Проект – это что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги… Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами. Рассматривая жизненный цикл любой компании, можно определить, что проект – это действия, которые выделяются среди других процессов. Другими словами, любой процесс, требующий дополнительного контроля, можно назвать проектом.
Проектное управление – это искусство руководства, координации усилий людей и использования ресурсов с применением достижений современной науки и современных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и удовлетворения заинтересованных участников проекта.
Деятельность можно назвать проектной, если она соответствует двум признакам:
- минимизация рисков негативных последствий для компании. В некоторых случаях в отдельный проект выделяют задачи, которые хотя и неуникальны, но крайне важны для будущего компании, поэтому требуют дополнительного внимания. Допустим, организация хочет принять участие в государственной программе, чтобы получить финансирование. Заниматься этой задачей должен финансовый отдел, но, если результаты по проекту будут негативными, то фирма может лишиться источника финансирования. Поэтому руководство может решить выделить задачу в отдельный проект, используя инструменты работы с рисками;
- управление человеческими ресурсами. Чтобы перейти к управлению и собрать команду специалистов, важно изначально поставить правильную цель и определить способы ее достижения. Некоторые задачи управления проектами можно успешно выполнить, скоординировав работу разных подразделений. В таких ситуациях сотрудники некоторых отделов могут перейти в подчинение не к своим руководителям. Чтобы достичь максимальной эффективности такие задания лучше выделить в отдельный проект.
Главная концепция проектной деятельности заключается в проведении мероприятий, которые будут направлены на достижение конечной цели и соблюдение установленных требований. Для этого могут использоваться различные методы и подходящие инструменты.
Цели управления проектами сводятся к получению максимального результата при минимальных временных и финансовых затратах. Когда проект только стартует, важно определить цели бизнеса, понять, решение каких задач поможет лучше всего их достичь.
Возможные варианты задач, которые необходимо решить для достижения целей управления проектами:
- наладить управление рабочим процессом;
- эффективно распределять нагрузки по времени для решения задач в установленные сроки;
- анализировать издержки и по возможности сокращать их;
- контролировать рациональное использование ресурсов.
В управлении проектами важно добиться сбалансированности следующих показателей: рациональное использование финансов, эффективность временных затрат, соблюдение критериев качества.
На сегодняшний день задачи управления проектами состоят в планировании проекта, в составлении графиков работ по реализации проекта, в управлении рисками (оценка продукта, процесса для их усовершенствования), в управлении командой проекта, в управлении проектными работами. Задачи проектного управления показаны в таблице 1.
Таблица 1. Задачи проектного управления
Задачи |
Характеристика |
Планирование проекта, составление графиков работ по реализации проекта |
План проекта составляем, чтобы определить какое оборудование необходимо, какие люди нужны, каковы затраты времени, посредством каких работ будет достигаться цель проекта. Проектный план состоит из трех элементов: назначения, ресурсы, задачи |
Управление рисками. |
Управления рисками – совокупность определенных процессов, связанных с распознанием и анализом рисков, с принятием мер, которые минимизируют отрицательные и максимизируют положительные последствия наступления рисковых событий |
Управление командой проекта, управление проектными работами |
Для качественного управления проектными работами необходимы координация и стандартизация проектной деятельности, знание о полной (целостной) картине состояния проекта, строгая отчетность по ресурсам и действия в проекте, централизованное управление проектами и ресурсами. |
К принципам управления проектами относят следующие принципы. Первый принцип управления проектами – принцип конкурентоспособности. Управление проектами в компании должно быть конкурентоспособным, для обеспечения возможности эффективного использования инвестиций и трудовых ресурсов при реализации проектов.
Второй принцип управления проектами – принцип дифференцированности:
- управление проектами должно охватывать различные аспекты управления для разных типов проектов компании:
- компания должна разработать и использовать специализированные стандарты для реализации проектов разного типа;
- стандарты управления проектами по каждому типу проекта должны быть разработаны с учетом специфики конкретного типа проекта. Организация управления проектами должна учитывать соотнесение вклада разных категорий участников проекта в конечный результат. При принятии решения о входе в проект необходимо учитывать специфику проекта и рыночную ситуацию, связанную с данной спецификой.
Третий принцип управления проектами – принцип гибкости. Управление проектами должно сочетать в себе жесткость правил исполнения бизнес-процессов проектной деятельности и гибкость в реагировании на изменения внутренней и внешней ситуации в компании.
Четвертый принцип управления проектами – принцип экономической целесообразности:
– темпы развития и совершенствования управления проектами в Компании должны способствовать достижению показателей эффективности портфеля проектов Компании, а не отдельного проекта;
- любое действие в рамках проектов должно быть направлено на получение требуемого результата, при этом темпы развития и совершенствования управления проектами в Компании должны опережать темпы роста компенсаций на содержание Проектного офиса;
- стандарты управления проектами должны позволять контролировать и эффективно управлять ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми).
Пятый принцип управления проектами – принцип разделения полномочий. Управление проектами в Компании должны осуществляться на основе системы процессного управления по принципу «1 Процесс – 1 Хозяин». (Хозяин – должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты Процесса).
Шестой принцип управления проектами – принцип открытости:
- внедряемые стандарты управления проектами должны быть открытыми для возможности их развития за счет внесения идей, предложений, пожеланий по ее развитию сотрудниками Компании.
- если сотрудник видит противоречие между стандартом и окружающей действительностью, он поднимает вопрос о проверке данного стандарта на соответствие целям.
- компания должна поощрять действия по улучшению стандартов.
Седьмой принцип управления проектами – принцип применения лучших практик. Развитие управления проектами в компании должно базироваться на использовании лучшего опыта, применении лучших практик. Компания должна поощрять распространение лучших практик.
Проект развития персонала – определение будущих требований, которые могут быть предъявлены к рабочим местам, необходимые для профессионального развития сотрудников. Планирование должно способствовать повышению нужной квалификации персонала.
Проект развития персонала – составная часть общего планирования, наряду с расчетом потребностей в персонале, планированием карьеры, увольнения сотрудников. Она включает в себя все усилия фирмы по сохранению соответствующего уровня знаний у трудового коллектива или же повышение квалификационного уровня путем дополнительной подготовки.
В планировании развития персонала можно выделить следующие элементы:
- обучение работников;
- переподготовка;
- повышение квалификации.
Обучение работников – целенаправленный организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения.
На первом этапе определяется потребность, цели и задачи обучения.
На втором этапе организуется процесс обучения и повышения квалификации. Повышение квалификации сотрудников происходит не менее чем раз в три года.
На третьем этапе происходит оформление результатов. Каждый работник информирует своего руководителя о прохождении обучения и предоставляет в отдел кадров документы: удостоверения, сертификаты и другое. На рабочих, которые прошли подготовку, направляется в отдел кадров копии протоколов о сдачи квалификационных экзаменов.
В целом, от грамотного планирования обучения персонала зависит эффективность работы всего предприятия, так как высококвалифицированный персонал – конкурентное преимущество фирмы.
Библиографический список
- Андреев, И. А. Обучение персонала принципам бережливого производства в системе дистанционного обучения на предприятии оборонно-промышленного комплекса / И. А. Андреев // Вестник Концерна ВКО Алмаз – Антей. – 2021. – № 1(36). – С. 8-21.
- Белогоров, А. С. Современные методы профессионального развития и обучения персонала организации / А. С. Белогоров // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 5. – С. 170-175.
- Заславская, О. Ю. Проектирование системы управления обучением на основе метода управления проектами / О. Ю. Заславская, А. В. Симонян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2020. – Т. 17, № 2. – С. 107-122.
- Овсий, А. С. Эффективное управление проектами / А. С. Овсий // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2022. – № 18. – С. 169-172.
- Чивильгина, Е. В. Виды и формы обучения персонала в организации / Е. В. Чивильгина // Синергия Наук. – 2022. – № 73. – С. 556-566.