ПРИМЕНЕНИЕ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
доктор технических наук, доцент

Аннотация
Предметом статьи являются методические аспекты развития студенческой экосистемы вуза; объектом статьи выступает студенческая экосистема университета; целью работы выступает повышение эффективности процесса создания студенческой экосистемы университета; для достижения поставленной цели решаются такие задачи: определения сущности и состава студенческой экосистемы университета; синтез концептуального подхода при проектировании студенческой экосистемы университета; анализа возможности применения новых методов управления при развитии студенческой экосистемы университета; рассматривается организационная культура студенческой экосистемы университета; изучаются возможные показатели оценки эффективности студенческой экосистемы университета; проводится анализ источников рисков создания студенческой экосистемы университета; научными методами в статье выступают: теория управления; экосистемный подход; исторический анализ; системный синтез и анализ; методология эргономического дизайна; прогнозирование; научная новизна статьи связана с развитием методов синтеза и анализа студенческих экосистем в вузах

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Применение СМАРТ-технологий для развития студенческой экосистемы вуза // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99250 (дата обращения: 23.09.2024).

Введение. Актуальность темы статьи определяется необходимостью роста уровня высшего образования в вузах в условиях перехода к новому технологическому укладу. В период нового 10-го технологического уклада (2010-2040 гг.) новыми формами ведения бизнеса можно считать: применение САМАРТ-технологий в управлении; создание различного рода экосистем; формирование кластеров; создание технологических платформ и другое. Развитие студенческих экосистем в вузах (охватывают внеаудиторную жизнедеятельность студента) может рассматриваться как одно из направлений роста качества высшего образования в этот период.

Гипотезой статьи выступает допущение о  том, что развитие студенческих экосистем в вузе способно повысить качество высшего образования и эффективность процессов развития национальных экономик.

Целью работы выступает повышение эффективности процесса создания студенческой экосистемы университета.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:

- определения сущности и состава студенческой экосистемы университета;

- синтез концептуального подхода при проектировании студенческой экосистемы университета;

- анализа возможности применения новых методов управления при развитии студенческой экосистемы университета;

- рассматривается организационная культура студенческой экосистемы университета;

- изучаются возможные показатели оценки эффективности студенческой экосистемы университета;

- проводится анализ источников рисков создания студенческой экосистемы университета.

Объектом статьи выступает студенческая экосистема университета.

Предметом статьи являются методические аспекты развития студенческой экосистемы вуза.

Высказывается мнение, что процесс формирования нового технологического уклада можно рассматривать как период интенсивного синтеза СМАРТ-технологий [1, с. 199-202; 2, с. 173-180; 3, с. 54-60].

При формировании нового техуклада открывается возможность преодоления кризиса, вызванного завершением предыдущего техуклада [4, с. 5-11].  Формирование нового технологического уклада требует изменений не только в сфере технологий, но и в гуманитарной области [5, с. 55-66]. Смена технологических укладов в экономике приводит и к изменениям в программах подготовки студентов [6, с. 38]. Для роста эффективности процессов перехода отраслей экономики к новому технологическому укладу была сформирована теория технологических укладов [7, с. 65-82]. Одним из новых направлений развития вузов считают развитие экосистемного подхода [8, с. 2]. Исследователи анализируют понятие экосистем и их виды [9, с. 23-24]. Ученные проводят сравнительный анализ различия разных видов экосистем [10, с. 103-111]. В интересах увеличения эффективности экосистем может использовать методология эргодизайна [11, с. 155-161]. Теоретические основы методологии эргодизайна были изложены в таких работах [12, с. 2; 13, с. 2; 14, с. 46-50]. Важное значение в период нового технологического уклада может иметь  концепция бережливого производства в высшем образовании  [15, с. 240–256].

Увеличение мотивации студентов может быть инструментом роста качества высшего образования в вузах [16, с. 336-340]. В связи с этим исследует тренды в профессиональной мотивации студентов [17, с. 227-228]. Для увеличения мотивации студентов вузов можно разрабатывать политику мотивации студентов вуза [18, с. 218-236]. При этом для роста качества высшего образования большое значение имеет степень клиентоориентированности вуза [19]. Для обеспечения роста уровня высшего образования применяют методы оценки и  менеджмент качества высшего образования в вузах [20, с. 2-14; 21, с. 17-24].

Следует отметить, что в ситуации формирования нового техуклада создаются новые подходы в инновационной деятельности. Например, развивается методология САМАР-технологий, эргодизайна, дизайн-мышления. Дизайн-мышление может приводить к росту эффективности менеджмента инновационными проектами  [22, с. 2; 23, с. 245-254; 24, с. 20-25; 25, с. 489-500]. В начале 21 века все чаще для увеличения эффективности управления используют СМАРТ-технологии [26, с.2].

Выводом по результатам анализа научных статей по теме этой статьи является то, что выполненный анализ таких работ не позволил выявить статьи посвященные создания студенческих экосистем в вузах. Это может свидетельствовать об актуальности и научной новизне данной статьи.

Метод. Характерной чертой нового технологического уклада является развитие СМАРТ-технологий. Понятие «СМАРТ-технологии» объединяет широкий класс технологий различного назначения. Анализ показывает, что общими чертами САМТ-технологий являются такие черты, входящих в этот класс технологий: использование передовых достижений науки и техники; достижение значительного эффекта по сравнению с аналогами; гармонизация взаимодействия элементов этих технологий и другое. Анализ показывает, что к разряду СМАРТ-технологий можно отнести: экосистемный подход; эргодизайн; дизайн-мышление; управление брендами и другое.

Системный анализ позволяет говорить о том, что при переходе к новому технологическому укладу изменяются не только технологии производственной деятельности. В тесной связи с технологическими изменениями происходят изменения и в таких сферах: кредитно-денежные отношения; формы ведения бизнеса; методы управления; формы научной и инновационной деятельности; виды образовательной деятельности. Эти изменения социальных и профессиональных институтов определяются тем, что для обеспечения эффективного функционирования новых технологий должны создаваться новые социальные и профессиональные институты [7, с. 65-82]. Так в начале 21 века основными трендами изменений в системе высшего образования можно назвать: развитие дистанционного образования; применение проектного метода в образовательной деятельности; повышение уровня клиентоориентированности университетов; расширение применения в образовательной деятельности методологии бережливого производства; повышение уровня мотивации студентов в процессе обучения; расширение практики тьюторства и наставничества; формирование экосистем в сфере высшего образования и другое.

Иногда инициаторами инноваций выступают сами студенты. Известны факты, когда  инновации в студенческой среде становятся глобальными и имеют цивилизационные последствия. Например, известен факт, что студенческая инновация в сфере личностных коммуникаций студентов в кампусе университета трансформировалась в глобальную сеть Facebook.

В условиях формирования нового технологического уклада появляются экосистемы в сфере образования. Вся система высшего образования и ее элементы могут иметь форму специализированных экосистем.

Студенческой экосистемой университета (СЭУ) станем называть совокупность ИТ- сервисов, направленных на рост творческого потенциала, повышение уровня образования и комфортности жизни студентов в рамках образовательного процесса в университете. Необходимо подчеркнуть, что создание студенческой экосистемы университета охватывает процессы за пределами аудиторной работы студента. Студенческая экосистема университета непосредственно не затрагивает образовательный процесс в университете.

Сущность студенческой экосистемы университета могут объяснить ее функции и роли в образовательном процессе и жизни студентов.

Функциями студенческой экосистемы университета можно назвать:

1)    Снижение затрат времени и энергии студентом на поиск образовательной литературы и другого образовательного контента в процессе самостоятельной работы студентов;

2)    Рост степени вовлеченности студентов в организацию жизни студента вне аудиторного учебного процесса;

3)     Переход к сопричастному управлению процессами внеаудиторной жизнедеятельности студентов;

4)    Снижение непроизводительных потерь времени и энергии студентов при решении их бытовых проблем;

5)    Развития деятельностной составляющей в процессе обучения студентов в университете;

6)    Повышение эффективности и комфорта студентов в процессе их отдыха от занятий;

7)    Расширения деловых и личных коммуникаций студентов в процессе их обучения в университете;

8)    Улучшение морально-психологической атмосферы и уровня взаимной поддержки в студенческой среде;

9)    Развития инновационной организационной культуры в студенческой среде университета  и другое.

Ролями создания студенческой экосистемы университета можно назвать: повышение качества высшего образования; рост вовлеченности студентов в самостоятельный образовательный процесс; повышения уровня комфортности бытовых и социальных условий жизни студентов и другое.

Парадигмой развития студенческой экосистемы университета станем называть системной объединение таких элементов ее развития как философия, идеология, политика, организационная культура, миссия, цели и видение развития этой экосистемы. Практическая необходимость формирования такой парадигмы определяется стремлением гармонизировать эти элементы парадигмы между собой. Процесс формирования парадигмы развития (в данном случае студенческой экосистемы университета) может рассматриваться как применение СМАРТ -подхода в процессе создания этой системы. Такое САМРТ-управление процессом развития студенческой экосистемы университета, в частности, предполагает проверку целей создания этой экосистемы на ее соответствие таким требованиям (конкретная, измеримая, достижимая, значимая, своевременная (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timely)) [23, p.2].

Философией создания студенческой экосистемы университета станем называть наиболее мудрый и общий взгляд на процесс и результаты развития студенческой экосистемы в университете. На основе философии создания студенческой экосистемы формируются принципы, культура, идеология и политика развития такой экосистемы в университете.

Философия развития студенческой экосистемы университета должна формировать, отражать механизм влияния этой экосистемы по таким направлениям: повышение качества образования в университете; рост деятельностной части в университетской подготовке студентов; повышение степени комфортности бытовых условий жизни студентов; повышение качества трудовых ресурсов; увеличение творческого потенциала трудовых ресурсов; развитие деловых и личных коммуникаций студентов; улучшение морально-психологической среды и др.

Под механизмом влияния студенческой экосистемы университета на качество трудовых ресурсов в национальной и глобальной экономике станем понимать систему методов и форм с использованием которых названная система способно оказывать влияние на отдельные характеристики жизни студентов и качество выпускаемых университетом трудовых ресурсов в целом.

При этом сервисы, включаемые в студенческую экосистему университета должны быть направлены на: оптимизацию действий студентов во внеаудиторное время и во время выполнения бытовых действий.

Основой философии развития студенческой экосистемы университета  можно считать логическую цепочку, которая отражает влияние сокращение непроизводительных потерь усилий и времени студентов в процессе их обучения в университете и проживании в кампусе университета.

Поэтому значительное место в философии построения студенческой экосистемы университета должна занимать мысль, направленная на сокращение непроизводительных потерь времени студентов в учебном процессе (например, на поиск необходимой информации) и в быту (например, времени поиска нужной аудитории или корпуса кампуса университета).

Студенческую экосистему университета необходимо проектировать. Проект студенческой экосистемы-это образ будущего этой экосистемы.

Облик студенческой экосистемы включает основные характеристики и описание структуры этой экосистемы.

Философия проектирования и создания студенческой экосистемы университета принципами можно считать такие положения:

- основным мотивом создания сервисов, включаемых в студенческую экосистему университета можно считать повышение качества образования и качества жизни студентов, развитие творческих способностей студентов;

- студенческая экосистема университета создается студентами для самих студентов, на основе изучения проблем и потребностей студентов;

- в ходе проекта создания студенческой экосистемы университета студентами используются передовые ИТ-технологии и результаты обучения в университете;

- в процессе создания студенческой экосистемы университета применяется постиндустриальный подход, который означает активное использование достижений науки для создания новых потребностей у студентов;

- основой создания студенческой экосистемы университета можно считать деятельностное участие самих студентов в улучшении внеаудиторного образовательного процесса и быта студентов;

- основой создания студенческой экосистемы университета является личная и групповая инициатива студентов;

- поощряется коллективное и индивидуальное выдвижение идей по повышению качества образования и комфортности жизни студентов;

- принцип самоорганизации и горизонтальных коммуникаций студентов в процессе их участия в создании студенческой экосистемы университета;

- добровольность участия студентов в создании студенческой экосистемы университета;

- уважение авторских и других прав участников процесса создания студенческой экосистемы университета;

- принцип свободы творчества и самореализации участников в процессе создания студенческой экосистемы университета и другое.

Эти принципы создания студенческой экосистемы университета можно одновременно считать ценностями  организационной культуры названной экосистемы. При этом, как известно, под организационной культурой понимается: набор принципов и верований участников процесса создания такой экосистемы; комплекс норм поведения, определяющих реагирование организации (этой экосистемы) на возникающие в процессе развития проблемы; взаимоотношения стейкхолдеров с участниками процесса создания студенческой экосистемы университета. К ценностям организационной культуры принято относить все, что способствует развитию и повышению эффективности студенческой экосистемы университета. Идеологией функционирования студенческой экосистемы вуза можно назвать: 1. Основную идею создания такой системы (повышение качества высшего образования при деятельностном участии в этом процессе самих студентов);

2. Способ распределения власти в процессе создания студенческой экосистемы университета (опора на лидерство и личную власть (экспертную власть, харизму, право на власть и др.)) участников процесса создания этой экосистемы. Политикой создания студенческой экосистемы университета можно считать набор мероприятий, направленных на достижение целей процесса создания такой экосистемы. При этом политика создания студенческой экосистемы университета делится на стратегию и тактику этого процесса.    Стратегия развития студенческой экосистемы университета обеспечивает долговременные результаты создания такой системы. Тактика создания обеспечивает решение текущих проблем и устойчивость процесса создания студенческой экосистемы университета.

Основой для определения облика студенческой экосистемы университета может быть концепция названной экосистемы. Под концепцией создания студенческой экосистемы университета будем понимать системный взгляд на следующие аспекты ее развития: облик этой экосистемы (характеристики и структура экосистемы); место и роль студенческой экосистемы университета в жизни студента; роль студенческой экосистемы университета в процессе повышения качества высшего образования. В состав студенческой экосистемы университета входят сервисы, которые могут быть ориентированы на получение таких эффектов: увеличение деятельностной составляющей в процессе обучения студентов; повышение эффективности жизнедеятельности студентов во внеаудиторное время; снижение потерь времени в процессе внеаудиторной жизни, другое. Под миссией студенческой экосистемы университета станем понимать описание значения развития таких систем для общества в целом. Миссией студенческой экосистемы университета можно считать повышение эффективности общественного производства на основе повышения качества высшего образования в вузе путем снижения потерь времени студентов и повышения уровня комфортности процесса образования.

Видением развития студенческой экосистемы университета можно называть вдохновляющий студентов сценарий развития этой системы в вузе. Видение развития должно показывать, как из нынешнего своего состояния студенческой экосистемы университета перейдет в перспективное ее состояние. Видение развития студенческой экосистемы университета может иметь форму сценария развития этой экосистемы.

Целью создания студенческой экосистемы университета будем считать повышение качества высшего образования за счет интенсификации ряда факторов, в том числе вне аудиторной образовательной деятельности студентов. Для уточнения структуры элементов цели студенческой экосистемы университета может формироваться граф-дерево целей этой экосистемы, которое отражает взаимосвязи целей этой системы различных иерархических уровней. Методика построения граф-дерева целей известна.

Механизмом влияния студенческой экосистемы университета на качество образования в вузе назовем систему методов и форм, посредством которых эта экосистема может оказывать такое влияние на уровень образования в вузе. Факторами влияния студенческой экосистемы университета на повышение качества образования в вузе можно назвать: развитие деятельностного подхода в образовании студентов (сервисы делают студенты и для студентов); развитие деловых и личных коммуникаций между студентами в процессе создания и функционирования студенческой экосистемы университета; сокращение непроизводительных затрат времени и сил студентов в процессе внеаудиторной их деятельности;  повышение уровня информированности студентов об имеющихся у них возможностях воспользоваться поддержкой вуза или со стороны студенческой экосистемы университета; улучшения профессиональной ориентации и содействия в трудоустройстве студентов во время обучения и после него и другое. Предполагается, что интенсификация воздействия этих факторов приведет к повышению качества высшего образования, что в свою очередь будет генерировать повышение эффективности общественного производства.

Структурой студенческой экосистемы университета назовем совокупность ее элементов и связей между ними. В структуру студенческой экосистемы университета могут входить элементы, которые порождают факторы влияния этой системы на качество образования. Это могут быть такие ИТ-сервисы:

- сервис по развитию личных коммуникаций и оказании взаимопомощи между студентами в процессе прохождения им курса обучения в условиях внеаудиторной работы (может включать видеолекции студентов, информационный обмен связанный с изучением книг и научных статей и др.);

- сервис по дополнительной профессиональной ориентации студентов и помощи в трудоустройстве с учетом стадии обучения в вузе;

- сервис по минимизации времени поиска студентом аудиторий, помещений в кампусе, столовой, прачечной, парикмахерской  и др.;

- сервис по помощи студентам в оптимизации расходов студентов на одежду и формирование собственного стиля в одежде;

- сервис по развитию общей (музейной, художественной и др.) и музыкальной культуры студентов, включая музыкальную самореализацию студентов в различного рода музыкальных, театральных студиях и кружках;

- сервис по подбору предприятий для прохождения практики и трудоустройству во время обучения и/или после окончания университета;

- сервис по фитнесу, спортивным секциям, путешествиям и другое.

При создании студенческих экосистем в университетах могут быть использованы дизайн-мышление и эргодизайн.

Дизайн-мышление может рассматриваться как перспективный способ инноваций и эргодизайна в области высшего образования [22-25].

Обсуждение. Поскольку студенческая экосистема университета является сложной системой, то между ее иерархическими уровнями и элементами могут возникать конфликты и дисгармония. Для устранения такой дисгармонии между организационными условиями развития различных элементов студенческой экосистемы университета рекомендуется использовать метод эргодизайна.

Эргономический дизайн при создании студенческой экосистемы университета может использоваться для решения таких задач: создание гармоничных между собой сервисов (набора элементов); обеспечение восприятия стейкхолдерами набора элементов такой экосистемы как единого целого; гармонизации отношений между элементами внутренней среди этой экосистемы; гармонизации отношений между студенческой экосистемой университета и ее внешней средой (университетом, работодателями, студентами и др.).

Характерной чертой студенческой экосистемы университета можно считать то, что они комплексно обеспечивают безопасную и комфортную жизнедеятельность студентов во внеучебное время.

Функционирование студенческой экосистемы университета должна отвечать таким требованиям: безопасности жизнедеятельности студентов во внеурочное время; устойчивости развития этой экосистемы; высокой степени полноты удовлетворения потребностей студентов университета; минимизации ущерба окружающей среде; своевременное восстановление окружающей среды в случае нанесения ущерба внешней среде; наиболее полно удовлетворять противоречивые потребности стейкхолдеров с учетом возможной противоречивости этих требований заинтересованных сторон.

К характерным чертам студенческой экосистемы университета можно отнести: комплексное обслуживание социальных потребностей студентов университета; стремление избежать конкуренции между университетами за счет создания оригинальной системы комплексного обслуживания социальных потребностей студентов; опора на традиционный образ жизни студентов университета; ориентация на весь период обучения студента в университете; учет мнения и интересов жителей региона базирования; учет мнения бизнеса, др.

В 2022 году развитие студенческих экосистем университетов  может рассматриваться в качестве новой, дополнительной к основной парадигмы управления качеством высшего образования. В процессе модернизации технологического университетов должны учитываться традиционные способы жизнедеятельности всех категорий стейкхолдеров этого университета. Такая парадигма должна быть основана на интересах, потребностях и привычках различных категорий стейкхолдеров (бизнеса, студентов, преподавателей и др.) университета. Методологией создания студенческих экосистем университетов может быть названа антропогенная экосистемная инженерия. Такая экосистемная инженерия может быть определена как новая область знаний. Эта область знаний гармонично объединяет знания из различных областей науки и практики в интересах эффективного решения задач создания студенческих и других видов антропогенных экосистем.  К научным методам антропогенной экосистемной инженерии можно отнести: теорию организаций; теорию поведения; экономика; маркетинг мест (университетов); дизайн-мышление; эргодизайн и другие направления современной науки.

Этапами создания студенческих экосистем университетов можно признать: предпроектные исследования (аванпроект); разработка проекта определенной студенческой экосистемы университета; практическая реализация проекта студенческой экосистемы университета; наблюдение и анализ эффективности такой экосистемы.

Под эргодизайнерским проектированием студенческой экосистемы университета станем понимать процесс создания проекта такой студенческой экосистемы на основе активного использования методологии эргодизайна.

Эргономический дизайн на этапе синтеза облика студенческой экосистемы может решать проблемы: выявления факторов структурирования такой экосистемы; оптимизации облика подсистем студенческой экосистемы; гармонизации взаимосвязей между различными элементами этой экосистемы.

Эргодизайн организационной культуры студенческих экосистем университетов может решать такие задачи: оптимизация элементов организационной культуры; гармонизация отношений между элементами организационной культуры экосистем.

Под эффективностью студенческих экосистем университетов условимся понимать способность этой экосистемы достигать поставленных перед ними целей при условии выполнения этой экосистемой определенных ограничений. Это могут быть ограничения; на объемы имеющихся в их распоряжении ресурсов; на время реализации определенных социально-экономических процессов.

Использование методологии эргономического дизайна при проектировании таких студенческих экосистем университетов может: повысить эффективность таких экосистем; создать синергетический эффект в функционировании таких систем за счет более эффективного взаимодействия элементов таких экосистем. Уровень эффективности студенческих экосистем университетов можно оценить с использованием критериев оценки эффективности функционирования таких экосистем. Под критерием оценки эффективности студенческих экосистем университетов можно понимать правило выбора наилучшего варианта такой экосистемы из ряд альтернативных вариантов такой экосистемы.

Критерий оценки эффективности студенческой экосистемы университета  экосистемы может быть синтезирован с использованием показателей эффективности такой экосистемы. Показателем эффективности студенческой экосистемы университета можно назвать важнейшие показатели такой экосистемы, отражающие ее назначение и основные характеристики.

В качестве показателей эффективности функционирования студенческой экосистемы университета можно назвать: рост численности студентов университета; уровень конкуренции между абитуриентами университета; рост качества высшего образования; рост уровня доход выпускника университета; степень удовлетворенности выпускников университета; индекс счастья студентов университета; степень удовлетворенности бизнеса качеством образования и другое. В качестве основных задач эргономического дизайна на этапе формирования наборов критериев оценки эффективности студенческих экосистем университетов можно назвать: выделение наиболее важных показателей функционирования такой экосистемы; оптимизация набора параметров эффективности студенческой -экосистемы университета и другое.

Риск при создании студенческих экосистем университетов состоит в возможности отрицательных отклонений в процессах функционирования таких  антропогенных экосистем. Риски при создании студенческой экосистемы университета могут состоять в следующем: неправильном определении миссии и целей деятельности такой экосистемы; неправильном определении структуры такой экосистемы; неправильном определении желательных характеристик такой экосистемы; отсутствии ресурсов для развития такой экосистемы и др.

Задачами эргономического дизайна при исследовании рисков создания студенческой экосистемы университета можно считать следующее: анализ значимости отдельных рисков с учетом условий функционирования этой экосистемы; ранжирования рисков такой экосистемы по важности их последствий и/или скорости наступления последствий; оптимизация методов управления рисков в студенческой экосистеме и другое.

Оригинальность студенческой экосистемы университета базируется на следующих факторах: конкурентные преимущества университета в системе высшего образования; конкурентные недостатки университета; рыночная позиция университета на национальном и глобальном рынках образовательных услуг; уровень клиентооринтированности университета; специализация базовых партнеров и работодателей для выпускников университета; организационная культура университет и его студенческой среды и другое. В настоящей работе развиваются положения работ [27, p. 51-53; 28, p. 29-31].

Заключение. В статье обсуждается: возможность применения СМАРТ-технологий в сфере развития студенческих экосистем в вузах; показана актуальность создания и развития студенческой экосистемы вуза; обосновано, что создание такой экосистемы может увеличивать качество высшего образования. В свою очередь рост качества высшего образования приводит к  повышению темпов развития национальной экономики. В статье показано, что при создании студенческой экосистемы могут применяться метод дизайн-мышления и эргономический дизайн. В работе предложено понятие «студенческая экосистема университета», описаны ее философия, идеология, политика создания, миссия и видение развития этой экосистемы, обсуждается структура студенческой экосистемы университета. В работе обоснованы задачи эргономического дизайна в процессе создания антропогенных экосистем. Предложен набор показателей для оценки эффективности студенческих экосистем университетов. Описаны риски создания студенческой экосистемы университета. Результаты данной статьи могут быть использованы при проектировании и создании студенческих экосистем университетов. Развитие студенческих экосистем университетов может быть признано одним из перспективных направлений повышения качества высшего образования в университете и системе высшего образования в целом.


Библиографический список
  1. Киреева А.А., Әбілқайыр Н. Основные направления формирования кластерных зон с опорой на IT и СМАРТ-технологии//В сборнике: Science, Technology and Life – 2017. Proceedings of articles the IV International scientific conference. Scientific editors O.V. Moskalenko, E.M. Harlanova, V.V. Okorkov. 2018. С. 199-202.
  2. Шиболденков В., Нестерова Е. Применение смарт-технологий в управлении жизненным циклом продукции в современных производственных системах//В сборнике: Девятые Чарновские чтения. Сборник трудов IX Всероссийской научной конференции по организации производства. 2020. С. 173-180.
  3. Кудашкина Е.В. Проблемы применения смарт-технологий в основной школе//В сборнике: Подготовка педагогических кадров технологического профиля в условиях реиндустриализации региона. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Ступиной. 2018. С. 54-60.
  4. Косакян Н.Л. Шестой технологический уклад как реальная возможность выхода из кризиса пятого технологического уклада//Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 2. № 4 (124). С. 5-11.
  5. Золотарева О.А., Дарда Е.С., Тихомирова А.В. Гуманитарно-технологическая революция: оценка состояния готовности перехода в новый технологический уклад//Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 55-66.
  6. Козачек А.В. Смена технологических укладов как технологический фактор проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в целях сохранения биоразнообразия//В сборнике: Биологическое разнообразие Кавказа и юга России. материалы XVII Международной научной конференции. 2015. С. 38.
  7. Glushchenko, V. V. (2021). The mission and essence of the theory of technological orders. International Journal of Engineering Science Technologies, 5(4), 65-82. https://doi.org/10.29121/ijoest.v5.i4.2021.205
  8. Коротков А.В., Зобнина М.Р. Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы. -М.:ВШЭ , 2019. – 96 с.
  9. Боровик Г.Г., Дорошенко К.В. Понятие экосистемы, виды экосистем и основные отличия природных экосистем от антропогенных//Студенческий форум. 2020. № 30 (123). С. 23-24.
  10. Фадейкина Н.В., Малина С.С. Развитие теоретических представлений на категории “экосистема” и “инновационная экосистема”// Сибирская финансовая школа. 2021. № 2 (142). С. 103-111.
  11. Glushchenko V.V. Application of the methodology of ergonomic design in the creation of regional and corporate anthropogenic ecosystems // Ergodizayn [Ergodesign], 2022, no. 3 (17). pp. 155-161. doi: 10.30987/2658-4026-2022-3-155-161. https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F180425460071595935%2F1.2&name=%D0%AD%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%202022%20%E2%84%963%20(17).pdf&uid=43903284.
  12. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды [Текст] / В.Ф.Рунге, Ю.П.Манусевич. – М.: Архитектура-С, 2009. – 328 с.
  13. Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер [Текст] / Дж.Панеро, М.Зелник. – М.: Астрель, 2008. – 320 с.
  14. Мирсаяпова И.И. Эмоциональный дизайн и эргодизайн как средство комплексного восприятия предметов дизайна человеком//Дизайн-ревю. 2017. № 1-4. С. 46-50.
  15. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Концептуальный подход к управлению развитием бережливого высшего профессионального образования// Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №3 (16). С. 240–256.
  16. Миракян К.Ф. Особенности мотивации у студентов: взаимосвязи между интеллектуальной лабильностью и учебной мотивацией у студентов//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 1 (61). С. 336-340.
  17. Соснина Н.Динамика профессиональной мотивации московских студентов (на примере студентов-социологов МГЛУ)//В книге: Collegium linguisticum – 2019. тезисы докладов Ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. 2019. С. 227-228.
  18. Глущенко В.В., Глущенко И.И.  Политика мотивации студентов в интересах повышения  качества высшего образования[Электронный ресурс] // Молодежный научный вестник. 2017. № 2(14), с.218-236.
  19. Glushchenko V.V., Glushchenko I.I. Improvement of the quality of higher polytechnic education on the basis of a customer-oriented approach// International Scientific Conference “FarEastCon” (ISCFEC 2018). ISCFEC 2018 took place on October 2-4, 2018 in Vladivostok, Russian Federation. https://doi.org/10.2991/iscfec-18.2019.19 
  20. Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Менеджмент качества высшего образования: что означает “качество” и что означает “высшее образование”?//Управленец. 2020. Т. 11. № 1. С. 2-14.
  21. Болдырева Н.В., Максимова А.П. Оценка качества образования на современном этапе развития системы общего и высшего образования//Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 1 (18). С. 17-24.
  22. Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Тим Браун; пер. с англ. Владимира Хозинского. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  23. Гейдерих П.В.Дизайн-мышление как перспективный способ генерации и развития инноваций//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 245-254.
  24. Страхович Э.В. Применение метода дизайн-мышления в обучении управлению ИТ-проектом//В сборнике: Программная инженерия: методы и технологии разработки информационно-вычислительных систем (ПИИВС-2018). Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-25.
  25. Пулявина Н.С. Возможности применения инструментов дизайн-мышления для совершенствования электронных информационно-образовательных систем//Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 2. С. 489-500.
  26. Смарт-технологии в управлении человеческими ресурсами и данными о людях : учебное пособие / Р.А. Долженко [и др.].. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 141 c. — ISBN 978-5-4497-1178-6. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/118883.html (дата обращения: 29.11.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. – DOI: https://doi.org/10.23682/118883
  27. Глущенко В.В. Философия создания студенческой экосистемы в университетах [Текст] / В.В. Глущенко// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития (Екатеринбург, 15.11.2022 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2022. с.51-53.
  28. Глущенко В.В. Миссия, цели, видение развития и структура студенческой экосистемы университета [Текст] / В.В. Глущенко// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Исследование путей развития научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде» (Ижевск, 24.11.2022 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2022. с. 29-31.


Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: