ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНЭУ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Шершнева Елена Геннадьевна
ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются особенности корпоративной магистерской программы «Финансы в цифровой экономике», реализуемой Уральским федеральным университетом совместно с группой «Синара». Анализируются преимущества реализации совместной программы «вуз-предприятие», отмечается рост интереса отраслевых лидеров России к корпоративным магистерским программам.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г. Опыт реализации корпоративной магистерской программы в области финансов (на примере ИнЭУ Уральского федерального университета) // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100537 (дата обращения: 27.04.2024).

В связи с широким применением цифровых технологий в промышленных отраслях обозначилась необходимость формирования «цифровых» компетенций управленческого звена современных предприятий, поскольку происходящие изменения нуждаются в качественном прогнозировании, планировании, организации, регулировании, координации и контроле предпринимательских действий. Данное обстоятельство требует от вузов не только корректировки учебных планов, но и создания принципиально новых образовательных программ, нацеленных на подготовку профессионалов, обладающих междисциплинарными знаниями и управленческо-технологическими компетенциями в рамках цифровой парадигмы. Как отмечается в исследовании [1], в современных условиях «именно профессионализм (который надо сегодня не просто складывать, а возводить в «квадраты», «кубы» и даже более высокие степени) особенно важен на рынке труда, где наряду с традиционными, все большее значение приобретают цифровые технологии».

Так, в 2020 году в Институте экономики и управления Уральского федерального университета стартовала новая образовательная программа – корпоративная магистратура «Финансы в цифровой экономике», реализуемая совместно с финансово-промышленной группой «Синара». Особенностью данной программы является то, что основная часть магистрантов – это сотрудники холдинга «ТМК-Синара». Основная цель магистерской программы – формирование компетенций и знаний, необходимых менеджерам среднего звена для работы в крупном бизнесе с учетом цифровой трансформации производственных и управленческих процессов. Преимуществом программы является наличие двух траекторий по выбору студента: Банковский бизнес и Корпоративные финансы.

При разработке учебных дисциплин для магистерской программы «Финансы в цифровой экономике» учитывались требования образовательного стандарта УрФУ и пожелания кадровой службы холдинга «ТМК-Синара», что позволило создать конкурентоспособный учебно-методический портфель. Так, например, в блоке обязательных дисциплин представлены:

1)      Актуальные проблемы финансов;

2)      Современные проблемы кредитных отношений;

3)      Информационные технологии в финансово-кредитной сфере;

4)      Финансово-экономические риски;

5)      Финансовые инновации;

6)      Персональные финансы;

7)      прочие дисциплины блока.

В блок общих дисциплин включены:

1)      Цифровая экономика;

2)      Платежные системы и сервисы;

3)      Интеллектуальный анализ данных в финансовой сфере;

4)      Технологии дизайн-мышления и сервис-дизайна;

5)      Интернет-маркетинг и управление продажами;

6)      Управление бизнес-процессами и эффективность организации;

7)      прочие дисциплины блока.

Вариативными дисциплинами траекторий являются:

1)      Управление активами и пассивами коммерческого банка;

2)      Инвестиционные стратегии и управление портфелем активов;

3)      Организация информационной безопасности банка;

4)      Стратегическое управление банковским бизнесом;

5)      Корпоративное финансовое планирование и прогнозирование;

6)      Корпоративное право;

7)      прочие дисциплины траекторий.

К реализации программы, помимо штатных преподавателей УрФУ, привлекаются практики, осуществляющие управленческую деятельность в корпорациях, банках и региональных органах власти (занимающие должности от начальника отдела до руководителя департамента).

К наиболее значимым преимуществам корпоративной магистерской программы «Финансы в цифровой экономике» можно отнести:

  1. Востребованность знаний и сформированных компетенций в реальных условиях. Содержание дисциплин сфокусировано на компетенции, которые требуются бизнес-партнеру и отрасли в целом. Магистранты изучают возможности внедрения цифровых технологий в различные аспекты деятельности предприятий и банков с целью ресурсной оптимизации.
  2. Практико-ориентированность дисциплин. В рамках практических занятий магистранты активно взаимодействуют друг с другом: обсуждают проблемы, делятся профессиональным опытом, составляют проекты, рассматривают кейсы.
  3. Применимость результатов магистерских исследований в работе предприятий. Как правило, выбор темы магистерской диссертации связан с профилем работы магистранта. Соответственно, цель исследования направлена на получение нового знания об объекте и/или совершенствование управленческих процессов.
  4. Наличие интереса магистрантов к научно-публикационной деятельности. Более половины магистрантов за время обучения опубликовали как минимум одну статью в научно-исследовательском журнале.
  5. Повышение квалификации преподавателей университета, так как тематика студенческих проектов основана на реальной повестке промышленного и финансового бизнеса. Такие преподаватели готовы работать в команде и решать сложные практико-ориентированные задачи, в отличие от образовательных программ, где задания для студенческих проектов носят преимущественно учебный характер.
  6. Модульный формат программы. Отдельные модули магистерской программы могут использоваться как элементы программ дополнительного профессионального образования вуза.
  7. Позитивный имидж программы и ее растущая известность в уральском регионе и за его пределами. Данный тезис подтверждается положительными отзывами магистрантов из разных городов России (Екатеринбург, Каменск-Уральский, Москва, Калуга, Таганрог, Волжский).

Как отмечают исследователи, в настоящее время возрастает интерес отраслевых лидеров России к корпоративным магистерским программам. Так, например, среди топ-50 компаний рейтинга «Эксперт-400», двадцать три компании осуществляют подготовку по корпоративным магистерским программам, в том числе инженерно-технических направлений [2].

Таким образом, формат корпоративной магистратуры становится популярным интерфейсом взаимодействия российского бизнеса с университетами. Следует предположить, что стратегия России по наращиванию технологического суверенитета будет стимулировать крупные корпорации и университеты более активно разрабатывать совместные образовательные программы.


Библиографический список
  1. Овчинникова Н.В., Чистякова К.А., Артемов О.Ю. Особенности реализации образовательной программы магистратуры 38.04.02 «Менеджмент» (на примере направленностей «Корпоративное управление» и «Управление проектами») в РГГУ // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 31–46. DOI: 10.28995/2073-6304-2020- 4-31-46.
  2. Райчук Ю.А., Булатова К.А. Новый интерфейс работы технологического бизнеса с университетами – корпоративные магистерские программы // Инновации. 2019. № 6 (248). С. 2-6.


Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация