МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРРИКУЛУМОВ В ВЫСШЕМ ПРОЕКТНОМ ИТ-ОБРАЗОВАНИИ

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
профессор кафедры САМРТ-технологий, доктор технических наук, доцент

Аннотация
Предметом работы выступают методические и организационные аспекты формирования и практического использования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании; объект работы- качество в высшем проектном ИТ-образовании; целью работы является повышение качества высшего образования на основе формирования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании; для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: уточнение понятия, сущности и структуры куррикулумов, описание методических положений теории куррикулумов, описания и обсуждения организационных аспектов формирования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании, анализа рисков при формировании и использовании куррикулумов.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Методические и организационные аспекты формирования и практического использования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/08/100650 (дата обращения: 19.04.2024).

Введение. Актуальность статьи определяется потребностью в повышении качества высшего образования на основе обеспечения эффективности куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании.

Гипотезой статьи выступает предположение о том, что развитие методологии и организация работ по созданию и внедрению клиенториентированных куррикулумов может быть инструментом повышения качества высшего проектного ИТ-образования.

Целью работы является повышение качества высшего образования на основе формирования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании.

Для обеспечения достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- уточняется понятие, сущность (функции и роли) и особенности структуры куррикулумов;

- выполнено описание методических положений общей теории куррикулумов;

- описаны и обсуждаются организационные аспекты формирования и практического использования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании;

- проведен экспресс-анализ рисков при формировании и практическом использовании куррикулумов.

Объект работы- качество в высшем проектном ИТ-образовании.

Предметом работы выступают методические  и организационные аспекты формирования и практического использования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании.

Анализ публикаций по теме работы показывает следующее.

Ряд экспертов считает, что недостаточный, по их мнению уровень и неравномерность качества высшего образования могут быть препятствием для перехода предприятий на работу в рамках нового технологического уклада [1, с. 147-158]. В начале 21 века наблюдается развитие проектного образования [2, с. 587-590]. При этом само проектное образование выступает объектом исследований [3, с. 155-164]. Ученые пытаются определить потенциал проектного образования [4, с. 113-116]. Развитие и распространение проектного образования имеет международный характер [5, с. 29-35].

Создание и использование куррикулумов в педагогике имеет длительную историю [6, с. 148-167]. Применять куррикулумы можно в различных сегментах высшего образования, включая сферу менеджмента [7, с. 101-104].  Ученные изучают такие направления методологии куррикулумов:  принципы формирования и архитектуру куррикулумов по отдельным ИТ-дисциплинам (в частности по учебной дисциплине “Кибербезопасность”)  [8, с. 101-104]; особенности  создания куррикулумов и инновационный потенциал куррикулярних предложений [9, с. 86-95].  Куррикулумы можно считать методической основой развития СМАР-образования [10, с. 61].  Аналитики считают, что скрытые куррикулумы могут быть практически использованы при формировании профессиональных качеств специалистов, в частности экономистов [11, с. 253-257].

При этом важно, что дальнейшее развитие инновационной деятельности создает запрос на развитие проектной формы высшего ИТ-образования [12, с. 2]. Исследователи считают, что вопросы дифференциации в высшем образовании были актуальны в высшем образовании США в 1970-1990-е годы [13, с. 2]. Анализ показал, что приемы дифференциации длительное время используют и в педагогической работе в России [14, с. 2]. Проблема формирования алгоритмов создания куррикулумов в высшем ИТ-образовании и в начале 21 века описана в работе [15, с. 33-35].

Для снижения рисков кризисов в системе образования, развитие теории и практики применения куррикулумов должно быть ориентировано на: адаптацию всей национальной системы высшего образования и отдельных вузов к условиям нового 10-го технологического уклада [16, с. 56-72]; совершенствование методологии и организации проектной формы высшего ИТ-образования [17, с. 24- 34].

При этом клиентоориентированность куррикулумов может быть методом увеличсения качества высшего проектного ИТ-образования [18].

Теория куррикулумов может быть сформирована по аналогии общей теорией научной деятельности [19, с.2].

Проведенный анализ публикаций по теме этой статьи показал следующее:

- существует проблема повышения качества высшего образования;

- куррикулумы имеют длительную историю развития в педагогике высшей школы;

- куррикулумы считают важным способом повышения качества высшего образования, в том числе в сфере проектного ИТ-образования;

- сотрудники вузов активно исследуют отдельные актуальные вопросы создания и использования куррикулумов и другое.

При этом общая теория куррикулумов в целом в начале 21 века пока отсутствует. Такое положение может понижать эффективность процессов создания и практического использования куррикулумов в высшем ИТ-образовании в начале 21 века. Следовательно, задача развития общей теории куррикулумов в высшем образовании, в частности, в интересах  создания клинтооринтированных куррикулумов в проектном ИТ-образовании актуальна.

Метод. Под куррикулумов в настоящей работе предлагается понимать комплексный методический и организационный документ, целью которого является повышение качества высшего образования.

При этом эксперты отмечают, что слово «куррикулум» пока не часть используется в отечественной системе высшего образования. Поэтому нужно уточнить это понятие. Для этого следует остановиться на этом понятии подробней. Можно прогнозировать, что с развитием проектной формы ИТ-образование понятие куррикулум станет педагогической и управленческой категорией. Как известно, научными категориями считают ключевые понятия. Это дополнительно подтверждает актуальность настоящей статьи.

При этом нам известно, что понятие «куррикулум (англ. curriculum) чаще всего применяют как синоним термина «курс обучения» или понятия «программа курса обучения». В этой трактовке термин «куррикулум» (как программа курса обучения) включает методологию и понятие, которые используют в области высшего ИТ-образования, и которые могут означать: парадигму образования; комплекс вопросов связанных с педагогическим процессом;  методическую регламентацию образовательных процессов; рекомендации нацеленные на повышение результатов обучения; систему управления процессами проектного ИТ-образования.

При таком взгляде понятие «куррикулум» в данной статье будет трактоваться как понятие, представляющее собой: во-первых, программу образования (явный куррикулум);  расширение понятия «образовательная программа»(скрытый куррикулум). Возможность такой трактовки понятия «куррикулум» определяется существованием явных и скрытых куррикулумов [11, с. 253-257]. Исходя из этого в данной работе будем исходить из того, что структурно куррикулум включает в себя две части: первая часть представляет собой явный куррикулум, который идентичен понятию образовательная программа; вторая часть охватывает скрытый (неявный) куррикулум, который включает такие элементы: методологию преподавания (дидактику); организационную культуру программы обучения; систему мотивации студентов; облик (ключевые характеристики и структурные элементы) студенческой экосистемы в вузе, др.

Исторический анализ позволяет сказать, что предыдущий «пик» интереса к дифференциации в высшей школе США имел место в период 1970-1990-х годов [13, с.2]. Это соответствует началу предыдущего 9-го техуклада [16, с.56-72]. Одной из характерных черт высшего образования в условиях нового технологического уклада стане развитие педагогики и практики проектного ИТ образования. Под проектным ИТ-образование понимается такая форма высшего образования при которой в учебные планы включены образовательные проекты, которые рассматриваются как самостоятельный структурный элемент (объем проектной образовательной деятельности составляет не менее 20% учебной нагрузки) процесса обучения в ИТ -вузе.

Повышение внимания к проектному ИТ-образованию связано с интенсификацией инновационной деятельности, которая, становится в новом техукладе практически постоянной и реализуется в основном в форме инновационных проектов. Ожидается переход предприятий к проектной модели деятельности организации [17, с. 24- 34]. Сущность клиентооринтированности вузов описано в работе [18].

При этом прежде исследователям нее удалось выяснить причины и факторы такой дифференциации в высшем образовании [13, с.2; 14.с.2]. Теория технологических укладов позволяет заключить, что период активизации дифференциации в высшем образовании совпадает с периодом времени перехода высшей школы США к функционированию в условиях 9-го (предыдущего по отношению к настоящему времени) технологического уклада, который именовался «микропроцессоры» (с 1970 по 2010 гг.). При этом можно выдвинуть частную гипотезу о том, что скачкообразный рост новых технологий и был тогда источником и причиной необходимости дифференциации в высшей школе США. Нужно учитывать и то, что кастомизация считается одним из ключевых трендов предыдущего техуклада. Необходимость кастомизации формируется как следствие невозможности достичь высокого качества образовательного продукта при отсутствии кастомизации образования.

Теория технологических укладов создает дополнительные возможности установить причины и факторы дифференциации в высшем ИТ-образовании. Для этого можно использовать методы таких теорий: теории систем; теории технологических укладов;  общая теория педагогики (образованиелогия); теория дидактики (преподавания); методических положений дифференциации в высшем ИТ-образовании и др.

В процессе нужно учитывать, что в 2023 году ситуация в российском ИТ-секторе экономики усугубляется следующим: международные санкции в отношении ИТ-сектора национальной экономики приводят к необходимости самостоятельно разрабатывать ИТ-продукты; основные научно-педагогические кадры ориентированы на работу в роли «квалифицированных потребителей».

Это новые вводные, условия работы и относительно новая задача для отечественной экономики и всей системы высшего ИТ-образования.

Изучение положения в высшем ИТ-образовании показывает, что по причине становления нового техуклада в ближайшем будущем будет необходим переход к клиентоориентированной дифференциации в такого (и других) видах ИТ-образования. Это связано с неуклонным ростом числа профессий, в связи с чем требуется создать механизм дифференциации в высшем проектном ИТ-образовании.

Для образования в период 10-го техуклада будут присущи такие основные тенденции:

- развитие бережливого образования;

- унификации (Болонский процесс);

- дифференциации (кастомизация и клиентооринтированность);

- развитие СМАРТ-образования и другое.

При этом дифференциация может иметь две формы: кастомизация работы ИТ-вузов; клиентоорнинтированность ИТ-вузов.

Под кастомизацией функционирования ИТ-вузов будем подразумевать приспособление работы отдельных региональных и отраслевых вузов к текущим потребностям ключевых субъектов регионов и/или важной отрасли национальной экономики.

Под клиентоорнинтированностью ИТ-вузов станем понимать  способность этих вузов подготовить такие кадры для предприятий, которые будут способны сформировать и реализовать планы (программы) стратегического развития опорных предприятий вуза.

В период 2023 года и далее все ИТ-разработки в реальной экономике должны выполняться на всех уровнях технологической пирамиды в рассматриваемом ИТ-секторе.  Как известно, такого рода «технологическая ИТ-пирамида» включает следующие иерархические уровни: концептуальный (1-й); разработки технологий (2-й); проектирования средств производства(3-й); реализации производственных процессов(4-й); уровень технического сервиса и подготовки персонала(5-й) [19, с.2].

Клиенторинтировванность куррикулумов высшего проектного ИТ-образования может заключаться в том, что для подготовки специалистов на каждом из названных уровней технологической пирамиды в состав явных куррикулумов таких образовательных программ должны включаться (в вариативную часть) учебные дисциплины, отражающие специфику работы на этих уровнях, а именно:

1) в состав образовательной программы на 1-м уровне технологической пирамиды должны включаться такие дисциплины как: философия и методология науки, теория технологических укладов, теория систем и системный анализ, методы синтеза эффективных идей инновационных проектов, в частности, теория решения изобретательских задач и другие дисциплины, применяемые в поисковых научных исследования;

2) в структуру явного куррикулума специалистов, работающих на 2-м уровне техпирамиды нужно включить учебные дисциплины, направленные на синтез эффективных технологий: общая теория технологий, методы поисковых и нормативных научных исследований, теория сложных технологических систем, теория эффективности ИТ-технологий, программирование и другие;

3) в состав образовательной программы на 3-м уровне технологической пирамиды должны включаться такие теории, как: инженерное проектирование, теория бережливого производства, программирование,теория технического сервиса  и другие.

Аналогичным образом могут быть подобраны учебные дисциплины, отражающие специфику обучения специалистов для последующей их работы на 4-м и 5-м уровнях технологической пирамиды.

Кроме того, клинтооринтированные куррикулумы должны отличаться своими: темами и видами образовательных проектов; организационной культурой предметной и проектной частей обучения; системой мотивации студентов; обликом студенческой экосистемы [20] и другом.

При этом для оценки качества клиентооринтированного высшего проектного ИТ-образования должны использоваться различные критерии [18].

Анализ показывает, что функциями клиентоориентированных куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании можно назвать:

1)    интегративная функция куррикулума в рамках которой такой куррикулум системно объединяет все элементы, способствующие повышению качества высшего образования;

2)    адаптационная функция, в рамках которой куррикулум обеспечивает приспособление образовательного процесса к нуждам экономики и общества;

3)    дифференциации образовательных программ в соответствии с потребностями экономики и общества, стейкхолдеров;

4)    повышения качества высшего образования за счет согласования факторов и элементов образовательного процесса;

5)    согласования интересов стейкхолдеров образовательного процесса;

6)    отражения в образовательном процессе международного и отраслевого разделения и специализации труда и другое.

Ролями клиенториентированных куррикулумов можно назвать:

- повышения уровня удовлетворенности стейкхолдеров образовательного процесса (работодатели, студенты, преподаватели и др.);

- ускорения научно-технического прогресса(НТП);

- повышения качества товаров и услуг в реальной экономике.

Рассмотрим методологические положения общей теории куррикулумов в рамках полной теории науки- наукологии [19, с.14-21].

Общей теорией куррикулумов будем именовать науку о создании научных знаний в сфере проектирования и практического использования куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании. Такая теория охватывает комплекс научных проблем, философию, идеологию, политику, мотивы, методы, способы, инструменты, технологии инновационного создания куррикулумов (как объектов), механизмов создания куррикулумов и изучения жизненного цикла куррикулумов вплоть до момента их вывода из образовательного процесса.

С познавательной (гносеологической)  точки зрения общая теория куррикуломов может рассматриваться как методология исследования, анализа и управления методами решения научных и практических задач, стоящих перед современным высшим проектным ИТ-образованием.

Опишим научный метод, объект, предмет, функции и роли общей теории куррикулумов. Научным методом в общей теории куррикулумов будемназывать систему принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание педагогических процессов и социально-экономических результатов образовательной деятельности в рамках таких куррикулумов с учетом их обновления (модернизации).

Функции (от слова «исполняю») общей теории куррикулумов состоят в том, что в рамках этой научной дисциплины может быть выполнено в системе высшего образования, конкретных ИТ-вузах, а так же в политической, социальной, экономической, технологической, экологической подсистемах государства, глобальных общества и экономики.

Социально-экономическая значимость (роль) общей теории куррикулумов определяется эффективностью реализации тех ее функций, которые эта научная дисциплина реализует в отношении удовлетворения образовательных потребностей экономики и общества.

Ключевыми функциями общей теории куррикулумов можно считать следующие функции: методологическую функцию, познавательную и инструментальную функцию, законотворческую функцию, оптимизациионную, прогностическую, предупредительную, психологическую функции, функцию социализации знаний, функцию минимизации техногенных, экологических и социальных рисков, системообразующую функцию этой теории.

Методологическая функция общей теории куррикулумов заключается в разработке понятийного аппарата, теоретических основ научных исследований и методологии исследования явлений и процессов, формулировании законов и категорий этой научной дисциплины, разработке инструментов управления научным исследованием, инновационным проектом в сфере формирования куррикулумов и управления их жизненным циклом с целью  максимизации эффективности образовательной деятельности,  минимизации ущерба от рисков, порождаемых созданием и использованием таких куррикулумов.

Познавательная функция общей теории куррикулумов включает  процессы накопления, описания, изучения фактов действительности в сфере науки, инноваций, технологий на различных уровнях (глобальном, национальном, отраслевом, региональном и т.п.), анализ конкретных явлений и процессов в рамках процесса научных исследований в этой сфере.

Инструментальная (регулятивная) функция общей теории куррикулумов имеет практический характер, так как заключается в: оценке куррикулумов стейкхолдерами; синтезе способов и инструментов управления научными исследованиями куррикулумов; формировании рекомендаций администрациям вузов по модернизации куррикулумов и другом.

Законотворческая функция общей теории куррикулумов воплощается в процессе обоснования необходимости и разработки норм права, которые способствуют развитию теории и практики применения куррикулумов в высшем образовании на всех этапах (создание, использование, модернизация, вывод из образовательного процесса) их жизненного цикла.

Оптимизационная функция общей теории куррикулумов заключается в синтезе или выборе наилучших с определенной точки зрения, например, минимальных затрат, достижения безопасных и экологических условий и последствий создания и использования образовательных куррикулумов.

Прогностическая функция общей теории куррикулумов охватывает оценку состояния программ проектного ИТ-образования, его влияния на экономику и общество в будущем с точки зрения необходимости и возможности развития определенных видов клиентооринтированных куррикулумов в ИТ-образовании.

Предупредительная функция общей теории куррикулумов может иметь отражение в проведении упреждающих и профилактических мер по результатам прогноза развития теории и практики куррикулумов для предупреждения кризисов такого образования и негативных последствий для экономики и общества.

Психологическая функция общей теории куррикулумов состоит в объяснении субъектам образовательного процесса необходимость финансовых и других затрат на постоянное развитие теории и практики создания и реализации куррикулумовв рамках управления развитием системы высшего образования, системы управления научно-техническим прогрессом экономики и общества.

Функция социализации знаний в сфере общей теории куррикулумов заключается в распространении знаний о роли и значении куррикулумов в развитии системы высшего проектного ИТ-образования, анализе влияния куррикулумов на развитие современных науки, технологий, техники для современного государства и общества, необходимости эффективных мер по распространению знаний о куррикулумах среди широких слоев научно-педагогических работников ИТ-вузов, населения. Выполнение функции социализации общей теории куррикулумов имеет большое значение для обеспечения устойчивости развития и прогрессивного правового обеспечения развития системы высшего образования, экономики и общества.

Системообразующая функция общей теории куррикулумов состоит в накоплении знаний направленных на обеспечение создания адекватных куррикулумов, включая функции планирования, организации, мотивации и контроля результатов процессов жизненного цикла (создание, использование, модернизацию, вывод из образовательного процесса и др.) куррикулумов.

Ролями общей теории куррикулумов можно признать: во-первых, оптимизацию процессов развития сферы высшего проектного ИТ-образования; во-вторых, снижение рисков при проведении научных исследований и реализации инновационных проектов в области создания таких куррикулумов; в-третьих, повышение конкурентоспособности вузов и финансовых результатов в образовании и экономике.

Законами общей теории куррикулумов можно назвать устойчивые причинно-следственные связи между методами научных исследований, создания и реализации куррикулумов и их содержанием, методами реализации.

Могут быть описаны следующие законы общей теории куррикулумов:

1. Развитие общей теории куррикулумов связано со специализацией и разделением труда, постоянным ростом числа профессий.

2. Рост сложности куррикулумов отражает усложнение практики жизнедеятельности и сложности науки, экономики, образования, общественной жизни.

3. Наблюдается ускорение темпов старения знаний и моральное старение базирующихся на этих знаниях ИТ-куррикулумов.

4. Система управления созданием и внедрением куррикулумов имеет все более распределенный характер;

5. Увеличение многообразия куррикулумов связано с ростом сложности труда, разделением и специализацией труда.

6. Конкурекнция между ИТ-вузами осуществляется на основе создаваемых и реализуемых вузом куррикулумов.

7. Инструментом и методом создания куррикулумов является дифференциация в педагогике.

8. Жизненный цикл куррикулумов включает этапы: предпроектных исследований; создание куррикулума; использование куррикулума в образовательном процессе; модернизаци куррикулума; вывод устаревшего куррикулума из образовательного процесса.

Обсуждение. Алгоритмом формирования куррикулумов станем именовать последовательность выполняемых с этой целью действий. При этом механизмом создания клиентоориентированных куррикулумов (программ) высшего ИТ-образования станем называть комплекс (совокупность) способов и инструментов формирования явных и срытых куррикулумов в высшем ИТ-образовании.

В начале 21 века положение таково, что реально значительное число научно-педагогических работников (НПР) университетов не видят принципиального отличия между проектами в рамках предметного метода обучения (предметной педагогикой и дидактикой) и проектным методом обучения (проектной педагогикой и дидактикой).

Изучение и сравнительный анализ предметной и проектной педагогики преподавания (дидактики) показывает следующее:

1) при реализации курсового проекта по определенному предмету обучающийся (студент) работает один, при вертикальном (сверху вниз) руководстве научно-педагогического работника ( НПР, педагога), а при выполнении проекта в составе малой проектной группы несколько студентов работают вместе над одним проектом (реализуется компетенция работы в составе малой проектной группы) при этом руководство со стороны НПР (педагога) имеет как вертикальную, так и горизонтальную составляющие;

2) при выполнении курсового проекта по предмету студент работает над проектом по определенной кафедрой тематике, а при выполнении образовательного проекта в составе малой проектной группы тема проекта выдвигается самой этой группой и обсуждается с НПР;

3) в курсовом проекте студентом применяются компетенции студента по определенному предмету, а в коллективном образовательном проекте малая группа реализует комплекс необходимы компетенций, который носит межпредметный характер;

4) при выполнении курсового проекта все элементы этого проекта выполняются одним студентом, в то время как выполнении коллективного образовательного проекта производится декомпозиция и распределение задач между участниками проектной группы;

5) при выполнении курсового проекта подтверждаются знания студента по одному предмету, а при выполнении коллективного  образовательного проекта ставится цель коммерциализации знаний при этом комплексно используют знания из ряда дисциплин (экономика, маркетинг и др.) и другое.

Все это позволяет говорить о качественном отличии методологии и педагогики высшего предметного и высшего проектного ИТ-образования.

По причине многообразия программ высшего ИТ-образования нужно обосновать механизм дифференциации куррикулумов высшем ИТ-образовании. Развитие теории технологических укладов создает возможность практически применять прогностическую функцию этой теории (технологических укладов) для обоснования факторов и принципов дифференциации куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании в период нового техуклада.

Это связано с тем, что непрерывный рост количества профессий (прирост около 500 профессий в год) может рассматриваться как источник необходимости дифференциации в интересах обеспечения клиентоориентироваанности куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании. Поэтому можно предположить, что дифференциация должна быть основана на продуктовом подходе (образовательные продукты) и клиентооринтированности вузов [18].

Предлагается такой механизм создания клиентооринтированных куррикулумов высшего проектного образовательного процесса в ИТ-сфере:

1) формирование теории технологических укладов в интересах выделения факторов нового  технологического уклада, оказывающих воздействие на систему высшего проектного ИТ-образование; б

2) дальнейшее развитие научно-методической платформы и методологических положений общей теории высшего проектного ИТ-образования;

3) описание элементов и исследование всего механизма адаптации высшего проектного ИТ-образования к условиям нового техуклада;

4) описание функций и ролей проектного высшего ИТ-образования как структурного элемента механизма адаптации ИТ-сферы экономики и общества к функционированию в условиях нового техуклада;

5) структурирование, описание и изучение факторов дифференциации высшего проектного ИТ-образования в период нового техуклада;

6) исследование структуры и элементов куррикулума высшего проектного ИТ-образования;

7) синтез методики формирования явного куррикулума клиентооринтированного высшего проектного ИТ-образования;

8) формирование методики создания скрытого (неявного) куррикулума высшего проектного ИТ-образования;

9) исследование и описание  рисков на всех этапах жизненного цикла куррикулума высшего проектного ИТ-образования;

10) согласование куррикулума со всем стейкхолдерами образовательного процесса;

11) мониторинг и оценка уровня эффективности  куррикулума;

12) корректировка облика и характеристик элементов куррикулума (модернизация куррикулума) по результатам мониторинга его эффективности;

13) вывод из образовательного процесса куррикулкмов, не показывающих достаточной эффективности и другое.

В целом можно сказать, что использование понятия «образовательная программа» дает: во-первых, дает формализованное и более узкое представление образовательного процесса по сравнению с анализом программе в формате куррикулумов; во-вторых, применение понятия «образовательная программа» не позволяет отразить неявные знания об этой программе.

При этом практическое использование термина «куррикулум» в описанной в этой статье трактовке позволяет интегрировать формальные (явный куррикулум) и неформальные (скрытый куррикулум) составляющие в ходе подготовки и реализации образовательных программ. Использование термина «куррикулум» дает более обширное представление о содержании и педагогике высшего проектного ИТ-образования, что может способствовать повышению качества такого образования.

При создании и использовании куррикулумов важно провести анализ рисков, связанных с созданием и внедрением таких клиентооринтированных куррикулумов в высшем ИТ-образовании. Под риском создания и практического использования курикулумов будем понимать возможность снижения качества высшего образования (отрицательного отклонения качества) высшего образования.

Эти риски создания и практического использования куррикулумов могут быть сегментированы на внутренние и внешние.

В число внешних рисков создания клиентоориентированных куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании можно включить: неопределенность долговременных трендов глобального научно-технического прогресса; неправильное понимание стратегии развития базовых предприятий отрасти; отсутствие политики формирования клиентоориентированных куррикулумов в ИТ-вузе и другое.

К внутренним рискам создания и внедрения ИТ-куррикулумов можно отнести:  неготовность административных и научно-педагогических работников вузов к широкому созданию и внедрению образовательных куррикулумов; непонимание значения куррикулумов в процессе повышения качества высшего образования в условиях нового технологического уклада; недостаточная компетентность научно-педагогических работников вузов; организационная культура вуза и другое.

Заключение. В работе сформулированы методические и организационные положения позволяющие повысить эффективность куррикулумов в высшем проектном образовании. Для этого в работе были описаны: функции, роли куррикулумов; сформулирована общая теория куррикулумов в высшем образовании в периоде 10-го техуклада, описано применение этой теории при разработке клиентоориентированных куррикулумов в высшем проектном ИТ-образовании, описаны жизненный цикл и механизм создания таких куррикулумов, изучаются риски создания и внедрения куррикулумов. В качестве рекомендации по развитию темы статьи рекомендуется развивать методологию и исследовать теорию и практику создания клиентооринтированных куррикулумов в высшем ИТ-образовании.


Библиографический список
  1. Тухтарова Е.Х. Перспектива перехода России на новый технологический уклад. Вопросы экономики. 2023;(8):147-158. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-8-147-158
  2. Нетесова Н.И. Развитие проектного метода в системе образования//Молодой ученый. 2014. № 19. С. 587-590.
  3. Гулько О.В. Проектное образование в проблемной поле философии образования//Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2016. № T8. С. 155-164.
  4. Пикалова А.А. Потенциал проектного подхода в системе профессионального образования для развития компетенций студента//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 591-2. С. 113-116
  5. Абдурахманова А.Т. Проектная деятельность в образовании: на примере реализации национальной программы образования (Узбекистан)//Коллекция гуманитарных исследований. 2023. № 1 (35). С. 29-35.
  6. Пичугина В.К. Геракл как плохой ученик: особенности куррикулума для древнегреческого героя//Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 2 (83). С. 148-167.
  7. Стрекалова Г.Р., Кравченко Е.В. Формирование куррикулума для образования бакалавров менеджмента//Управление устойчивым развитием. 2016. № 4 (05). С. 101-104.
  8. Сухомлин В.А., Белякова О.С., Климина А.С., Полянская М.С., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Архитектура и принципы разработки куррикулума для дисциплины “Кибербезопасность”//Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16. № 4. С. 927-939.
  9. Финин Г.И. Специфика разработки куррикулуму в современном образовании и инновационный потенциал куррикулярних предложений//Вісник Національного університету “Юридична академія України імені Ярослава Мудрого”. Серія: Філософія, філософія права, політологія, соціологія. 2019. № 1 (40). С. 86-95.
  10. Соломин В.П., Румянцев И.А., Смирнов В.А.Куррикулум – методическая основа дистанционного образования//В сборнике: Региональная информатика – 98. РИ-98. Труды VI Санкт-Петербургской международной конференции, Санкт-Петербург, 2-4 июня 1998 г.. Санкт-Петербургское Общество Информатики, Связи и Управления. 1999. С. 61.
  11. Мишина С.В. Формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов посредством скрытого куррикулума//Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 4 (85). С. 253-257.
  12. Глущенко, В.В. Проектное высшее образование в сфере ИТ-технологий: учебное пособие / В.В. Глущенко. – Москва: Московский Политех, 2023. – 1CD-R. – Загл.с титул. экрана. – Текст: электронный. ISBN 978-5-2760-2761-6.
  13. Иванова А. В. Дифференциация обучения в высшей школе США, 70-90-е годы, XX века : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 1998 176 c. РГБ ОД, 61:98-13/1000-7
  14. Арапов А.И. Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX – начала XX века : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Новосибирск, 2000 150 c. РГБ ОД, 61:01-13/1430-9
  15. Глущенко В.В. Алгоритм формирования клиентооринтированного куррикулума в высшем проектном ИТ – образовании//В сборнике: Внедрение передового опыта и практическое применение результатов инновационных исследований. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 33-36.
  16. Глущенко В.В. Теории технологических укладов, сложных систем, кризисологии и системного анализа процессов технологического развития. – г. Москва: Глущенко Валерий Владимирович, 2023. –  168 с.
  17. Glushchenko V.V. (2022) The concept of project activity of organizations in the period of the 9th technological order// The scientific heritage, 2022, VOL 4, No 83 (83) (2022), р. 24- 34. DOI: 10.24412/9215-0365-2022-83-4-24-34 http://www.scientific-heritage.com/wp-content/uploads/2022/02/The-scientific-heritage-No-83-83-2022-Vol-4.pdf
  18. Glushchenko V.V., Glushchenko I.I. Improvement of the quality of higher polytechnic education on the basis of a customer-oriented approach// International Scientific Conference “FarEastCon” (ISCFEC 2018). ISCFEC 2018 took place on October 2-4, 2018 in Vladivostok, Russian Federation. https://doi.org/10.2991/iscfec-18.2019.19 .
  19. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности – г. Москва: Глущенко Ирина Ивановна, 2015. – 116 с.
  20. Глущенко В.В. Применение СМАРТ-технологий для развития студенческой экосистемы вуза // Современные научные исследования и инновации. 2022. № [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99250 (дата обращения: 02.12.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация