К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ» ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ТУРИЗМ

Пятилетова Людмила Владимировна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат философских наук, доцент кафедры "УСЭС, ФиИ"

Аннотация
В статье рассматривается вопрос методики преподавания специального курса «Человек и его потребности» бакалаврам направления подготовки Туризм. Показано, как философская антропология в качестве составляющей спецкурса формирует базовый академический навык – навык критической рефлексии в предметном поле умений и навыков дисциплин, необходимых для работы в сфере туриндустрии: культурной, социальной, психологической антропологии, владение инструментарием которых позволяет мгновенно идентифицировать потребности клиента и конвертировать полученные знания «болей клиентов» в успешный туристический продукт.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В. К вопросу о методике преподавания спецкурса «Человек и его потребности» для бакалавров направления подготовки Туризм // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/02/101485 (дата обращения: 19.07.2024).

Одной из ключевых задач спецкурса «Человек и его потребности» является формирование у обучающихся навыка владения понятийным аппаратом, что позволяет в будущем решать задачи в области туризма максимально квалифицированно, профессионально. Особенно это касается задач, непосредственно связанных с одним из самых болезненных вопросов туристической индустрии, – собственно производством турпродукта (генерирование идеи нового тура, изучение спроса на него, а также процесс разработки).

Путь приобретения определённых навыков и умений будущим выпускником направления подготовки Туризм начинается с прочного владения, в первую очередь, понятийным аппаратом философской антропологии, обращённой к принципиальным аспектам человеческой онтологии, в том числе отраженной, в частности, в проблематике человеческих потребностей: понимание реалий и смыслов, «упакованных» в понятийном аппарате философской антропологии, играет решающую роль в становлении профессиональной культуры и темпе карьерного роста в сфере туристического бизнеса; философская антропология позволяет получить фундаментальные знания о природе и сущности человека, одной из современных «модификаций» которого является турист – потребитель услуг туристической индустрии.

Для понимания палитры человеческих потребностей, являющейся основой для формирования разнообразной востребованной турпродукции, необходим натренированный взгляд наблюдателя-профессионала – производителя туристического тура: способность мгновенно идентифицировать потребности (потенциального) клиента турфирмы, а также различать их в проекции потенциальных туристических локаций обширной палитры ландшафтов – природных, социальных, культурных.

Важнейший критерий классификации туров – туристическая мотивация. Она разнообразна, синтетична и «наращиваема» (в качестве примера – стремительно возникшая «пирамида потребностей» человека «общества переживаний»), детерминирует основное – вид туризма по (ключевой) удовлетворяемой потребности: отдых (рекреация), познание, шопинг, деловые (профессиональные) цели, гастрономия, событийный туризм, паломничество, этнотуризм, посещение экзотических мест и т.д. [1].

Нащупать эту потребность и материализовать её в востребованной туристической локации – в парадигме компетентностного подхода – один из сложно формируемых специальных навыков [2], начало которому лежит в освоении понятийного аппарата фундаментального раздела «Философская антропология» как составляющей спецкурса «Человек и его потребности».

Центральными понятия философской антропологии, сам процесс рефлексии над которыми напрямую отсылает в предметно-практическую область туриндустрии, являются «природа» и «сущность» человека.

Осмысление природы человека придаёт взгляду исследователя объём и динамику в рассмотрении человеческого бытия, «сущность» – понимание ключевого атрибута человеческого существования. Так, освоение значимых для понимания происхождения человека концепций в аспекте монолитной диады «природа – сущность» человека тренирует у студента, обучающегося по направлению подготовки Туризм, в частности, навык мгновенной идентификации ключевой и периферийных потребностей у клиента турфирмы.

Для этого предлагается глубокое погружение, в качестве примера, в несколько основных концепций, нацеленных на решение вопроса об антропогенезе, посредством выявления в них динамичных и существенных признаков человека. Это теологическая концепция, эволюционная, трудовая, теория «сверхживотного» В. Поршнева, теория З. Фрейда (человек как «раскаявшееся животное»), концепция Э. Кассирера (человек как символическое животное») [3].

Помимо выделения существенного качества из массы сопутствующих становлению человека как такового признаков необходимо также обогатить рефлексию навыком выделения контекста: способом посмотреть на человека иначе – в особой «экзистенциальной ситуации» (Э. Фромм), которая тоже становится его «абсорбированной сущностью»: поскольку человек принадлежит одновременно двум мирам (природному и духовному), противоречивость его природы составляет его суть. Таким образом, в выявлении потребностей туриста и умении видеть потребности в туристической локации подразумевают «бесшовную полиморфность» генезиса потребностей клиента, их «текучесть», обновляемость, латентную трансформацию.

Опознание, идентификация, анализ, конструирование разнообразных культурно-исторические типов человека, или модификаций человеческой природы и сущности, в процессе выполнения практических заданий также хорошо удаётся тренировать с помощью приобретаемого в процессе занятий обозначенного рефлексивного навыка, отработка которого, таким образом, переносит студента в область социально-культурной, психологической антропологии [4, 5, 6].

В заключение изучения блока «Философская антропология» также – в прикладном ключе – необходимо остановиться на уникальной модификации человека, сложившейся в середине ХХ века – массовом человеке, или человеке массы [7, 8], поскольку он образует основную целевую аудиторию потребителей услуг туристической индустрии. Именно благодаря распространению данного типа человека и возник массовый туризм, составляющий универсальный костяк туристических потоков [6].


Библиографический список
  1. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 252 с.
  2. Пятилетова Л. В. Методы преподавания философии в современном техническом вузе: «вызовы» и «ответы» в парадигме компетентностного подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). № 6. С. 26 – 29.
  3. Гуревич П.С. Философская антропология: учебн. пособие. М., 2010. 607 с.
  4. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник.  М., 1998. 192 с.
  5. Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. Человек и судьба в зеркале античной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 9 (сентябрь). С. 26 – 30.
  6. Пятилетова Л. В. Психологическая антропология туризма: массовый туризм в свете альтернативных антропологических практик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 7 (июль). С. 77 –89.
  7. Ортега-и Гассет Х.  Избранные труды. М., 1997. 704 с.
  8. Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Человек массового общества в его отношении к искусству и «аристократии»: «обнуление» и «конец культуры» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10 (октябрь). С. 31 – 35.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация