АРЕНДА СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ)

Рожков Евгений Викторович

Аннотация
Развитие экономических процессов связанных с муниципальной собственностью являются одной из важных задач местных органов власти. Как следствие, политика в отношении использования имущественного комплекса муниципального образования город Пермь стоит на особом контроле со стороны общественности. Система управления муниципальной собственностью представляет собой совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты процесса управления для достижения заданных целей. В основу оценки процессов управления объектами муниципальной собственности невозможно положить принцип максимизации получаемого дохода в виду публичного характера данной категории. Кроме общих принципов управления муниципальной собственностью, необходимо учитывать и специфические, отвечающие условиям переходного периода.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рожков Е.В. Аренда собственности (на примере муниципального образования город Пермь) // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/09/102571 (дата обращения: 22.04.2025).

Условия меняющийся экономики, конкуренция, необходимость оперативной обработки информации, баз данных способствуют росту стоимости имущества [14; 15].

В соответствии законодательством нашей страны, основные типы общественной собственности подразделяют на государственную и муниципальную [13].

Проблема заключается в разных подходах в процессах по аренде муниципальной собственности.

Объект исследования – муниципальная собственность.

Предмет исследования – процессы аренды.

Цель исследования – определить направление в ускорении процессов передачи муниципальной собственности в аренду бизнесу.

Задача исследования – провести анализ различия в процессах аренды муниципальной собственности.

Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматриваются современные подходы в сходстве и различие процессов по аренде муниципальной собственности.

Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости научного подхода в применении новых подходов в аренде муниципальной собственности.

Вопросы, связанные с изучением процессов по аренде собственности изучались такими учёными, как: Гагиев А.Г., Газаева М.Т., Полякова Л.П., Сударева Т.В. и другими.

Основная часть

Сравнительный анализ существующих систем взаимоотношений различных видов собственности даёт возможность определить, на какие цели направлена осуществляемая экономическая деятельность и чьим интересам она служит [1].

Н.Г. Калугина и О.М. Чувашова считают, что важность муниципальной собственности как объекта управления муниципальными органами диктует необходимость эффективности управления муниципальной собственностью [6]. Ю.М. Мартьянова и Ю.А. Тарасов считают, что развивающиеся рыночные отношения предъявляют новые требования к деятельности органов власти по управлению муниципальной собственностью [8]. Механизм обеспечения качества местного самоуправления основывается на показателях удовлетворённости населения работой органов местного самоуправления[12].

Доля объектов недвижимости, находящейся в собственности региона и не имеющего пользователя представлена в табл. 1.

Таблица 1. Доля объектов недвижимости, находящейся в собственности Пермского края и не имеющего пользователя*

Показатель

2021

2022

2023

2024

Доля объектов недвижимого имущества, находящихся в казне и не имеющих пользователя (в %%)

50,0

53,55

59,72

53,85

Примечание. Составлено по: [11].

Как видно из таблицы 1, количество объектов недвижимости не использующихся по назначению органами государственной власти региона и не имеющих пользователя с 2021 года более 50 %. В 2023 году этот показатель по использованию недвижимости достигал 60 %.

Главным требованием к использованию муниципального имущества является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления [19]. Задача управления муниципальной собственностью состоит в повышении эффективности использования имущества для обеспечения реализации общественных целей и удовлетворения потребностей населения [7].

Муниципальная собственность играет важную роль в жизни населения того или иного муниципалитета, так как от эффективности использования объектов, находящихся в муниципальной собственности, зависит уровень жизни людей на данной территории [9]. Также, необходимо отметить, что собственник имущества (муниципальное образование), имеет и негативные, но необходимые юридические элементы, к которым относят – бремя содержания собственности, если только законом или договором это бремя или его часть не возложены на другие лица.

Наиболее полный перечень возможных объектов муниципального имущества определён статьёй 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

- имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;

- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Также, необходимо отметить, что в последние годы всё больший интерес занимают аукционы продажи права аренды пользования земельным участком [10].

В 2021 году доходы бюджета города Перми составили 17,7 млрд. руб. (97,7 % от плана), из которых 2,5 млрд. руб. – неналоговые доходы (92,3 %  от плана) (табл. 2).

Таблица 2. Доходная часть бюджета города Перми (2021 – 2023 годы)*

п/п

Налоговые и неналоговые

Доходы

2021

2022

2023

(млрд. рублей)

21,408

22,885

23,629

1

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0,886

0,800

0,715

В т.ч., доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества

0,788

0,732

0,650

Примечание. Составлено по: [11].

Таблица 2 также содержит прогноз доходной части бюджета в 2022 и 2023 годах. Отметим, планируется сокращение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: с 0,886 млрд. руб. в 2021 году до 0,715 млрд. руб. в 2023 году.

На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости, проводится определённое планирование вариантов его использования [18].

Результаты

Аренда – один из наиболее развитых, но при этом сложных и комплексных институтов [2].

Аренда предполагает сохранение права владения и распоряжения за муниципальными органами власти над передаваемой собственностью и передачу права использования по назначению объекта имущественного комплекса арендатору (физическое или юридическое лицо).

На муниципальном уровне иерархия органов, регулирующих земельные отношения представлена двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной [4]. Передача в аренду земельных участков физическим лицам несёт не только экономический эффект, но и социальный. Для семьи наличие индивидуального участка является дополнительным фактором гармонизации отношений (совместное занятие любимым делом) [20].

Особое внимание в условиях современных экономических отношений обращают внимание на законодательство об аренде, которое является не совершенным [3]. Например, доходы от использования имущества признаются неналоговыми доходами муниципального бюджета и учитываются в составе дохода бюджета после уплаты налогов и сборов, в порядке, установленным налоговым законодательством. Но, это положение в части, касающейся доходов от сдачи в аренду муниципального имущества не применяется [17].

Кроме того, на уровне муниципалитета имеются проблемы по выявлению бесхозных участков земли [16]. Более усовершенствованный способ управления муниципальной собственностью будет основываться на использовании цифровых технологий (цифровой платформы). В процессе цифровизации, одним из важных элементов остаётся получение обратной связи [5].

Выводы. Наличие собственности предполагает существование права на неё, в связи с этим возникает ряд взаимоотношений между субъектами и объектами права собственности. Эти отношения должны чётко регулировать нормативно- правовыми актами. Существует проблема управления муниципальной собственностью, эффективность этого управления желает лучшего, поэтому возникает необходимость в законодательном обеспечении эффективного управления муниципальной собственностью, при этом, основной задачей является: структурировать и количественно оптимизировать организации и предприятия муниципальной формы собственности, обеспечение полного и своевременного учёта муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций, создание системы контроля за сохранностью собственности, а также использованием её по назначению.

Заключение

Аренда муниципальной собственности, в т.ч. земельных участков, позволяет решить и экономические проблемы (по полнении местного бюджета) и социальные проблемы.

Направления дальнейших исследований

Дальнейшее исследование, связанное с анализом процессов связанных с арендой муниципальной собственности видится перспективным на ближайшие годы, и автором посвящены ряд статей по данной теме.

Конфликт интересов

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.


Библиографический список
  1. Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю., Хрусталев О.Е. Сравнительный анализ частной и государственной собственности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. – № 8(47). – С. 124-130.
  2. Гагиев А.Г. Понятие и признаки аренды недвижимого имущества // Корпоративный юрист: магистерская научная школа. I Международная научно-практическая конференция. Современные тенденции развития информационных технологий в научных исследованиях и прикладных областях. ГТУ. Владикавказ, 27-28 марта 2020 года. – С. 138-147.
  3. Газзаева М.Т., Наниева Д.В. Законодательство об аренде недвижимого имущества. Актуальные проблемы права // Сборник научных статей. Том. Выпуск 11. Министерство науки и высшего образования РФ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», Владикавказ. 2021. – С. 59-63.
  4. Жукова М.А., Харитонов А.А., Картавцев И.С.. Принципы регулирования земельных отношений // Модели и технологии природообустройства (региональный аспект).2022. -  № 1(14). – С. 42-47.
  5. Зотов В.Б., Терехова К.О., Царапов М.Н. Анализ программ цифровизации в городе Москве // Муниципальная академия. 2020. – № 4. – С. 8-17.
  6. Калугина Н.Г., Чувашова О.М. Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью в современных условиях // Актуальные проблемы науки в исследованиях студентов, учёных, практиков. Международная научно-практическая конференция. Ижевск. 26-27 апреля 2023 года. – С. 778-784.
  7. Куйбеда Д.И., Нагардинова О.Н., Гачава М.Л. Проблемы совершенствования механизмов управления муниципальной собственностью // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2022. – № 4(34). – С. 28-30.
  8. Мартьянова Ю.М., Тарасов Ю.А. Совершенствование системы управления муниципальной собственностью // Международная научно-практическая конференция. Актуальные вопросы публичного управления, экономики, права в условиях цифровизации. Курск. Т. 2. 11-12 мая 2023 года.-  С. 44-51.
  9. Павлов Н.В., Никандров Н.А. Понятие и значение муниципальной собственности в реалиях современного общественного устройства // Наукосфера. 2023. – № 12(1). – С. 414-417.
  10. Полякова Л.П. Экономическая оценка аукционов на право продажи аренды земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур в Липецкой области // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. – № 12(57). – С. 94-107.
  11. Пермьстат, статотчётность 2023 г. / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. – http:  / w.w.w. permstat.gks.ru (дата обращения: 10.07.2024).
  12. Пясецкая Е.Н., Бескоровайная О.В. Развитие механизмов качества муниципального управления // Политика, экономика и инновации. 2021. – № 3(38). – Порядковый номер 1.
  13. Рожков Е.В. Методические подходы и определение эффективности по цифровизации муниципальной собственности // Экономический журнал. 2021. – № 2(62). – С. 56-62.
  14. Рожков Е.В. Необходимость проведения цифровизации имущества (на уровне региона) // Глобальные проблемы модернизации муниципальной экономики: X Международная научно-практическая конференция. г. Тамбов, 20 мая 2021 года. – С. 527-535.
  15. Рожков Е.В. Совершенствование механизмов и нормативной базы по созданию цифровой платформы управления муниципальным имуществом // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. – № 5. – С.142 – 147.
  16. Селиванов В.В. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот невостребованных земельных долей // Современные проблемы землеустройства, кадастров, природообустройства и повышения безопасности труда в АПК. V Всероссийская (национальная) конференция, посвящённая 85-летию со дня рождения д-ра экон. наук, профессора Ю.А. Лютых. КГАУ. Красноярск. 24 мая 2023 года. – С. 207-211.
  17. Сударева Т.В. Налог на прибыль от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. – № 6(270). – С. 38-42.
  18. Темнякова Т.В., Пузина Н.В. Оценка эффективности использования муниципальной недвижимости города Омска // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов: в 2 частях. Том. Часть II. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Омск. – 14 апреля 2015 года. – С. 91-96.
  19. Чернышев А.И. Основные возможности повышения эффективности использования муниципальной собственности // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. – № 2(5). – С. 68 – 69.
  20. Ходов А.Г. «Шесть соток» по-немецки: участок маленький – польза большая // Современная Европа. 2013. – № 2(54). – С. 129-133.


Все статьи автора «Рожков Евгений Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: