РОСТ ТОРГОВОГО ОБОРОТА И ПОТОКА ИНВЕСТИЦИЙ МЕЖДУ КНР И МАЛАЙЗИЕЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Чуприкова Дарья Сергеевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
бакалавр направления «Зарубежное регионоведение» Института международных отношений

Аннотация
В начале XXI века торговый оборот и инвестиционный поток между Китайской Народной Республикой (КНР) и Малайзией значительно выросли, отражая углубление экономических связей и сотрудничества между двумя странами. Это увеличение обусловлено рядом факторов. Одним из важнейших стало вступление КНР в ВТО в 2001 году, что открыло китайский рынок для международной торговли. Произошла либерализацию торговых режимов между странами, а также они активно участвовали в региональных экономических организация и инициативах по развитию инфраструктуры.

Двусторонние соглашения (включая соглашение о свободной торговле) и меморандумы о взаимопонимании способствовали устранению торговых барьеров и улучшению делового климата. В результате Китай стал крупнейшим торговым партнером Малайзии, а малайзийские компании активно инвестируют в китайскую экономику. Анализ этих тенденций показывает, что экономическое сотрудничество между КНР и Малайзией играет ключевую роль в их стратегическом партнерстве, способствуя устойчивому развитию и взаимовыгодному экономическому росту.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чуприкова Д.С. Рост торгового оборота и потока инвестиций между КНР и Малайзией в начале XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102022 (дата обращения: 22.04.2025).

Рост двусторонней торговли между Малайзией и Китаем в начале XXI в. был очень заметным. Данные по торговле за 2009 г., показывают, что Китай стал торговым партнером Малайзии номер один [1].   Примечательно, что в период с 2002 по 2009 гг. Малайзия постоянно имела отрицательные показатели торгового баланса с Китаем. Менялась и структура растущей торговли, в основном за счет расширения азиатской системы производства (компоненты поставляются со всей Восточной Азии, а окончательная сборка осуществляется на китайских заводах), частью которой являются Китай и страны АСЕАН [2]. В рамках этой системы, состоящей в основном из транснациональных корпораций, ведется активная межрегиональная и внутрирегиональная торговля.

В начале торговых потоков между Малайзией и Китаем преобладал экспорт сырья из Малайзии, в основном каучука в 1980-х гг., а позднее – пальмового масла[3, с. 246]. Китай был крупнейшим рынком для этих малазийских товаров. В 1995 г. каучук составлял 34,8% и пальмовое масло около 33,4% малазийско-китайской торговли, а электротехническая и электронная продукция (ЭЭП) – всего 5,3%[4]. Однако в 2004 г. пальмовое масло упало до 12,7%, в то время как электротехническая продукция выросла до 34,6%, а химикаты и химическая продукция – до 13,8%[5]. В 2006 г. ЭЭП составляла большую часть экспорта Малайзии в Китай[6]. В 2010 г. основную часть малазийского импорта в Китае составляла продукция электронной промышленности, на втором месте пальмовое масло и продукты его переработки, также большой процент имели каучук и пластмассы, минеральные масла и химическая продукция[7]. В дальнейшие годы до начала пандемии COVID-19 статьи малазийского экспорта в КНР не менялись, но объем товарооборота активно увеличивался[8].

Со стороны Китая экспорт на начальном этапе составляли такие товары, как продукты питания, растительное масло, фрукты, домашний скот, текстильная пряжа и ткани[9, с. 252]. Однако с развитием взаимной торговли отрасль машиностроения и электроники начала выходить на передний план с большим отрывом от других статей экспорта и в первом десятилетии ХХI в. на долю электроники, а также машинного оборудования приходилось 50-65% от общего объема торговли[10]. С 2000 г. структура товаров в торговле оставалась относительно стабильной: четыре основных вида экспорта Китая в Малайзию включают: продукты электронной промышленности, машины и механические части, химическая продукция и текстиль[11].

Этот переход в структуре двусторонней торговли произошедший на рубеже веков подчеркивает быстрый рост значимости капиталоемкой продукции, особенно электрических машин и механизмов, которые также являются крупнейшей экспортной категорией для Китая и Малайзии в начале ХХI в.. Также из развития внутриотраслевой торговли двух стран рождается взаимосвязь: многие компоненты и изделия, требующие меньшей квалификации и более дешевые для производства в Китае, экспортируются в Малайзию для сборки и тестирования. Малайзия выступает в роли производителя и разработчика с добавленной стоимостью в цепочке поставок электроники и электронного оборудования. Такая взаимодополняющая торговля позволяет снизить затраты в процветающей региональной производственной платформе[12, с. 46].

Взаимные инвестиции Малайзии и Китая за рассматриваемый период времени увеличились, хотя и не в таких впечатляющих масштабах, как двусторонняя торговля. В 2010 г. Китай занимал шестое место по объему инвестиций в Малайзию, уступая основным западным и азиатским странам[13]. По данным 2002 г., в Малайзии насчитывалось 50 китайских компаний, работающих в производственном и непроизводственном секторах. Эти компании занимались производством изделий из низкоуглеродистой стали, керамики, кремнеземной нити, продуктов на основе пальмового масла, перчаток, судовых редукторов, пресс-машин и деталей, мобильных кранов, автокранов и кранов повышенной проходимости[14].

В 2002 г. Малайзия одобрила 80 инвестиционных заявок из Китая с объемом капиталовложений в 1 млрд долларов США. Однако фактическая сумма инвестиций была гораздо меньше. Это можно сравнить с 2009 г., когда сообщалось, что Малайзийское управление промышленного развития одобрило 17 проектов из Китая на сумму всего 47,4 млн долларов США. Аналогично, инвестиции Малайзии в Китай в размере 385 млн долларов США в 2004 г. были очень малы по сравнению с 2 млрд долларов Сингапура. Тем не менее, Малайзия занимала второе место среди стран АСЕАН по объему инвестиций в Китай.

По мере того как малазийская экономика восстанавливалась после азиатского финансового кризиса 1997 г., ее компании выходили за рубеж. Правительство Малайзии поощряло расширение бизнеса за рубежом, а бывший премьер-министр Махатхир Мохамад возглавлял многочисленные торговые миссии для изучения инвестиционных возможностей[15, с. 87]. Рост числа малазийских компаний, выходящих за рубеж, совпал с периодом, когда Китай открывал свою экономику. Это породило большие ожидания среди малазийских бизнесменов, которые увидели потенциал огромного китайского рынка.

В августовском номере журнала «Бизнес Малайзии» за 2006 г. перечислены 54 компании, которые ушли за границу или расширили свой зарубежный бизнес. Большинство из них были публично зарегистрированными компаниями на Малазийской фондовой бирже[16, с. 25]. Но на самом деле число компаний, вышедших на иностранный рынок, гораздо больше, поскольку в список не вошли мелкие компании, многие из которых принадлежали этническим китайцам. Около 16 малазийских компаний инвестировали в Китай. Он стал третьим по величине направлением для малазийских компаний, после Индонезии и Индии, которые привлекли по 17 компаний. Малайзийские инвестиции в КНР сосредоточились в прибрежных городах, по большей части в таких как Шанхай, Гуанчжоу, Цзянсу, Пекин и Тяньцзинь.

Основными факторами, подтолкнувшими компании к выходу на зарубежный рынок, были растущая стоимость рабочей силы на родине, а также небольшой внутренний рынок с ограниченными инвестиционными возможностями. Поэтому Индонезия особенно привлекательна для плантационного сектора, где многие малазийские компании открыли плантации масличных пальм. Более низкая стоимость рабочей силы во Вьетнаме и Камбодже также привлекла туда малазийские инвестиции, а в Китае, в свою очередь, инвесторов привел его гигантский рынок[17, С. 36]. Непривлекательность инвестирования внутри Малайзии усугубляется правительственной политикой либерализации, которая привела к приходу иностранных компаний, стремящихся занять большую долю внутреннего рынка. В преддверии прихода иностранных банков местные учреждения, такие как Майбанк, Паблик Банк Берхад и Банк Хонг Леонг, открыли зарубежные филиалы или покупали банки за рубежом.

Малайзийские инвестиции в Китай того периода можно подразделить на следующие категории. Первая – это продолжение инвестиций малого предпринимательства в производство продуктов питания, косметики, текстиля и резиновых изделий. Вторая категория – это использование преимущества быть первопроходцем или иметь место в нишевом или бутиковом бизнесах. Третья категория – это производство комплектующих для компаний, работающих в Китае, и/или для малазийских производителей в Малайзии[18, с. 150-154].

Компания Парксон Уильяма Чена, занимающаяся управлением сетью универмагов – пример компании-первопроходца[19, С. 50]. Несмотря на недавно появившуюся конкуренцию со стороны крупных западных розничных сетей, таких как Карфур и Теско, сеть Парксон в Китае процветает, поскольку она уже создала репутацию бренда в Пекине, а также заявила о своем присутствии во многих небольших городах Китая, опередив другие крупные торговые сети.

Примером нишевых инвестиций можно назвать деятельность Тан Чин Нам Груп, которые занимались вложением средств как в строительство отелей самой высокой стоимости, таких как сеть Шангри-Ла, так и в строительство нескольких многоквартирных домов. Тан Чин Нам Груп воспользовались идеей, что в Пекине много русских, занимающихся торговым бизнесом, и, следовательно, им нужны подходящие условия и жилье. Таким образом, они построили в Пекине здание, нижние этажи которого использовались русскими, ведущими бизнес в Пекине, а верхние – как гостиница для их проживания.

Такие инвестиции сохраняются по двум причинам. Во-первых, растет спрос на услуги недвижимости и розничной торговли со стороны увеличивающегося китайского среднего класса. Во-вторых, развитие недвижимости и розничной торговли остается ключевым преимуществом малайзийского китайского бизнеса в Малайзии. Именно в этих областях они могут конкурировать с Китаем. Малазийцы не могут конкурировать с тайваньцами в сфере производства, учитывая мощь тайваньцев в этом секторе и впечатляющий успех их инвестиций в Китае. А в крупных предпринимательских и торговых сделках с участием Китая и западного мира малазийские китайцы не могут сравниться с гонконгскими. И они не могут осуществлять крупные проекты, спонсируемые государством, как это делает Сингапур с проектом Сингапур-Сучжоу.

Малазийские компании сталкиваются и с другими серьезными проблемами. Китай становится все более конкурентным местом для ведения бизнеса не только из-за прихода западных корпораций, но и местных компаний, способных производить или предлагать аналогичную продукцию по более низким ценам. Малазийцы также жалуются на отсутствие прозрачности бизнеса в Китае, частые поправки к местным законам, трудности с поиском подходящих китайских партнеров и необходимость иметь дело с сильной бюрократией. Но по мере того как Китай все больше приобщается к международным нормам ведения бизнеса и для малазийцев он может стать более прозрачным, чем в начале 1990-х гг.. Роберт Куок советовал малазийским инвесторам в Китае не слишком полагаться на гуаньси (关系 – связи), а быть честными в отношениях с материковыми китайцами.

Оценить эффективность малайзийских частных инвестиций и бизнеса в Китае непросто. По словам «успешные инвесторы стараются не подчеркивать свои успехи, чтобы не привлекать конкурентов, в то время как менее успешные часто высказывают свои жалобы на условия ведения бизнеса в Китае». Для малазийских китайских инвесторов, в частности Уильяма Чена и Роберта Куока, их бизнес-операции в Китае по-прежнему важны. Для Лайон Груп Уильяма Чена одним из показателей является количество сотрудников, работающих в Китае. По данным на август 2004 г., из 40 576 сотрудников группы 24 691 работали в Китае. Это составляет 60,9%. Еще один показатель – количество торговых точек в Китае, которыми располагает конгломерат. Таких точек (магазины Парксон) в Китае 15 из 41 всего, и это довольно значительный процент. Что касается Роберта Куока, он имеет множество предприятий в Китае и других странах. Наиболее известна сеть отелей Шангри-Ла. К марту 2005 г. Куок открыл 21 отель Шангри-Ла в Китае (не считая двух в Гонконге), что составляет значительный процент от общего числа 55 отелей Шангри-Ла по всему миру. Таким образом, в гостиничном бизнесе, являющемся основным направлением деятельности компании Роберта Куока, участие Китая очень важно.

Таким образом, после рассмотрения торгово-инвестиционных отношений Малайзии и Китая стоит отметить, что в начале XXI в. произошел резкий скачок в торговле между этими странам. Такой рост был связан по большей части с тем, что КНР стал экономически «открываться». После вступления в ВТО в 2001 г., была принята стратегия «Выхода за рубеж» для государственных предприятий, что активно стимулировало международную торговлю с Китаем. Малайзийские предприятия, которым становилось «тесно» в своей стране находили новый открывшийся китайский рынок выгодным для сбыта своих товаров. В основном наибольшим спросом пользовалась малайзийская электроника, а также пальмовое масло и продукты химической промышленности. Инвестиционные отношения Малайзии и Китая сложились довольно непросто. Так ряд малайских инвесторов считает, что в КНР нагроможденная бюрократическая система и отсутствие прозрачности, тогда как другие рассматривают свою успешную деятельность как «умение работать с материковыми китайцами».

 


Библиографический список
  1. Китай уже восьмой год подряд становится крупнейшим торговым партнером Малайзии // Синьхуа Новости. URL: https://russian.news.cn/2017-02/09/c_136043283.htm (дата обращения: 30.01.2024).
  2. China trade balance, exports and imports by country // World Integrated Trade Solution. URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CHN/Year/2009/TradeFlow/EXPIMP/Partner/by-country (дата обращения: 30.01.2024).
  3. Lее K. H. Malaysia–China Economic Relations: 2000–2010 // Series on Contemporary China. – Singapore: World Scientific Publishing, 2013. – P. 246.
  4. Historical data of Malaysia export 1995 // OEC World. URL: https://oec.world/en/profile/country/mys?yearlyTradeFlowSelector=flow0&yearSelector1=1995&depthSelector1=HS2Depth (дата обращения: 30.01.2024).
  5. Historical data of Malaysia export 2004 // OEC World. URL: https://oec.world/en/profile/country/mys?yearlyTradeFlowSelector=flow0&yearSelector1=2004&depthSelector1=HS2Depth (дата обращения: 30.01.2024).
  6. Historical data of Malaysia export 2006 // OEC World. URL: https://oec.world/en/profile/country/mys?yearlyTradeFlowSelector=flow0&yearSelector1=2006&depthSelector1=HS2Depth (дата обращения: 30.01.2024).
  7. Historical data of Malaysia export 2010 // OEC World. URL: https://oec.world/en/profile/country/mys?yearlyTradeFlowSelector=flow0&yearSelector1=2010&depthSelector1=HS2Depth (дата обращения: 30.01.2024).
  8. Value of goods exported from China to Malaysia from 2007 to 2022 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/525336/china-export-of-goods-to-malaysia/ (дата обращения: 30.01.2024).
  9. Lее K. H. Malaysia–China Economic Relations: 2000–2010 // Series on Contemporary China. – Singapore: World Scientific Publishing, 2013. – P. 252.
  10. Historical data of China export // OEC World. URL: https://oec.world/en/profile/country/chn?deltaTimeSelector1=deltaTime5&tradeScaleSelector1=tradeScale0&compareExports0=comparisonOption1&yearSelector1=2009 (дата обращения: 30.01.2024).
  11. 中国马来西亚双边经贸合作简况 (Краткий обзор двустороннего торгово-экономического сотрудничества Китая и Малайзии) // 中华人民共和国商务部 (Министерство торговли КНР). URL: http://yzs.mofcom.gov.cn/article/t/201602/20160201252459.shtml (дата обращения: 30.01.2024).
  12. Devadason E. S. Framing China-Malaysia Trade Relations Beyond ASEAN: Factoring the Regional Comprehensive Economic Partnership // The Journal of Developing Areas. – 2015. – №2. – Р. 46.
  13. Malaysia International Trade and Industry report 2010 // Ministry of International Trade and Industry Malaysia. URL: https://www.miti.gov.my/miti/resources/auto%20download%20images/55555e15dc816.pdf (дата обращения: 08.02.2024).
  14. China’s investment in Malaysia: Perceptions, Issues and Prescriptions // Socio-Economic Research Centre (SERC). URL: https://www.acccimserc.com/images/researchpdf/Final—China-Investments-in-Malaysia—Perception-Issuess-and-Prescript___.pdf (дата обращения: 08.02.2024).
  15. Barori S. Malaysia China Relations since Dr Mahathir Mohammad from hostility to accommodation: – Kolkata, 2012. – P. 87.
  16. Kaur G. Taking on the World (Cover story: Global Malaysians) // Malaysian Business. – 2006. – №1-15. – P. 25
  17. Cheng S. Malaysia’s intrepid companies // Malaysian Business. – 2006. – №1-15. – P. 36.
  18. Wang W., Lin Z. Investment in China: The Role of Southeast Asian Chinese Businessmen // China in the World: Contemporary Issues and Perspectives. – Kuala Lumpur: Institute of China Studies, University of Malaya, 2008.  – Pp. 150-154
  19. Devadason E. S. Framing China-Malaysia Trade Relations Beyond ASEAN: Factoring the Regional Comprehensive Economic Partnership // The Journal of Developing Areas. – 2015. – №2. – Р. 50.


Все статьи автора «Чуприкова Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: