В связи с широким применением цифровых технологий в промышленных отраслях обозначилась необходимость формирования «цифровых» компетенций управленческого звена современных предприятий, поскольку происходящие изменения нуждаются в качественном прогнозировании, планировании, организации, регулировании, координации и контроле предпринимательских действий. Данное обстоятельство требует от вузов не только корректировки учебных планов, но и создания принципиально новых образовательных программ, нацеленных на подготовку профессионалов, обладающих междисциплинарными знаниями и управленческо-технологическими компетенциями в рамках цифровой парадигмы. Как отмечается в исследовании [1], в современных условиях «именно профессионализм (который надо сегодня не просто складывать, а возводить в «квадраты», «кубы» и даже более высокие степени) особенно важен на рынке труда, где наряду с традиционными, все большее значение приобретают цифровые технологии».
Так, в 2020 году в Институте экономики и управления Уральского федерального университета стартовала новая образовательная программа – корпоративная магистратура «Финансы в цифровой экономике», реализуемая совместно с финансово-промышленной группой «Синара». Особенностью данной программы является то, что основная часть магистрантов – это сотрудники холдинга «ТМК-Синара». Основная цель магистерской программы – формирование компетенций и знаний, необходимых менеджерам среднего звена для работы в крупном бизнесе с учетом цифровой трансформации производственных и управленческих процессов. Преимуществом программы является наличие двух траекторий по выбору студента: Банковский бизнес и Корпоративные финансы.
При разработке учебных дисциплин для магистерской программы «Финансы в цифровой экономике» учитывались требования образовательного стандарта УрФУ и пожелания кадровой службы холдинга «ТМК-Синара», что позволило создать конкурентоспособный учебно-методический портфель. Так, например, в блоке обязательных дисциплин представлены:
1) Актуальные проблемы финансов;
2) Современные проблемы кредитных отношений;
3) Информационные технологии в финансово-кредитной сфере;
4) Финансово-экономические риски;
5) Финансовые инновации;
6) Персональные финансы;
7) прочие дисциплины блока.
В блок общих дисциплин включены:
1) Цифровая экономика;
2) Платежные системы и сервисы;
3) Интеллектуальный анализ данных в финансовой сфере;
4) Технологии дизайн-мышления и сервис-дизайна;
5) Интернет-маркетинг и управление продажами;
6) Управление бизнес-процессами и эффективность организации;
7) прочие дисциплины блока.
Вариативными дисциплинами траекторий являются:
1) Управление активами и пассивами коммерческого банка;
2) Инвестиционные стратегии и управление портфелем активов;
3) Организация информационной безопасности банка;
4) Стратегическое управление банковским бизнесом;
5) Корпоративное финансовое планирование и прогнозирование;
6) Корпоративное право;
7) прочие дисциплины траекторий.
К реализации программы, помимо штатных преподавателей УрФУ, привлекаются практики, осуществляющие управленческую деятельность в корпорациях, банках и региональных органах власти (занимающие должности от начальника отдела до руководителя департамента).
К наиболее значимым преимуществам корпоративной магистерской программы «Финансы в цифровой экономике» можно отнести:
- Востребованность знаний и сформированных компетенций в реальных условиях. Содержание дисциплин сфокусировано на компетенции, которые требуются бизнес-партнеру и отрасли в целом. Магистранты изучают возможности внедрения цифровых технологий в различные аспекты деятельности предприятий и банков с целью ресурсной оптимизации.
- Практико-ориентированность дисциплин. В рамках практических занятий магистранты активно взаимодействуют друг с другом: обсуждают проблемы, делятся профессиональным опытом, составляют проекты, рассматривают кейсы.
- Применимость результатов магистерских исследований в работе предприятий. Как правило, выбор темы магистерской диссертации связан с профилем работы магистранта. Соответственно, цель исследования направлена на получение нового знания об объекте и/или совершенствование управленческих процессов.
- Наличие интереса магистрантов к научно-публикационной деятельности. Более половины магистрантов за время обучения опубликовали как минимум одну статью в научно-исследовательском журнале.
- Повышение квалификации преподавателей университета, так как тематика студенческих проектов основана на реальной повестке промышленного и финансового бизнеса. Такие преподаватели готовы работать в команде и решать сложные практико-ориентированные задачи, в отличие от образовательных программ, где задания для студенческих проектов носят преимущественно учебный характер.
- Модульный формат программы. Отдельные модули магистерской программы могут использоваться как элементы программ дополнительного профессионального образования вуза.
- Позитивный имидж программы и ее растущая известность в уральском регионе и за его пределами. Данный тезис подтверждается положительными отзывами магистрантов из разных городов России (Екатеринбург, Каменск-Уральский, Москва, Калуга, Таганрог, Волжский).
Как отмечают исследователи, в настоящее время возрастает интерес отраслевых лидеров России к корпоративным магистерским программам. Так, например, среди топ-50 компаний рейтинга «Эксперт-400», двадцать три компании осуществляют подготовку по корпоративным магистерским программам, в том числе инженерно-технических направлений [2].
Таким образом, формат корпоративной магистратуры становится популярным интерфейсом взаимодействия российского бизнеса с университетами. Следует предположить, что стратегия России по наращиванию технологического суверенитета будет стимулировать крупные корпорации и университеты более активно разрабатывать совместные образовательные программы.
Библиографический список
- Овчинникова Н.В., Чистякова К.А., Артемов О.Ю. Особенности реализации образовательной программы магистратуры 38.04.02 «Менеджмент» (на примере направленностей «Корпоративное управление» и «Управление проектами») в РГГУ // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 31–46. DOI: 10.28995/2073-6304-2020- 4-31-46.
- Райчук Ю.А., Булатова К.А. Новый интерфейс работы технологического бизнеса с университетами – корпоративные магистерские программы // Инновации. 2019. № 6 (248). С. 2-6.