О СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Кара-Сал Ай-Кыс Олеговна
Уральский государственный экономический университет
студентка 2 курса, напр. «Государственное и муниципальное управление», Профиль «Стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления»

Аннотация
Вышедшая в феврале 2015 г. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года должна была наметить основные направления и механизмы развития сельских территорий страны. Однако вместо руководства к действию с четко обозначенными приоритетными мерами и источниками их финансирования получился очередной формальный документ, состоящий из «благих пожеланий».

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кара-Сал А.О. О стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/01/101276 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель: Куликова Е.С., доцент

 

Опубликованная в феврале 2015 года Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года должна была обозначить основные направления и механизмы развития сельских территорий в стране. Однако вместо руководства к действию с четко определенными приоритетными мерами и их финансированием она превратилась в очередной формальный документ, состоящий из “благих пожеланий”.

Опубликованная в феврале этого года Стратегия устойчивого развития сельских территорий России до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р) должна понравиться и экспертам, и широкой общественности. Но дала ли стратегия ответы на самые актуальные для сельского населения вопросы?

Самый главный из них: хотим ли мы стабилизировать численность населения, проживающего в сельской местности, и если да, то сможем ли обеспечить сельскому населению адекватную занятость и доходы?

В настоящее время численность сельского населения России составляет 37,1 млн. человек, или 26% от общей численности населения страны. Сельское трудоспособное население составляет 21,4 млн. человек, или 57,6% от общей численности сельского населения.

За последние 15 лет численность сельского населения РФ стабилизировалась, в основном за счет миграционного прироста и некоторых позитивных тенденций в соотношении рождаемости и смертности. (См. рис. 1.) тенденции в соотношении рождаемости и смертности (см. рис. 1.). 

Рис. 1. Основные демографические характеристики сельского населения России

Источник: rostat.

В сельской местности насчитывается 153,1 тыс. населенных пунктов, из которых 133,7 тыс. постоянно проживают. При этом в 73% сельских поселений проживает менее 200 человек и только в 2% всех поселений – более 2 тыс. человек. На долю сельских поселений приходится 80% от общего числа муниципальных образований. Они являются основной формой территориальной организации местного самоуправления в России [1].

В Стратегии говорится, что текущая ситуация является оптимальной и что доля сельского населения в общей численности населения России составляет 26%, но не объясняется, почему это так.

В Стратегии говорится, что текущая ситуация является оптимальной и что доля сельского населения в процентах от общей численности населения России составляет 26% – это целевой показатель на 2030 год, но не объясняется, почему это так.

В Стратегии полностью упущен вопрос расселения. Он лишь обозначен при перечислении существующих типов сельских территорий: (I) территории с сельскохозяйственной специализацией и благоприятными природными и социальными условиями; (II) территории с многофункциональной сельской экономикой, пригородным сельским хозяйством и благоприятными социальными условиями для развития села; (III) территории с неблагоприятными социальными условиями для развития села и большими площадями социально-экономической депрессии; (IV) слаборазвитые сельские территории и неблагоприятными природно-климатическими условиями. Регионы.

Авторы документа пытаются предложить в качестве оптимального решения проблемы расселения универсальный набор методов, способных переломить негативные тенденции, таких как диверсификация сельской экономики, улучшение социальной и бытовой инфраструктуры и специальная демографическая политика в депопулированных районах, но прямо не указывают, что именно.

Однако в нем нет четкого указания на то, какие регионы должны быть “освобождены”, а какие нет [3].

Например, существующие аргументы в пользу развития дальневосточных регионов за счет предоставления земли в собственность российским гражданам и украинским беженцам не нашли отражения в данной стратегии, что весьма прискорбно: За период с 2006 по 2013 год население дальневосточных регионов увеличилось на 153%, а обрабатываемая площадь – на 80% [4]. Сегодня территория Дальневосточного федерального округа, занимающая 36% территории страны, на которой проживает 5% населения, имеет наименьшую численность населения. Диверсификация сельской экономики в Дальневосточном федеральном округе могла бы значительно выиграть от предоставления земли для всех типов предприятий.

Финансирование мероприятий по развитию сельских территорий в России осуществляется в рамках федеральной целевой программы “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года”, которая является частью “Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы”. Финансирование мероприятий ФЦП осуществляется по шести основным блокам (см. схему).

- Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

- Развитие инфраструктуры (газификация, водоснабжение, электросети, телекоммуникации);

- 3): Развитие сети медицинских, физкультурных и спортивных учреждений; 4);

- Развитие сети общеобразовательных учреждений и культурно-досуговых мероприятий;

- поддержка комплексной и компактной застройки сельских поселений;

- Другие направления включают в себя противопожарную защиту, грантовую поддержку местных инициатив по улучшению условий жизни в сельских населенных пунктах, пропаганду и распространение достижений сельского развития.

Из 299,2 млрд рублей (99,7 млрд рублей из федерального бюджета), выделенных на реализацию восьмилетней федеральной целевой программы “Устойчивое развитие сельских территорий” на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, большая часть направляется на жилищное строительство, строительство газо- и водопроводов и другие мероприятия по повышению качества социальной и бытовой инфраструктуры в сельской местности. Легко представить, как эта сумма может быть потрачена на мероприятия по повышению качества жилищного строительства, газо- и водопроводов и других объектов социальной и бытовой инфраструктуры в сельской местности.

Европейский Союз (ЕС), напротив, придерживается иного подхода. Меры поддержки сельского развития в основном ориентированы на структурную реорганизацию и модернизацию фермерских хозяйств (34% финансирования), природоохранные мероприятия и диверсификацию доходов сельского населения (44%). Поддерживаются также так называемые сельские инициативы (6%). Это аналоги российских мероприятий, которые были запланированы, но не профинансированы, так как финансирование ежегодно сокращается. За сопоставимый период (2007-2013 гг.) расходы на эти мероприятия из Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (EAFRD) составили 96 млрд. евро. По самым приблизительным подсчетам, в области устойчивого развития сельских территорий среднестатистический житель сельской местности в России может претендовать на 19 евро в год из всех источников финансирования, тогда как в Европе этот показатель составляет 117 евро.

Однако, как уже отмечалось, направление расходования этих средств в России и ЕС заметно отличается. В нашей стране преобладает мнение, что основной упор в развитии сельских территорий должен делаться на улучшение их инфраструктурных характеристик. Понятно, что в масштабах такой большой страны, как Россия, это крайне сложно сделать. Поэтому представляется, что направление поддержки должно в большей степени определяться самим сельским населением, а распределение средств должно осуществляться, например, через конкурсы инфраструктурных проектов и других сельских инициатив.


Рис. 2. Финансирование мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий

Источник: ССП “Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014-2017 гг. и на период до 2020 года”.

Отдельного упоминания заслуживают целевые индикаторы Стратегии и Федеральной целевой программы “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года”. Все они до сих пор измеряются количеством коек, протяженностью водопроводных труб и квадратными метрами на одного жителя, не имея единой качественной характеристики (см. таблицу).

Интересный опыт перехода от чисто сетевых, количественных стандартов обслуживания на душу населения к качественным стандартам обслуживания имеется в Великобритании [5]. Это признано в совместном документе 2000 года. Это совместный документ Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия [6] и Министерства окружающей среды, транспорта и регионов. Он озаглавлен “Белая книга по сельской местности” [7] и подписан первым заместителем премьер-министра правительства Великобритании. Любой житель сельских районов Великобритании может обратиться в суд в случае несоблюдения стандартов обслуживания. Эти стандарты ежегодно пересматриваются правительством.

Таблица 1 – Основные индикаторы Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»


Источник: ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Примеры стандартов обеспечения качества.

1. Если ближайшая школа не находится в шаговой доступности от дома (2 мили для детей младше 8 лет и 3 мили для детей старше 8 лет), местный орган управления образованием должен обеспечить бесплатный транспорт для детей до ближайшей школы.

2. Увеличить долю сельского населения, проживающего в пределах 10 минут ходьбы от автобусной остановки с интервалом в один час или менее, с нынешних 37% до 50% к 2015 г.

3. К концу 2014 года гарантировать доступ к специализированным услугам первичной медицинской помощи в течение 24 часов и к врачу в течение 48 часов. 100-процентная предварительная запись на прием к врачу общей практики и посещение на дому, в том числе по электронной почте.

4. Обеспечить, чтобы машины скорой помощи могли реагировать на вызовы категории А (угрожающие жизни) в течение 8 минут в 75% случаев. На вызовы других категорий они будут реагировать в течение 14 минут в городских районах и 19 минут в сельской местности.

5. Полицейские силы должны реагировать на вызовы в сельской местности в течение 15-20 минут.

6. соискателям работы должно быть предоставлено право регистрироваться и перерегистрироваться на работу по почте, если они проживают в отдаленных сельских районах. 7. бюджет центра занятости может быть использован для организации собеседования с работодателем по месту жительства соискателя (если оно длится более 8 часов вместе с собеседованием)

7. составить перечень всех административных услуг, доступных сельскому населению в электронном виде. Это означает, что к 2005 году сельские жители должны иметь доступ в Интернет по месту жительства, чтобы они могли легко читать сайты органов власти и подавать жалобы и предложения. Доступ осуществляется через информационные киоски местных органов власти.

Школьные автобусные перевозки в России, вероятно, являются обязательными и осуществляются лишь на ограниченном количестве маршрутов. В то же время эффективность реализации государственной поддержки развития сельских территорий в рамках Государственной программы РФ можно оценить только путем сопоставления фактических и плановых показателей. Например, в сельской местности Костромской области, если вместо запланированных 1 000 кв. м жилой площади будет построено 1 500 кв. м, то показатель составит 150%. По показателю обеспеченности жильем на душу сельского населения (целевой индикатор Стратегии) Костромская область является одной из лучших в России – 33 кв. м. м, но это значение достигнуто за счет большого количества брошенного жилья, остающегося на балансе депопулировавших деревень.

Хотя авторских коллективов, работающих над комплексными оценками качества жизни сельского населения, отражающими социально-экономическую ситуацию в сельской местности России, не так много [8], такие методики есть у Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, методика ОЭСР по оценке качества жизни (“Индекс лучшей жизни”) включает 11 компонентов: жилищные условия, доход, занятость, социальная сфера, образование, окружающая среда, гражданство, здоровье, удовлетворенность, безопасность и соотношение работы и отдыха [9]. Индикаторы Стратегии и Национального плана должны быть соответствующим образом изменены, а устойчивое развитие сельских территорий должно быть связано в первую очередь с повышением качества жизни и труда сельского населения.


Библиографический список
  1. Доклад об устойчивом развитии сельских территорий. Минсельхоз России, 2019.
  2. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
  3. Консервация сложившейся системы расселения в ряде случаев может привести к стагнации территорий. См.: Янбых Р. О концепции устойчивого развития сельских территорий // Экономико-политическая ситуация в России. 2019. № 1. С. 47–50.
  4. Гектар как стимул // Огонек. № 3 от 26 января 2015 г. [5] Ершова И. В. Предпринимательское право. М, 2020.
  5. Rural Service Standard.
  6. В 2020 г. Ministry of Agriculture, Fishery and Food было реорганизовано в Department for Environment, Food and Rural Affairs – DEFRA (Министерство окружающей среды, продовольствия и сельских дел).
  7. Полное название документа «Our countryside: the future. A fair deal for rural England» – «Наша сельская местность: будущее. Честный взгляд на сельскую Англию».
  8. Научно-методические основы устойчивого развития сельских территорий / Под ред. С.О. Сиптица, Л.А. Овчинцевой; ФГБНУ им. А.А. Никонова. – М.: Энциклопедия российских деревень, 2019.
  9. Better life index: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кара-Сал Ай-кыс Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация