почему так важна координация работы воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР учителем-логопедом.
Исходя из вышесказанного, для решения проблем автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи необходимо достичь тесного взаимодействия и разработать систему преемственности между педагогами группы компенсирующей направленности.
Учителю – логопеду важно научить воспитателей индивидуальной работе с каждым ребенком, а затем контролировать выполнение своих рекомендаций.
Авторами разработан комплект материалов по автоматизации звуков в самостоятельной речи «Помоги мне, воспитатель». В его основу входят: серия книг «Домашние тетради» по коррекции звукопроизношения (разных авторов); картотека дидактических игр для развития фонематического восприятия и слуха; картотеки с комплексами игровых заданий для развития артикуляционной моторики, упражнений для самомассажа лица, мимической гимнастики; серии предметных картинок на разные группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные, звуков раннего онтогенеза); картотека с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков; картотека игр с речью и движением на автоматизацию разных групп звуков; дидактические игрушки на развитие дыхания и развитие мелкой моторики; визуальные «помощники» для автоматизации звуков в речи (речевой профиль, индивидуальные звуки – символы для шкафчиков).
Цель комплекта «Помоги мне, воспитатель»: создание эффективной системы работы воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР по автоматизации звуков в самостоятельной речи детей с ТНР.
Рекомендации по использованию комплекта материалов «Помоги мне воспитатель» соотносятся с общепринятым алгоритмом работы по автоматизации звуков. Все материалы комплекта по автоматизации звуков размещаются в уголке «Развитие речи» в групповом помещении в непосредственной близости от глаз воспитателей.
Педагоги могут использовать в своем календарном плане упражнения для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста, у которых имеются речевые нарушения, способствуя тем самым учителю-логопеду, по развитию произносительной стороны речи. Деятельность воспитателя в помощь учителю-логопеду приобретает вид: действенной, конкретной и направленной. Отталкиваясь от заданий учителя-логопеда по индивидуальной работе, педагог имеет возможность выстроить свои учебные занятия с учетом речевых проблем всех дошкольников.
Исследования говорят о том, что главный фактор успешной автоматизации звуков – разделение обязанностей логопеда и воспитателя в коррекционной работе по звукопроизношению.
Обязанности логопеда: проводить с каждым ребенком упражнения по специальной и общей артикуляционной гимнастике; проводить индивидуальные занятия по формированию речевого дыхания (диафрагмального); подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звука;- заниматься подбором речевого материала для автоматизации звуков; автоматизировать звук, который поставлен в слогах, словах, фразах; проводить индивидуальную работу с ребенком над формированием фонематического восприятия и слуха; давать рекомендации воспитателям.
Обязанности воспитателя: заниматься над фонематическим восприятием и слухом по заданиям логопеда; проводить с детьми общую артикуляционную гимнастику; контролировать произнесение детьми поставленного звука в течение его пребывания в дошкольном учреждении; индивидуально автоматизировать поставленный звук в стихах, чистоговорках, в пересказах и рассказах; проводить дыхательную, пальчиковую гимнастики.
При помощи созданной структуры работы по автоматизации звуков в группе детей с ТНР возникает специальное место для подгрупповых и индивидуальных коррекционных учебных занятий воспитателя во второй половине дня (по заданию учителя-логопеда), а имеющиеся дидактические материалы экономят время, которое могло бы быть затрачено на подготовку и проведение таких занятий. В результате решается вопрос нежелания воспитателя проводить занятия с дошкольниками в вечернее время.
Совместная деятельность показала, что близкое сотрудничество воспитателей и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР способствует в быстрые сроки решать задачи по коррекции звукопроизношения, помогает детям решать проблему по автоматизации звуков на ступени дошкольного возраста.
Библиографический список
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т., Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М., 1990. – 253с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 302с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967. – 198с.