В настоящее время в образовательных учреждениях созданы профессиональные сетевые сообщества преподавателей по Action Research, существуют международные ассоциации. Помимо формирования профессиональной компетентности педагогов, Action Research способствует повышению исследовательской активности преподавателей и развитию у студентов осознанного стремления к знаниям. Поэтому в современных условиях только те преподаватели, которые имеют активные исследовательские позиции, могут дать качественное образование студентам в соответствии с их профессиональными потребностями и запросами рынка труда.
По словам Стивен Карри, использование научного метода в образовании приводит к изменениям, поскольку педагоги участвуют как в процессе исследования, так и в процессе внедрения его результатов в свою педагогическую деятельность. В своей работе он отмечал, что легче вносить изменения в преподавание на основе собственных открытий, чем опираться на чужой опыт. В последние годы также исследования рассматриваются как инструмент для повышения вовлеченности и поощрения педагогов [1, с.6].
Если в прошлом преподаватель был единственным связующим звеном между контентом образования и студентом, то сейчас он является организатором и исследователем учебного процесса. В процессе работы преподаватель не только добивается дифференциации, но и определяет уровень знаний и интересы каждого студента, учитывает особенности обучения одаренных детей, динамику их развития, уровень трудности. Следовательно применение в практике исследования в действии сказывается положительно, так как анализ, оценка, размышление сбора данных способствуют решению учебных задач и улучшению педагогической практики преподавателя.
Action Research – исследование в действии является общей оценкой того, что делает преподаватель каждый день, а также более современной формой рефлексии педагогов. Выбор вида проведения исследования в действии зависит от участников, которые вовлечены в этот процесс. Это может быть исследование одного конкретного преподавателя, группы исследователей или исследование в рамках учебного заведения [2].
Action Research ориентирован на алгоритмизацию этапов исследования на основе совместного планирования, способствующий развитию таких навыков как исследовательская активность преподавателей, научная коллаборация, использование инновационных методов обучения, внедрение принципов индивидуализации.
В Action Research выбор инструментов исследования основан на интересах участников, вовлеченных в процесс обучения. Суть Action Research заключается в том, что преподаватель (исследователь) повышает исследовательскую активность педагогов за счет решения конкретной проблемы, возникшей в ходе учебной деятельности.
Исследование должно начаться с основательных размышлений о его целях. Педагогу необходимо самому дать полные и конкретные ответы на такие вопросы, как: «Что вы хотите изменить в своей практике? Почему вы хотите это изменить?». При этом, отвечая на вопросы, необходимо помнить о том, что исследование в действии исследует ежедневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги. Встречаются ситуации, когда перед педагогом стоит сразу несколько вопросов, которые требуют проведения исследования. При этом важно ограничиться всего одним предметом исследования, на который педагог может оказать влияние [3].
Исследование в действии является мощным инструментом преподавателя, который помогает ему не только достичь учебных целей, но и развить лидерские качества, инноваций и профессионализма у своих студентов. Проведение исследований помогает преподавателям быть в курсе последних тенденций и разработок в своей области, что помогает им актуализировать свои знания и умения. Исследование практики осуществляется следующими действиями: преподаватель проводит анкетирование; как организатор создает условия для обучения; изучает собственную практику, вносит коррективы; создает позитивную атмосферу; выполняет роль эксперта (наблюдение, оценка).
Тщательное планирование на этом этапе поможет избежать ошибок вначале и разочарования во время процесса. Существует ряд критериев, которые необходимо принимать во внимание на этапе, предшествующем началу исследования проблемы, в частности Ферранс утверждает, что проблемы, определяющие предмет исследования, должны быть:
•актуальными;
•высшего порядка и не предполагающие односложных ответов;
•сформулированы с использованием научного категориального аппарата, исключающего разговорно-бытовой язык, жаргон;
•лаконичными;
• практически значимыми [4].
Растет число аргументов, что преподавателям предоставляется меньше возможностей для участия в собственном непрерывном профессиональном развитии (ПР), и любая подготовка, в которой они участвуют, не имеет отношения к их самореализации. Поэтому преподавателям необходимо отказаться от «универсального» подхода в преподавании и заменить его подходом «рефлексивной практики», основанной на фактических данных и актуальности. Исследование в действии имеет структурированность, которая помогает педагогам определить пути улучшения ситуации, разработать взаимодействие между коллегами, осуществлять обмен идеями и мыслями, вносить положительные изменения в преподавание, способствовать созданию сообщества.
Процесс исследования в действии (Action Research) следует разделить на следующие важные аспекты:
-Профессиональное развитие преподавателя: Вовлечение в процесс переосмысления практики требует от преподавателя углубленного знания предмета и методов исследования. Это способствует его собственному профессиональному росту и развитию.
-Повышение активности студентов: Участие в исследовательской деятельности делает учебный процесс более интерактивным и активным, что способствует более глубокому усвоению материала студентами.
-Развитие креативности и инноваций: Исследование практики позволяет преподавателю экспериментировать, творчески мыслить и находить новые подходы к решению учебных проблем.
-Стимулирование коллаборации: Работа в рамках исследовательских проектов часто включает в себя сотрудничество и обмен идеями между студентами и преподавателем, что способствует развитию коммуникативных навыков и способности умения работать в команде
Поэтому Аction research (исследование в действии») – это не то, что обычно приходит на ум, когда мы слышим слово «исследование». Action research – это не кабинетное исследование, в котором больше узнаем об интересующей теме. Проблема решается не путем выяснения того, правильная она или нет, а путем поиска знаний о возможности ее решения. «Action research» – это метод не об исследовании людей и не о поиске всей доступной информации по теме с поиском правильных ответов. Этот метод вовлекает людей, которые работают на улучшение своих навыков, методов и стратегий. «Action research» – метод не о том, почему мы делаем определенные вещи, а о том, как мы можем сделать вещи лучше [5].
Исследование в действии способствует развитию интеллектуальных способностей студентов, навыки решения проблем и самостоятельность. Оно позволяет применить теоретические знания на практике, углубляет понимание предмета и формирует исследовательские навыки. Кроме того, такая форма обучения способствует сотрудничеству и коммуникации с другими, что важно для создания профессиональных связей. Студенты также учатся анализировать данные, делать выводы и представлять результаты, что полезно в любой профессии.
Проблема исследования педагогом собственной практики тесно взаимосвязана с процессом его профессионального самосовершенствования. В обобщенном виде профессиональное самосовершенствование учителей представляет собой сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соотсветствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и лично программы развития. Творческое самосовершенствование учителя детерминировано определением им своих профессионально-личностных качеств, требует совершенствования и корректировки, и разработки долгосрочной программы саморазвития [6, с.118.]. Повышение квалификации преподавателя через рефлексию позволяет ему глубже осознать собственные практики, выявить сильные и слабые стороны, а также адаптировать методы обучения в соответствии с потребностями студентов. Рефлексия способствует критическому анализу учебного процесса, что помогает улучшить качество преподавания. Преподаватели могут использовать различные техники рефлексии, такие как ведение дневников, анализ открытых занятий, обсуждения с коллегами или участие в профессиональных сообществах. Такое сотрудничество не только улучшает их профессиональные навыки, но и создает среду для постоянного обучения и развития.
Action Research (исследование в действии) является эффективным способом стимулирования исследовательской активности как преподавателей, так и студентов. Этот подход включает в себя циклический процесс, состоящий из планирования, действия, наблюдения и рефлексии. Предлагаем несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают значимость исследования:
- Практическое применение: Action Research позволяет преподавателям и студентам применять теоретические знания к реальным ситуациям, что делает обучение более значимым и контекстуальным.
- Развитие критического мышления: Участие в процессе исследования помогает развивать навыки анализа и критического мышления, что является важным для будущих специалистов.
- Участие в процессе: Этот подход включает активное участие всех участников, что способствует созданию сообщества практики и обмену опытом.
- Адаптация методов обучения: Преподаватели могут экспериментировать с различными методами и стратегиями, что позволяет им использовать подход к обучению в зависимости от потребностей студентов.
- Рефлексия: Постоянный процесс рефлексии способствует выявлению успешных практик и области для улучшения педагогической практики.
- Мотивация и вовлеченность: Работа над реальными проблемами и возможность видеть результат своих усилий повышают мотивацию и вовлеченность как преподавателей, так и студентов.
- Формирование исследовательских навыков: Будущие специалисты учатся проводить исследования, анализировать данные и делать выводы, что важно для их профессиональной деятельности.
Таким образом, Action Research не только развивает исследовательскую активность, но и способствует созданию более качественного и адаптивного образовательного процесса. Практические исследования, направленные на повышение квалификации преподавателей, включают систематический и рефлексивный процесс, направленный на совершенствование методов преподавания и содействие их профессиональному развитию. В ходе исследования полученные знания используются для следующего цикла исследований. Целенаправленные поэтапные шаги преподавателя, взятые вместе, образуют некоторый относительно законченный цикл исследовательской деятельности, цикл решения преподавателем педагогических задач. Цикл этот не замкнут в самом себе, поскольку на итоговом этапе обнаруживаются всякий раз новые вопросы, требующие новых поисковых действий по своему разрешению [7, с.355]. Следуя этим шагам, преподаватели могут участвовать в продуманном и систематическом процессе исследования практических действий, чтобы повысить свои навыки и внести свой вклад в улучшение практики преподавания в рамках своего образовательного контекста.
Исследовательская активность преподавателей и будущих специалистов играет важную роль в образовательном процессе и способствует их профессиональному росту. Исследование практики (Action Research) отвечает конкретным потребностям преподавателей и обучающихся, повышает исследовательскую активность и качество образования. Ввиду того, что интеграция неформальных форм исследований как Action Research в практику преподавания вуза наряду с формальными исследованиями обогащает категориальный аппарат педагогической науки, способствует совершенствованию квалификационных характеристик будущих специалистов, создает необходимые психолого-педагогические условия для повышения исследовательской активности не только самих преподавателей, но и студентов.
Библиографический список
- Cтивен Карри «7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности», 2018. – 56 с. Россия.
- Байдильдинова Д.К. «Шанс переосмыслить свое преподавание». Білімді елОбразованная страна, 02.2022 г., https://bilimdinews.kz/?p=189593.
- Берикханова А.Е., Байдильдинова Д.К., Сарсенбаева Л.О., Cапаргалиева Б. О. «Основные циклы и этапы реализации Action Research в профессиональной практике преподавателя вуза». Научный журнал «Обществознание и социальная психология», октябрь 2023 г.
- Ferrance, E. (2000) Action Research. Взято из http://www.lab.brown.edu/pubs/ themes_ed/act_research.pdf
- Eileen Ferrance. Themes in education Action Research Northeast and Islands Regional Educational Laboratory At Brown University/2000 Brown University. URL: http://www.lab.brown.edu/pubs/themes_ed/act_research.pdf (дата обращения: 30.08.2024).
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: ИЦ «Академия», 1998. – 512 с.
- Гаргай В. Б., Куракбаев К. С. Рефлексивная педагогика как путь становления и развития профессиональной компетентности учителя // Сибирский педагогический журнал, №7. Новосибирск, 2009. – С. 343-356.