Научный руководитель: Куликова Е.С., доцент
Опубликованная в феврале 2015 года Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года должна была обозначить основные направления и механизмы развития сельских территорий в стране. Однако вместо руководства к действию с четко определенными приоритетными мерами и их финансированием она превратилась в очередной формальный документ, состоящий из “благих пожеланий”.
Опубликованная в феврале этого года Стратегия устойчивого развития сельских территорий России до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р) должна понравиться и экспертам, и широкой общественности. Но дала ли стратегия ответы на самые актуальные для сельского населения вопросы?
Самый главный из них: хотим ли мы стабилизировать численность населения, проживающего в сельской местности, и если да, то сможем ли обеспечить сельскому населению адекватную занятость и доходы?
В настоящее время численность сельского населения России составляет 37,1 млн. человек, или 26% от общей численности населения страны. Сельское трудоспособное население составляет 21,4 млн. человек, или 57,6% от общей численности сельского населения.
За последние 15 лет численность сельского населения РФ стабилизировалась, в основном за счет миграционного прироста и некоторых позитивных тенденций в соотношении рождаемости и смертности. (См. рис. 1.) тенденции в соотношении рождаемости и смертности (см. рис. 1.).
Рис. 1. Основные демографические характеристики сельского населения России
Источник: rostat.
В сельской местности насчитывается 153,1 тыс. населенных пунктов, из которых 133,7 тыс. постоянно проживают. При этом в 73% сельских поселений проживает менее 200 человек и только в 2% всех поселений – более 2 тыс. человек. На долю сельских поселений приходится 80% от общего числа муниципальных образований. Они являются основной формой территориальной организации местного самоуправления в России [1].
В Стратегии говорится, что текущая ситуация является оптимальной и что доля сельского населения в общей численности населения России составляет 26%, но не объясняется, почему это так.
В Стратегии говорится, что текущая ситуация является оптимальной и что доля сельского населения в процентах от общей численности населения России составляет 26% – это целевой показатель на 2030 год, но не объясняется, почему это так.
В Стратегии полностью упущен вопрос расселения. Он лишь обозначен при перечислении существующих типов сельских территорий: (I) территории с сельскохозяйственной специализацией и благоприятными природными и социальными условиями; (II) территории с многофункциональной сельской экономикой, пригородным сельским хозяйством и благоприятными социальными условиями для развития села; (III) территории с неблагоприятными социальными условиями для развития села и большими площадями социально-экономической депрессии; (IV) слаборазвитые сельские территории и неблагоприятными природно-климатическими условиями. Регионы.
Авторы документа пытаются предложить в качестве оптимального решения проблемы расселения универсальный набор методов, способных переломить негативные тенденции, таких как диверсификация сельской экономики, улучшение социальной и бытовой инфраструктуры и специальная демографическая политика в депопулированных районах, но прямо не указывают, что именно.
Однако в нем нет четкого указания на то, какие регионы должны быть “освобождены”, а какие нет [3].
Например, существующие аргументы в пользу развития дальневосточных регионов за счет предоставления земли в собственность российским гражданам и украинским беженцам не нашли отражения в данной стратегии, что весьма прискорбно: За период с 2006 по 2013 год население дальневосточных регионов увеличилось на 153%, а обрабатываемая площадь – на 80% [4]. Сегодня территория Дальневосточного федерального округа, занимающая 36% территории страны, на которой проживает 5% населения, имеет наименьшую численность населения. Диверсификация сельской экономики в Дальневосточном федеральном округе могла бы значительно выиграть от предоставления земли для всех типов предприятий.
Финансирование мероприятий по развитию сельских территорий в России осуществляется в рамках федеральной целевой программы “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года”, которая является частью “Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы”. Финансирование мероприятий ФЦП осуществляется по шести основным блокам (см. схему).
- Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- Развитие инфраструктуры (газификация, водоснабжение, электросети, телекоммуникации);
- 3): Развитие сети медицинских, физкультурных и спортивных учреждений; 4);
- Развитие сети общеобразовательных учреждений и культурно-досуговых мероприятий;
- поддержка комплексной и компактной застройки сельских поселений;
- Другие направления включают в себя противопожарную защиту, грантовую поддержку местных инициатив по улучшению условий жизни в сельских населенных пунктах, пропаганду и распространение достижений сельского развития.
Из 299,2 млрд рублей (99,7 млрд рублей из федерального бюджета), выделенных на реализацию восьмилетней федеральной целевой программы “Устойчивое развитие сельских территорий” на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, большая часть направляется на жилищное строительство, строительство газо- и водопроводов и другие мероприятия по повышению качества социальной и бытовой инфраструктуры в сельской местности. Легко представить, как эта сумма может быть потрачена на мероприятия по повышению качества жилищного строительства, газо- и водопроводов и других объектов социальной и бытовой инфраструктуры в сельской местности.
Европейский Союз (ЕС), напротив, придерживается иного подхода. Меры поддержки сельского развития в основном ориентированы на структурную реорганизацию и модернизацию фермерских хозяйств (34% финансирования), природоохранные мероприятия и диверсификацию доходов сельского населения (44%). Поддерживаются также так называемые сельские инициативы (6%). Это аналоги российских мероприятий, которые были запланированы, но не профинансированы, так как финансирование ежегодно сокращается. За сопоставимый период (2007-2013 гг.) расходы на эти мероприятия из Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (EAFRD) составили 96 млрд. евро. По самым приблизительным подсчетам, в области устойчивого развития сельских территорий среднестатистический житель сельской местности в России может претендовать на 19 евро в год из всех источников финансирования, тогда как в Европе этот показатель составляет 117 евро.
Однако, как уже отмечалось, направление расходования этих средств в России и ЕС заметно отличается. В нашей стране преобладает мнение, что основной упор в развитии сельских территорий должен делаться на улучшение их инфраструктурных характеристик. Понятно, что в масштабах такой большой страны, как Россия, это крайне сложно сделать. Поэтому представляется, что направление поддержки должно в большей степени определяться самим сельским населением, а распределение средств должно осуществляться, например, через конкурсы инфраструктурных проектов и других сельских инициатив.
Рис. 2. Финансирование мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий
Источник: ССП “Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014-2017 гг. и на период до 2020 года”.
Отдельного упоминания заслуживают целевые индикаторы Стратегии и Федеральной целевой программы “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года”. Все они до сих пор измеряются количеством коек, протяженностью водопроводных труб и квадратными метрами на одного жителя, не имея единой качественной характеристики (см. таблицу).
Интересный опыт перехода от чисто сетевых, количественных стандартов обслуживания на душу населения к качественным стандартам обслуживания имеется в Великобритании [5]. Это признано в совместном документе 2000 года. Это совместный документ Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия [6] и Министерства окружающей среды, транспорта и регионов. Он озаглавлен “Белая книга по сельской местности” [7] и подписан первым заместителем премьер-министра правительства Великобритании. Любой житель сельских районов Великобритании может обратиться в суд в случае несоблюдения стандартов обслуживания. Эти стандарты ежегодно пересматриваются правительством.
Таблица 1 – Основные индикаторы Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
Источник: ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Примеры стандартов обеспечения качества.
1. Если ближайшая школа не находится в шаговой доступности от дома (2 мили для детей младше 8 лет и 3 мили для детей старше 8 лет), местный орган управления образованием должен обеспечить бесплатный транспорт для детей до ближайшей школы.
2. Увеличить долю сельского населения, проживающего в пределах 10 минут ходьбы от автобусной остановки с интервалом в один час или менее, с нынешних 37% до 50% к 2015 г.
3. К концу 2014 года гарантировать доступ к специализированным услугам первичной медицинской помощи в течение 24 часов и к врачу в течение 48 часов. 100-процентная предварительная запись на прием к врачу общей практики и посещение на дому, в том числе по электронной почте.
4. Обеспечить, чтобы машины скорой помощи могли реагировать на вызовы категории А (угрожающие жизни) в течение 8 минут в 75% случаев. На вызовы других категорий они будут реагировать в течение 14 минут в городских районах и 19 минут в сельской местности.
5. Полицейские силы должны реагировать на вызовы в сельской местности в течение 15-20 минут.
6. соискателям работы должно быть предоставлено право регистрироваться и перерегистрироваться на работу по почте, если они проживают в отдаленных сельских районах. 7. бюджет центра занятости может быть использован для организации собеседования с работодателем по месту жительства соискателя (если оно длится более 8 часов вместе с собеседованием)
7. составить перечень всех административных услуг, доступных сельскому населению в электронном виде. Это означает, что к 2005 году сельские жители должны иметь доступ в Интернет по месту жительства, чтобы они могли легко читать сайты органов власти и подавать жалобы и предложения. Доступ осуществляется через информационные киоски местных органов власти.
Школьные автобусные перевозки в России, вероятно, являются обязательными и осуществляются лишь на ограниченном количестве маршрутов. В то же время эффективность реализации государственной поддержки развития сельских территорий в рамках Государственной программы РФ можно оценить только путем сопоставления фактических и плановых показателей. Например, в сельской местности Костромской области, если вместо запланированных 1 000 кв. м жилой площади будет построено 1 500 кв. м, то показатель составит 150%. По показателю обеспеченности жильем на душу сельского населения (целевой индикатор Стратегии) Костромская область является одной из лучших в России – 33 кв. м. м, но это значение достигнуто за счет большого количества брошенного жилья, остающегося на балансе депопулировавших деревень.
Хотя авторских коллективов, работающих над комплексными оценками качества жизни сельского населения, отражающими социально-экономическую ситуацию в сельской местности России, не так много [8], такие методики есть у Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, методика ОЭСР по оценке качества жизни (“Индекс лучшей жизни”) включает 11 компонентов: жилищные условия, доход, занятость, социальная сфера, образование, окружающая среда, гражданство, здоровье, удовлетворенность, безопасность и соотношение работы и отдыха [9]. Индикаторы Стратегии и Национального плана должны быть соответствующим образом изменены, а устойчивое развитие сельских территорий должно быть связано в первую очередь с повышением качества жизни и труда сельского населения.
Библиографический список
- Доклад об устойчивом развитии сельских территорий. Минсельхоз России, 2019.
- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
- Консервация сложившейся системы расселения в ряде случаев может привести к стагнации территорий. См.: Янбых Р. О концепции устойчивого развития сельских территорий // Экономико-политическая ситуация в России. 2019. № 1. С. 47–50.
- Гектар как стимул // Огонек. № 3 от 26 января 2015 г. [5] Ершова И. В. Предпринимательское право. М, 2020.
- Rural Service Standard.
- В 2020 г. Ministry of Agriculture, Fishery and Food было реорганизовано в Department for Environment, Food and Rural Affairs – DEFRA (Министерство окружающей среды, продовольствия и сельских дел).
- Полное название документа «Our countryside: the future. A fair deal for rural England» – «Наша сельская местность: будущее. Честный взгляд на сельскую Англию».
- Научно-методические основы устойчивого развития сельских территорий / Под ред. С.О. Сиптица, Л.А. Овчинцевой; ФГБНУ им. А.А. Никонова. – М.: Энциклопедия российских деревень, 2019.
- Better life index: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/